Забытые слова - Керогаз и прочие

Борис Лембик
Забытые и полузабытые слова - Керогаз и прочие

Подборка фото из Интернета. В верхнем ряду: керосинка, керосиновая лампа, керосиновый фонарь; в нижнем ряду: керогаз, примус.

Уже фигурировали в моих рассказах печи и топливо для них, и теперь подошла пора рассказать о следующем этапе в развитии домашних приборов, тоже в большинстве своём «канувших в лету». Была когда-то, сначала в городе, а потом и на селе керосиновая эпоха, и применялись для приготовления пищи ПРИМУСЫ, КЕРОГАЗЫ И КЕРОСИНКИ. Бывая в разных хатах в хуторе, можно было встретить любой из них. Чем они отличались друг от друга я тогда особо не интересовался, а просто внешне фиксировал это. Поэтому дальше сначала просто поделюсь с вами сведениями из Интернета.

Самыми красивыми из них были КЕРОСИНКИ, и, как оказалось, появились они раньше, чем керогазы и примусы. Выделялись они блеском алюминиевого корпуса, своей симметричной конструкцией и по сути представляют из себя 1-2-3-х фитильную керосиновую лампу с очень широкими фитилями. Соответственно и ручек для регулировки фитилей было 1, 2 или 3. Как пишут, положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы - повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина.

Следующим этапом развития стали КЕРОГАЗЫ, появившиеся в самом конце 30-х годов и действовавшие кое-где и в 60-е годы, а у нас в хуторах так и в 70-е. Главным преимуществом керогаза был его гораздо больший КПД, он мог нагреть 4 литра воды за 55 минут, в то время как керосинка максимум 2 литра. Наконец, керогаз меньше вонял и был более устойчивым, чем керосинка.

Но он был «дорогим удовольствием», ибо стоил втрое дороже керосинки, а, главное, он был сложнее в «управлении». Для разжигания керогаза надо было сначала снять конфорку и газосмеситель, затем зажечь аккуратно фитиль по всей окружности, ибо сам он не так-то легко вспыхивал, и после этого вновь водрузить газосмеситель и конфорку на место. Подождав около 5-10 минут, пока газосмеситель разогреется, надо было вручную отрегулировать пламя и только после этого можно было поставить на керогаз то, что надо было готовить: варить, кипятить или жарить.
Пламя регулировалось не поворотом фитиля, а наклоном трубки с закрепленным керосиновым бачком на одном конце, горелкой посредине и регулирующего устройства - на другом. А фитиль в горелке лежал неподвижно, и был он уже не парусиновый, а из асбеста. Первые регулирующие устройства были прямые, и пламя регулировалось скачкообразно. Позже керогаз доработали круглым регулятором, позволяющим плавно изменять интенсивность огня. Земляки пишут, что для более сильного пламени ставили не один, а сразу два, а то и три асбестовых фитиля.

 Но тем не менее, мама предпочитала использовать именно керогазы, которые у нас периодически менялись. Пишут, что эта «возня» со снятием конфорки и газосмесителя приводила к запачканным рукам и ненужным запахам, поэтому керогазы быстро ушли из применения.

ПРИМУС же является бесфитильным нагревательным прибор, работающим на жидком топливе (бензине или керосине), при этом пламя образуется на выходе форсунки при воспламенении смеси паров горючего с воздухом. Он действует по тому же принципу, что и паяльная лампа, только пламя направлено вверх через рассекатель. Прибор был компактен и вроде бы прост, но очень капризен и требовал сноровки в обращении. Не каждая хозяйка умела обращаться с ним, разводить примус нередко вменялось в обязанность мужьям. Кроме того, он был более шумным. Примусы часто ломались, и это способствовало появлению множества ремонтных мастерских. В настоящее время современный примус является важной часть экипировки многих экспедиций во всем мире из-за их компактности и эффективности.

Век керосиновых приборов в быту закончился с появлением газовых плит на балонном или природном газе, а также электроплит, как более надежных и чистых.

