Об именах. Герман Греф

Александр Ерошкин
Хочу сразу заявить, что я не могу хорошо относиться к тем, кто считает простых людей  быдлом и готов заменить их машинами и роботами. Иногда одного слова, одной фразы достаточно, чтобы понять, чем человек дышит и как он воспринимает людей с иными взглядами, иными убеждениями, иными способностями. Должность, воспитание, образование или окружение, а то и спортивное или культурное достижение или просто внешность могут кого-то поднять над всеми, выделить, наделить властью.

Герман Греф, на мой взгляд, попал в обойму высшей власти России чисто случайно, но глобалист по убеждениям, он высоко ценит себя любимого и, наверное, считает, что это парение над всеми ему дано на все времена, что сам он никогда не будет старым, немощными или просто безработным. На основании только этого можно сделать выводы, что человек он весьма не далёкий.

Герман О;скарович Греф  из русских немцев, его родители -  этнические немцы, поселились в Донбассе, но в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз в 1941 году были высланы в Казахстан.  Герман родился 8 февраля 1964 года в селе  Панфилово на берегу Иртыша,  Панфилово названо в честь героя Великой отечественной войны Ива;на Васи;льевича  Панфи;лова (1893 -  18 ноября 1941). В Казахстане формировалась панфиловская дивизия, и память о панфиловцах сохраняется до сего дня. В селе Панфилово есть памятник герою.  В этом селе Герман закончил школу, службу в армии он проходил в 1982—1984 годах в Чапаевске Куйбышевской области. В этом городе был завод по созданию химического оружия, были крупные склады химоружия, но они ликвидированы по договору об уничтожении химоружия.
В 1990 году Греф окончил юридический факультет Омского госуниверситета, стал правоведом. Во время учёбы был комсоргом курса, возглавлял  комсомольский оперотряд, вступил в КПСС. После окончания был оставлен в университете преподавателем юридического факультета.

В 1990 - 1993 годах он аспирант юридического факультета Ленинградского университета, его научным руководителем был Анатолий Собчак, к которому он попал по рекомендации Сергея Бабурина, декана юридического факультета Омского государственного университета. Чувствуете, на каком уровне была у него поддержка? Но  диссертацию Греф тогда так и не защитил.

Карьеру Герман Греф сделал по сути  в Санкт-Петербурге.  В 1991 году он  юрисконсульт Комитета экономического развития и имущества администрации Петродворца, а уже через год он начальник Петродворцового районного агентства Комитета по управлению имуществом администрации города Санкт-Петербурга, а следом председатель Комитета по управлению имуществом — заместитель главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга. Те, кто делил общенародное имущество и отдавал его за бесценок в частные руки и зарубежным компаниям, делали головокружительное восхождение наверх или становились владельцами баснословной собственности.

Жарким летом 1992 года к нам в Челябинск приезжал и.о. премьера Егор Гайдар. Челябинский губернатор Вадим Соловьёв разрешил мне, журналисту городской газеты, быть на всех встречах, которые проводил Егор Тимурович, не для публикации  информаций, для того, чтобы глубоко разобраться в смысле реформ, проводящихся в России. Я разобрался, понял, что реформы делаются не в интересах нашего народа, примерно через месяц после отъезда Гайдара я решился на маленькую заметку под рубрикой «Пульс реформ», она называлась «Какой пульс у мёртвых реформ», и меня отлучили от освещения политики и экономики на страницах «Вечёрки», а сам я с онемевшим лицом на две недели попал в нервное отделение больницы. Могли и от газеты отлучить, но… разрешили выпускать страницы «Потребитель», учить рядовых граждан рыночным отношениям.

У меня и у Грефа взгляды на реформы оказались противоположными, потому для меня карьера завершилась, когда я сказал правду о смысле реформ, я достиг потолка, а Греф продолжал рост. Либеральная власть входила в силу.

В 1994 году Герман Греф - заместитель председателя, директор Департамента недвижимого имущества, первый заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга, а в 1997— вице-губернатор, член совета директоров ОАО «Ленэнерго». Одновременно он в составе совета директоров компании «Морской порт Санкт-Петербурга» и в совете директоров компании «Петербург — 5-й канал».

