День 1. Екатеринбург, Берлин, Грайфсвальд

Ирина Шаманаева
Предыдущая заметка: http://proza.ru/2018/11/14/523

День 1. 22 сентября, суббота.
ОЧЕНЬ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ


Наше путешествие началось теплым и солнечным утром 22 сентября. Но, конечно, был еще полный хлопот вечер накануне. Моя мама забрала Стаса на дачу (и согласилась присмотреть за ним в течение 2 недель, так что наше путешествие состоялось благодаря ей!), мы относительно спокойно собрали вещи. Дискуссия «рюкзак или чемодан» у нас состоялась давным-давно, и мы приняли решение в пользу первого. Потому что чемодан, конечно, можно катить – но на лестницах он превращается в обузу. Нам показалось, что отрезков пересеченной местности нас впереди ждет больше, чем ровной, и в общем-то, не ошиблись. Юра купил себе в туристическом магазине серьезный походный рюкзак (чтобы в самолете сдать его в багаж), а я поехала с его повседневным городским рюкзаком – он должен был служить в самолете нашей общей ручной кладью. Кроме этого я взяла с собой маленькую текстильную сумку, потому что «просто так», не в походе, ходить с горбом рюкзака по улице я не люблю.

Одежды мы постарались взять по минимуму, хотя можно было обойтись еще меньшим. Обуви – по две пары (легкие «тапочки» и ботинки поосновательнее), она в поездке выложилась по полной программе. Я взяла еще и нарядное платье и нарядные туфли для традиционного банкета в честь закрытия конгресса. Сознавала, что платье будет «на один раз», но уж очень хотелось! Туфли зато взяла такие, которые не жалко потом выбросить, на неудобных шпильках и со старомодным носком. Они в конце концов упокоились там, где я и сама не отказалась бы упокоиться – в в Ла-Рошели, в симпатичной урне в парке имени Франка Дельма.

Стоял конец сентября, нужно было позаботиться и о верхней одежде, потому что север Германии в это время года непредсказуем. Старинная подруга моей мамы, живущая в Шверине (я же еще не рассказала, как в наших планах возник Шверин! Сейчас исправлюсь!) предупреждала, что у них как раз на днях был град с ледяным дождем. Так что в рюкзак улеглись две теплые куртки (моя «Коламбия» особенно порадовала – не весила почти ничего), свитера, шарфы и два зонтика. Пригодились они за 14 дней ровно один раз. А весили, собаки, много...

Гаджетов мы взяли оптимум – то есть маленький нетбук (без него мы никуда, он нам в дороге вместо стационарного компьютера и планшета), фотоаппарат, электронную книгу, телефоны, зарядку. Плюс маленький бумажный путеводитель по Парижу (в отличие от электронного, им очень удобно пользоваться). Распечатали наши билеты и брони отелей, сложили в папку. Еще раз проверили самое необходимое (паспорта, деньги, карты, телефоны). Завели будильник на пол-шестого утра (вылетал наш самолет в 9.40) и легли спать.

А пока мы как будто спим, я расскажу про Шверин. Так вот, мамина подруга Любовь Ароновна уехала в Германию еще в 2004 году, и с тех пор там так и живет и постоянно к себе приглашает. Но у нас то одни обстоятельства, то другие – никак не получается. И вдруг мы оказываемся в одной федеральной земле! Естественно, такой случай упустить нельзя. Мы списались, созвонились, рассказали о своих планах съездить к ней в пятницу, когда конгресс завершит основную работу, днем погулять с ней по Шверину, а вечером вернуться обратно в Грайфсвальд. Любовь Ароновна внесла встречное предложение: кататься туда-сюда – неразумная трата времени и денег, лучше завершить все дела в Грайфсвальде, приехать в пятницу утром к ней в Шверин и уже обратно не возвращаться, там и переночевать, а на следующий день ехать в Берлин. Так мы и поступили. Срочно перебронировали нашего «Луиджи» с 7 ночей на 6, убедились, что транспорта между этими городами курсирует много – и на этом успокоились.

Между тем прозвенел звонок, мы вскочили, сделали свою дневную норму на Duolingo, я французского, а Юра немецкого (день в плане доступа к интернету мог быть непредсказуемым), позавтракали, бросили напоследок придирчивый взгляд на багаж и вызвали Яндекс-такси. Те запросили 400 рублей от Академического до Кольцово и приехали стремительно. По субботним пустым дорогам мы добрались очень рано. Но регистрация вскоре открылась, большой рюкзак мы сдали, и перед выходом в «чистую» зону еще немного погуляли по нашему небольшому уютному аэропорту. Напоследок чашка бесчеловечно дорогого капучино и селфи на память.

День был тихий и ясный, никаких неприятных сюрпризов ни погода, ни техника нам не приготовили. Улетели вовремя, долетели вовремя. С нами ехали уставшие, полусонные «горячие финские парни», а из задних рядов доносилось мяуканье кота в переноске, вот и все, что было необычного в дороге.

Москва, Шереметьево. Такой же яркий, солнечный день, погулять бы – но времени слишком мало. Рейсы были в одном терминале, так что и здесь все складывалось подозрительно идеально. Не спеша прошли паспортный контроль, просветили себя и ручную кладь, нашли уютное местечко со стремительным интернетом. Кофе и все остальное, понятно, стоит еще бесчеловечнее, чем в Кольцово: порция сырников – 400 рублей, кофе – 300! Но нам даже есть не хотелось. Рейс наш вовремя загорелся на табло, мы вовремя прошли на посадку, и все опять было чинно-благородно, шестеренки были смазаны идеально и крутились безукоризненно.