Ещё одним потребителем керосина в домашнем хозяйстве были ЛАМПА и ФОНАРЬ. Керосиновая лампа была основным осветительным прибором в хатах, и, пожалуй, сначала приведу воспоминания Павла Федоровича Тараненко, причем не только о ней, но и очень интересные его наблюдения и размышления:
«Электричество в Красавке появилось, когда я уже в школу ходил. Тогда всерьёз воспринималось ленинское определение коммунизма, и наверняка кто-то верил, что на сей раз он уж точно придёт – осталось только электричество провести, а кроме советской власти ничего и не надо. Коммунизм, не коммунизм, а когда недавно в доме отключили свет, то для внуков это был почти натуральный конец света: ни телевизора, ни мультиков, ни интернета, ужин не разогреть, в доме ни фонарика, ни свечек. Говорю им, что в моём детстве электричества вообще не было – не верят: «Невозможно без света жить». А ведь жили. И нормально жили, правда, тогда и нам казалось, что без керосина жизнь остановится… «Включение» света начиналось, с того, что отец комкал старую газету, снимал с керосиновой лампы стеклянную колбу, осторожно заталкивал газету внутрь и вращательными движениями счищал со стекла вчерашний нагар, до прозрачности, чтоб ярче светила. Такую процедуру обязательно приходилось выполнять после неправильного гашения лампы. Иногда, боясь обжечься, приходилось не задувать лампу, а сверху класть спичечный коробок на колбу, кислород в колбе выгорал, и лампа, закоптив стекло сильнее обычного, гасла сама. Керосин продавали в магазине, раз в неделю и в определённое время. Рядом с магазином стояла большая цистерна, из которой литровым черпаком керосин разливался в вёдра или бидоны».

Как продавался керосин в нашем хуторском магазине на Ферме, не помню, скорее всего таким же образом. Ну а лампу, перед тем как зажечь, проверяли на количество керосина в ней (трясли или проверяли на вес), и при необходимости доливали. В лампе и фонаре горел фитиль, который пропитывался керосином в бачке и который нужно было периодически выкручивать, иначе после сгорания верхней части лампа гасла. Да и перед зажиганием старались верхнюю часть фитиля подровнять ножницами, чтобы горение было равномерным, и лампа не коптила. Вот от этого фитиля и был язычок пламени, который через стекло-колбу освещал комнату. А ещё в доме всегда был запасной фитиль, иначе когда-нибудь вечером можно было остаться в темноте.

А теперь, скажем так, немного официальной информации:
«Керосиновая лампа - это светильник, который работает на основе сгорания керосина - продукта переработки нефти. Принцип действия лампы прост, в ёмкость заливается керосин, в эту же емкость опускается фитиль. Другой конец фитиля зажимается поднимающим устройством в горелке, которая устроена таким образом, чтобы воздух проникал снизу. Керосиновая лампа зачастую имеет плетёный фитиль. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло, которое выполняет сразу две функции: обеспечивает тягу, а также служит для защиты пламени от ветра.
Керосиновые лампы излучают свет наибольшей силы, когда у них меняется фитиль не реже одного раза в два месяца. Фитиль должен заполнять всю трубку. Новый фитиль сначала просушивается, а затем пропитывается керосином. Перед зажиганием фитиль очищается от нагара и ровно подстригается ножницами. Высоту пламени следует держать от 1 до 2 5 см; меньшая высота уменьшает силу света, а большая может привести к копоти. Доливать керосин следует регулярно, не давая ему выгорать полностью».

Просматривая картинки с лампами даже новое для себя открыл: оказывается, кроме известных настольных и подвесных ламп, были и настенные, которые имели специальное крепление и небольшой отражающий-защитный экран со стороны стены.

А вот на улицу и «управляться» в сарай ходили с фонарём, да и в погреб иногда его брали. Но оказалось, что официально такого понятия как «керосиновый фонарь» не существует, а речь идет о керосиновой лампе «Летучая мышь», которые изготавливаются в ветрозащитном исполнении. Вот и в настоящее время керосиновую лампу типа «Летучая мышь» применяют в любых условиях, где невозможно или проблематично проведение электричества (дачи, приусадебные участки, дворы частных домов, отдаленные сельские территории).

Время отодвинуло в прошлое керосиновые лампы, заменили они в своё время лучину и свечи, ну а позже уже их сменили электрические лампочки и фонари. Иногда такие лампы уже выставляют в интерьере, как гламурные вещицы «из старины глубокой».
Кстати, лампа иногда выступала и как средство лечения, когда нарыв, допустим, на пальце грели-прижигали над стеклянной трубкой: мол прогреется, раньше созреет и лопнет. Ну а керосином иногда приходилось полоскать больное горло, говорят – помогало.

А из бытовых ситуаций могу рассказать, что мой младший брат Володя едва не сжёг школу, в которой мы жили, когда ребенком пододвинул горящую лампу вплотную к занавеске. Та, конечно, вспыхнула, но мама не растерялась и залила огонь водой. Он очень удивился тому, что я этого не помню. Ну а я после рассказа вспомнил всё-таки черное пятно от подоконника до потолка на стене слева от окна. Мама его позже забелила.

Предыдущее слово  http://www.proza.ru/2018/11/06/433

Следующее слово  http://www.proza.ru/2018/12/28/388