Надо сказать несколько слов о фамилии. Она короткая, запоминающаяся, в ней тот же набор (остов) согласных, что и в слове граф. По-немецки   Gr;fin /грэфин/ – графиня.   Graf  - это дворянский титул, а gr;flich – графский.  Greif /грайф/ - это гриф, хищная птица, питающаяся падалью.     А ещё Greif – это грифон. По Геродоту  грифоны - это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, они живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называл грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». То есть подспудно фамилия связана с охраной золота. Немецкий глагол greifen означает хватать, схватить. А вот существительное Greifer связано с робототехникой. Это рука робота, манипулятор, схват, захват. Герман Оскарович знает это и,  видимо, потому не без трепета относится к робототехнике, связывая с нею будущее всего человечества.

Во время  работы в Санкт-Петербурге Греф познакомился с Алексеем Кудриным, Дмитрием Козаком, Дмитрием Медведевым, они и позаботились о нём и обеспечили его работой в правительстве России на целых семь лет (2000—2007).

Эта работа началась с должности Первого заместителя Министра госимущества Российской Федерации, с коллегии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, руководства «Центром стратегических разработок» (1999).

В марте 2000  года в Челябинск приезжал Владимир Путин с предвыборной программой, Я сопровождал его в составе журналистского пула в поездке в закрытый город Снежинск (ЗАТО – закрытые территориальные образования). Мне очень не понравилась эта поездка, утверждённый график постоянно нарушался, журналистов не выпускали из здания дома культуры, охрана не подпускала близко к Путину, телевизионщиков пытались отправить на галёрку, с большим трудом журналисты отстояли своё право, но на вопросы, которые передо мною стояли, Путин ответил: ЗАТО будут сохранены, ядерная тематика будет продолжена, «учёных в обиду не дадим» и им не придётся торговать. К тому же Путина  называли не господином, а товарищем, а это вселяло надежды, что не всё будет разрушено.

На выборах в марте 2000 года  победил Владимир Путин. 7 мая он вступил в должность президента, а 17 мая назначил премьер-министром Михаила Касьянова. Тот пригласил  Грефа  на созданную специально для него должность министра экономического развития. 18 мая Указом президента  Министерство торговли РФ и Министерство экономики РФ были объединёны, появилось  Министерство экономического развития и торговли РФ во главе с Германом Грефом. Все семь лет мне хотелось это министерство назвать иначе – министерством экономического торможения, но … комолой корове бог рогов не даёт. У меня не было возможности высказать это мнение в прессе. В городской газете я уже не работал, а на ЧТЗ, где я возглавил пресс-службу, шли такие процессы, что я не мог ставить под удар остатки некогда огромного трудового коллектива.

 Кстати, когда я переехал в Германию, я понял, что сложнее всего приходится генеральному директору ЧТЗ.

Валерий Михайлович Платонов мой ровесник. Мы познакомились с ним в 1977 году. Я работал в газете на ЧТЗ и каждое утро ходил на завод пешком. А навстречу мне каждое утро шёл мужик высокий ростом, хорошо одетый, спортивно скроенный, уверенный в  себе. Мы встречались всегда в одном и том же месте, в сотне метров от кинотеатра «Спартак». Сначала приглядывались друг к другу, потом стали здороваться, улыбаться. Иногда обменивались ничего не значащими фразами: Как дела? Как здоровье? Всё нормально?

Прошло не менее года. Я освоился на заводе, меня ценили и в комитете комсомола, и в парткоме. Готовилось совещание о развитии бригадного движения на ЧТЗ. Мне казалось, что всё идёт не просто нормально, а очень хорошо. Я помню о таких бригадах по Кыштыму, был на многих предприятиях Челябинска. Есть, с чем сравнивать. Я спокоен. На ЧТЗ лучше организация. А в парткоме тревога среди инструкторов: сам Платонов приедет.
- Кто такой Платонов? Почему его надо бояться?
- Зав  орготделом горкома  партии. Он хорошо знает производство, его не проведёшь. Фальшь сразу чувствует…
- А мы не врём. У нас нет секретов. У нас всё на виду. У нас настоящие бригады, и отношения в них настоящие, а не показушные…
- Это мы знаем, но всё же…

