10. глухарь

Владимир Нестеренко
       В детстве часто бывает: сидишь  дома один и тебе становится жутко – вдруг кто-то под кроватью спрятался. А что творится в душе у человека, когда он один в тайге? Вдруг разбойник встретится или зверь?
Мне представился случай проверить: смогу  ли один по тайге ходить, не возьмёт  ли жуть?
       Дал  мне Степан ружьецо, а  к нему  всего три патрона. В одном  дробь на утку, во  втором – покрупнее, на глухаря, в  третьем – картечь. До поселка с горы Арга, где мы орех кедровый добывали – сорок  километров. Путь не легок, но интересен.
       Любой горожанин,  попав впервые в тайгу с  ружьём, ставит  из себя охотника. Но не столько подстрелить дичь или  зверя он стремится, сколько себя защитить, страх побороть. Где-то ветка хрустнет, птица прокричит, а  у человека всякие видения перед  глазами. То  ему медведь чудится, то кабан со страшными клыками, а то и просто чудище лохматое. Того и гляди крикнет: «Чур, меня!»
Меня тоже видения одолевают. К тому же ружьишко одноствольное, какой заряд понадобится, если стрелять придется, не знаю. Не стану же мелкой дробью по медведю палить, картечью – в рябчика. Вот и оставил  ружье незаряженное, а подходящий патрон под рукой держу.
         Ночью на Арге  легкий  снежок  прошел, в тайге бело, красота. Контраст неимоверный, темный изумруд кедра сверху прикрыт снежным пухом. Чудо!
         Первый снег – охотнику  союзник: все ему известно, где и кто прошел. Вон кедровка наследила, там  белка на  землю спускалась. А вот  глухари толпой  прохаживались. Выводок с мамашей. Где-то недалеко кормятся. Во  мне проснулся азарт охотника.
         Следы петляют по тропе, тянутся  ложбинкой к ручью, который  шумит неподалеку. Зарядил я ружьё, настороженно двигаюсь. Батюшки! Вот это след так след! С мою пятерню! Никак глухарь-великан пожаловал.
         Копалуха с выводком с елки опустилась и долго шла сюда с выводком, а  глухарь на бреющем полёте прилетел. Тяжёл он, ему камнем сваливаться опасно, разобьется, вот   плавно и снижался. Приземлился, пробежал по инерции несколько шагов и, не спеша, направился по тропе.
         Я по следам, как по строке  книжной иду, ружьё наизготовку, думаю: вот бы к великану на выстрел подойти.
         Тропа свернула влево. Открылась длинная, как коридор, прогалина, и на ней –  глухарь. Сначала подумал: пень черный, обгорелый. Нет, пень ожил, голова из пня выросла, а на голове рубиновые дуги. Это брови у глухаря, как  фонари горят.
        Поднимет глухарь голову, фонарями туду-сюда – нет ли опасности, можно ли дальше  кормиться? Опустит голову –  снова на пень похож. Бывает, забьётся глухарь в  темную хвою ели, сидит невидимый, слившись с деревом. Только брови и выдают птицу. Но зато в бровях вся  краса  глухариная.
        Я как  увидел птицу – замер. Дышать боюсь – метрах в двадцати он от меня. Настоящий великан – с полпуда будет, а то  и больше.
        Что же делать? Ружьё наизготовке с подходящим  зарядом. Ударю, свалю  глухаря. Только куда мне его девать? Такого великана в три приёма не съешь. Нести в поселок – у меня своя поклажа нелегкой становится: чувствую вдвое увеличилась от   продолжительной хотьбы. Не бросать  же птицу. Мне бы  глухарёнка поменьше.
Пока я размышлял, глухарь снова поднял голову и фонарями на меня. Ну, сейчас улетит. Нет, принял меня  за необычную лесину и снова принялся  что-то аппетитно клевать.
        Дай-ка я его сфотографирую. Осторожно беру аппарат, он висел у меня на  груди, поднимаю к  глазам. Глухарь глухарём, а все слышит, подозрительно вскинул голову, хотя я никаких звуков, кроме легкого шелеста одежды не издавал.
Вот великан забеспокоился, шагнул вперёд, вытянул шею, сверкнул фонарями, ещё  шаг, ещё. Уйдет, думаю, а сам ни жив, ни мертв. Нет, остановился. Прислушался, зыркнул на меня, заметил, как я пальцами объектив кручу, навожу резкость, и понял – опасность. Пошел глухарь, встрепенулся, побежал, тяжело поднялся на крыло, забухтел: «Бух-бух-бух!»
       Тут  и мой щелчок аппарата, второй, третий…
       Выходит, мог я его дробью срезать. Ну, срезал бы птицу, бросился бы за добычей, все следы бы затоптал и на радостях не  узнал, что так аппетитно глухарь ел?
      Тут подошел я осторожно к месту, где великан кормился, смотрю: кочка мшистая снежком присыпана, а на кочке – черника. Кисточка к кисточке, крупная. Да много её.  Собрал я горсть ягод цвета вечернего неба – и в рот. Сладкая!…