А мне было страшновато. Чувствовала я себя прямо как «дубовый листок оторвался от ветки родимой». Я три года за границей не была, да и тогдашнюю поездку в Прагу не сравнить с нынешним путешествием по сложности и потенциальным возможностям облажаться! А еще при мысли, что вокруг меня сейчас все заговорят по-немецки, по спине ползли мурашки. Да, да, у меня, окончившей в 2004 году иняз УрГПУ. 

Долетели совсем без приключений, мне даже ничего не запомнилось в самолете. Только помню, что с продвижением на запад небо серело, и в Берлине оказалось очень пасмурно и прохладно. И еще, когда самолет начал снижаться, внизу над кронами деревьев, как гигантские растения с другой планеты, показались ветряки. В аэропорту Шенефельд мы без промедления получили багаж, и я сразу же попыталась подключиться к вай-фай, потому что мне надо было дать весточку берлинским друзьям – Анне и Эмилии.

И тут – первый облом. Подключение в Шенефельде не автоматическое, как в Шереметьево, нужно принять какие-то условия, а мой телефон эту стадию пропустил и завис. И я не знаю, что делать, у нас же встреча на Hackescher Markt запланирована, они же ждут, что я сообщу о своем прибытии! К счастью, Юра на своем телефоне все сделал как надо, у него вай-фай был, и я оповестила Аню. Мы купили в автомате билет на S-Bahn (бумажный дневник зафиксировал для памяти, что за 3.40 евро). Там рядом с местом, где мы собирались тусоваться, с Александер плац, в 18 часов отправлялся и наш фликсбус до Грайфсвальда.

Пересаживаться нигде не пришлось, доехали напрямую. Дорога от Шенефельда почти до самого центра Берлина была весьма унылой, правда, повеселила реклама в поезде: «Tu was fur dein Darm, sonnst dein Tag ist im Arsch!» («Сдедай кое-что для своего кишечника, иначе твой день в заднице!») – реклама мюсли. Я все поняла и впервые почувствовала, что не все с моим немецким так уж плохо.

Ну а дальше был оживленный Hackescher Markt и радостная встреча с Аней, с которой мы не виделись бог знает с какого лохматого года в Питере. Миля подтянулась позже. Мы сидели в ресторане под названием Oxumoron в квартале, битком набитом берлинским модерном, ели берлинские фрикадельки и пили вино. Я выпила столько, что мне стало море по колено.

Аня и Миля показали нам ночной клуб Eschloraque, место встречи берлинских хипстеров, завели в магазин Holem, где продается плитка в стиле модерн, полюбоваться на орнаменты, которые обычно можно встретить только на музейных экспонатах. «Когда-нибудь я оформлю свою квартиру этой плиткой», – мечтательно сказала Аня, и я ее прекрасно понимаю. Я тоже люблю модерн.

Но пора уже было продвигаться к автобусу, и мы пошли на Alexander Platz. Не узнать ее или пройти мимо просто невозможно – из-за телебашни. Место это довольно культовое, наверное, из-за фильма Фассбиндера «Берлин, Александерплац», хотя вид у этой площади типично гдр-овский, и если вызывает какие-то теплые чувства, то разве что ностальгию. Вскоре подъехал наш автобус, и мы, простившись с друзьями, поехали в Грайфсвальд.

Дорогу я помню плохо, потому что быстро стемнело и мы задремали. Что запомнилось - так это ветряки. Они в Германии повсюду. А уж в плоской, как лист бумаги, и ветренной Померании их ставить сам бог, как говорится, велел. Еще помню, что в нашем автобусе был работающий туалет и была карта, а это, как мы потом поняли, исправным во фликсбусах бывает далеко не всегда. Вайфай тоже работал, и здесь для подключения никаких условий не требовалось.

У нас была распечатка из гугл-карт с планом центра Грайфсвальда, и где находится наш отель, мы в принципе представляли. Единственное, с чем возникла заминка - мы почему-то решили, что у автобуса будет две остановки, и та, где он остановился (и весь автобус высыпал на улицу, осталось только два беспробудно спящих пассажира) - не та, которая нам нужна. Я начала приставать к пассажирам и водителю. Понимали мы друг друга плохо. Наконец сообразила задать правильный вопрос и спросить: «Какая следующая остановка?» Мне ответили: «Штральзунд». Ясно, приехали.

Юра отлично ориентировался на месте и безошибочно вывел нас к пансиону, но тут возникло небольшое затруднение. Оказывается, в почте у него было письмо от хозяев, где сообщался код и номер нашей комнаты, но он не видел этого письма. Мы очутились перед запертой дверью. На дверях был номер телефона. Я позвонила, стараясь не думать о тарифе. Как-то объяснилась. Пришла девушка, впустила нас, объяснила то, что мы должны были знать из письма. Как бы там ни было, нас ждал номер, а в коридоре на площадке стоял стол с чайником, кофеваркой, чаем и кофе. Пить хотелось гораздо больше, чем есть. Мы тут же заварили чай (рислинг, который нам подарила Аня, кажется, все-таки оставили на следующий день!), распаковались и рухнули спать. Бесконечно долгий день с преодолением четырех тысяч километров самолетом, поездом и автобусом наконец-то закончился.

На фото: Грайфсвальд, Маркт плац.

Следующая заметка: http://proza.ru/2018/11/15/1097