Прихожу в партком за полчаса до совещания и встречаю того высокого мужика, с которым по дороге на завод здороваюсь ежедневно. Тут и узнаю, кто такой Платонов.
Через несколько лет я перешёл в партотдел редакции «Вечернего Челябинска». Мой непосредственный начальник – заведующий отделом негативно отозвался о кураторе в горкоме партии, что на него трудно угодить, особенно когда готовишь информацию с пленумов, бюро или конференций. Не дай бог, поставишь кого-то не туда.
- А если прочитывать при подготовке информаций?
- А это не принято.
- Почему?
 - Так сложилось.
Тут я узнал, что согласовывать надо с Платоновым. И я стал звонить. Это же так просто. Попутно узнаёшь ещё что-то, что надо отразить в газете.

К 2000-ому году обстановка в редакции стала невыносимой. Я уволился, не найдя для себя тихой гавани. Подрабатывал в частных газетах. Удивительно, но на ЧТЗ заметили исчезновение моего имени в «Вечёрке». И я получил приглашение на ЧТЗ, где генеральным директором был В.М. Платонов. Я согласился без раздумий.

После я понял, что коллектив стал далеко не тот. В руководстве оказались люди, которые производства не знали, на рабочих смотрели свысока, не пытались даже вникнуть в возникающие проблемы. Генеральному их просто навязали.

Мне было легче, чем многим другим руководителям подразделений. О генеральном директоре и говорить нечего. Предприятие входило в какие-то холдинги, приезжали на завод люди, которые пытались повлиять на направления деятельности предприятия.  Платонов несколько раз ездил в США, был в Лас-Вегасе, где всё подчинено игре, где мастера вызвать у любого азарт, втянуть в игру любыми способами. Некоторые проигрывали гигантские состояния. Платонов не клюнул,  с него усиленно требовали организовать сборку на ЧТЗ катерпиллеров, американских тракторов и бульдозеров, сперва из американских запчастей, потом наладить производство непосредственно здесь, но при любом варианте продукция будет заметно дороже. Платонов на сделку не пошёл. Это была уловка, чтобы уничтожить всякое производство в России. Западные монополии это делают мастерски.

Платонов и некоторые его заместители и руководители подразделений пытались противостоять давлению со стороны. А это отражалось на здоровье. Меня спасло то, что я за год до наступления пенсионного возраста уехал на ПМЖ в Германию. А сколько моих ровесников отошли в мир иной! Несколько лет назад покинул этот мир и Валерий Платонов.

А Герман Греф своею деятельностью ставил под удар гигантскую страну, ведь он был основным лоббистом, сторонником вхождения России во Всемирную торговую организацию. Для северной страны с суровыми климатическими условиями это недопустимо: по правилам ВТО надо открывать рынок для дешёвых товаров. А в России и заводские цехи надо отапливать, и поля орошать, и урожай от ранних морозов защищать. И социальная сфера нуждается в защите. И образование в наших условиях должно быть иным, чем в странах с жарким климатом. Всё ведёт к удорожанию продукции. Ясно, что в таких условиях конкурировать крайне трудно…

 Оленевод из тундры один день в тропиках сможет выдержать, а погонщик верблюдов замёрзнет в тундре в течение  пары часов, а то и раньше. Грефов такие факты не интересуют.

24 февраля 2004 года правительство Касьянова было отправлено в отставку. Моя жена тогда очень сожалела об этом. Ей нравился Касьянов, а я его терпеть не мог. Не голос, а фагот, приходилось вслушиваться в то, что он говорил. Греф мне тогда казался более достойной  кандидатурой на пост премьера. Но формировать новое правительство доверили Михаилу Фрадкову, а он  поручил Герману  Оскаровичу снова возглавить Министерство экономического торможения, ой, развития и торговли РФ.
 
Премьер-министр Фрадков через три года понял, что разваливать экономику страны больше не в его силах, 12 сентября 2007 года  он обратился к Владимиру Путину с просьбой об отставке. Она была принята. Своего поста лишился и Герман Греф.

Вот тогда, то есть с октября 2007 года Герман  Греф и
стал  Председателем правления Сбербанка России. Его назначение вызвало недовольство ведущих менеджеров банка, они проголосовали против Грефа. Прежний глава банка Андрей Казьмин был переведён на работу в Почту России.
 
Скажу о своих впечатлениях от Сбербанка России, на счёт которого перечисляется моя пенсия. Одиннадцать лет я связан с ним. Естественно, что к Грефу я не обращался ни с чем. Решал все вопросы на нижнем уровне. Центральный офис банка в Челябинске я вспоминаю с содроганием. Во-первых, к нему сложно подобраться. Пройти невозможно. Тротуара нет, приходится лавировать среди автомашин. Зимой всё обледенело. Однажды помогал женщине с коляской пройти к главному входу. Тогдашнему мэру города Сергею Давыдову я наобещал заочно чёрте чего. Хотя его хорошо знал по совместной работе, ценил его усилия  по сохранению советских предприятий, мы были с ним по одну сторону в судах, когда преступные, на мой взгляд, элементы из Москвы пытались захватить Челябинский металлургический комбинат. На мой взгляд, мэр должен знать, по каким дорогам и тротуарам ездят и ходят горожане.

К самому банку претензии были в первые годы моего пенсионерства: огромные очереди. Сейчас отделения Сбербанка открыты по всему городу. Чтобы снять вклад, нужны 10-15 минут.

Но президент банка хочет быть фигурой публичной. Как в народе когда-то говорили, мышка лезет на вышку.

На Петербургском международном экономическом форуме, посвящённом выходу из кризиса, 21-24 июня 2012 года в ответ на монолог Тима Кэлси, Греф заявил, что эффективность власти народа вызывает у него сомнения. Впрочем, я приведу всё его выступление. Что у других политиков на уме, у Грефа на языке:

«Я вам хочу сказать, что вы говорите страшные вещи вообще-то.
От того, что вы говорите, мне становится страшно. Почему? Вы предлагаете передать власть фактически в руки населения.
И  если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, что же мы науправляем?

Как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицруются, - управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело.
Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания.
В иудейской культуре каббала, которая давала науку жизни — она три тысячи лет была секретным учением, потому что люди понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными.
Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую не препарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы, средства массовой информации, которые как бы независимы, а на самом деле мы понимаем, что все средства массовой информации всё равно заняты построением, сохранением страт?

Так как в таком обществе жить? Мне от ваших рассуждений становится страшновато, честно говоря. Мне кажется, что вы не совсем понимаете, что вы говорите».
Были и другие выступления Грефа, вызывающие протест у любого думающего человека. Были переодевания в пенсионера, но сотрудники Сбербанка  быстро расшифровали. Были завтраки с женщиной-роботом.

В октябре 2011 года Герман Греф был отмечен журналом «Forbes» в числе девяти самых необычных российских бизнесменов — сумасбродов, чудаков и эксцентриков.
А в  октябре нынешнего  года Герман Греф занял вторую строчку в рейтинге влиятельных россиян по версии журнала «Forbes».

Но самое опасное в деятельности Германа Грефа – это реальная замена людей машинами.  В системе Сбербанка он это делает последовательно и с успехом. Он, мне кажется, заключил пари с самим сатаной по решению задачи  лишить планету Земля людей.
 
Внедрение искусственного интеллекта влияет на численность сотрудников Сбербанка, особенно менеджеров среднего звена, сообщил недавно глава Сбербанка Герман Греф на ежегодной конференции Sberbank Data Science Day: «У нас есть такая система внутри Сбербанка, которая называется Интеллектуальная система управления, внутри которой стоит движок, который каждый день обучается при принятии решений и рекомендаций».
 
Он отметил, что под сокращения попали люди, занимающиеся простыми решениями: «Мы сократили примерно 70 процентов менеджеров - больше всего страдает от этого среднее звено».

С начала года Сбербанк уже сократил штат на 14 тысяч человек. На фоне внедрения пенсии «до гробовой доски» это очень опасно. Но судьбы уволенных человека с такими  убеждениями вряд ли заинтересуют. Либеральная власть думает только о себе.