Чем мне интересны романы Э. Ажара Ромена Гари?

Светлана Весенняя
 
 http://www.proza.ru/2018/10/30/1826- начало               
                Элле Лякишевой
  Франция - страна, которая всегда была интересна для туристов всего мира.
Р.Гари(Э. Ажар)- в своих романах показывает ту Францию, которую никогда не увидит турист, любящий эту страну по собственным ассоциациям, но абсолютно её не знающий. Незнакомый Париж, его окрестности, районы, в которых живут не только обеспеченные   французы, но и проститутки, наркоманы, мигранты из африканских и иных стран, открывается со страниц  романов Э.Ажара (Р.Гари).


   Можно ли полюбить такой Париж?
 Чтобы ответить на этот вопрос, надо жить во Франции.  Мне интересны романы этого французского писателя как раз потому, что Р.Гари мне открыл  неизвестную Францию.
Мой выбор книг из библиографии писателя был обусловлен наличием тех книг, которые оказались  в библиотеках города. И так случилось,что на обложках двух книг красовалось имя Эмиля Ажара,  открывая же обложку, читаем на первом бумажном листе:Эмиль Ажар (Ромен Гари).


 Во Франции четыре романа Р.Гари: «Голубчик»(1974г., перевод и издание в России в 1994г);«Вся жизнь впереди»(1975г.,в России издан в 1978г.); «Страхи царя Соломона»(1979 г, русский перевод-1997г);«Псевдо»( 1976г.,русский перевод-2000г.)- пришли к читателю под псевдонимом-Э.Ажар, и читатель с  воодушевлением  сразу принял неизвестного автора,не подозревая, что с автором-то он, читатель, знаком давно, поскольку первые романы Р.Гари во Франции были изданы в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

 
 Я же читала романы Э.Ажара, уже зная всю историю,связанную  с Гонкуровскими премиями,первая была присуждена Р. Гари за роман «Корни неба»(1956г), а за роман « Вся жизнь впереди» в 1975г. Э. Ажару. И в этом факте тоже весь писатель.
  Абсолютно ни на кого не похожий  и ни в чём не повторяющий ни одного из своих  современников.Повторял Ромен Гари лишь себя, изменив авторство. В эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара» он пишет: «Мне надоело быть только самим собой. Мне надоел образ Ромена Гари, который мне навязали тридцать лет назад…Главное, я снова затосковал по молодости, по первой книге, по новому началу. Начать всё заново, ещё раз всё пережить, стать другим -это всегда было величайшим искушением моей жизни…»
  А в финале эссе читаем:«…слухи, доходившие до меня со светских обедов, где жалели беднягу Гари, который,конечно, не без грусти и некоторой зависти следит за успехами своего племянника, взлетевшего на литературный небосклон со скоростью метеора, в то время как его собственная звезда закатилась… Я славно повеселился…»(21марта 1979 г).  Конечно, писатель веселился, но,думаю, что больше огорчался, потому что Э.Ажара считали значительно талантливее Р.Гари литературные критики, пишущие статьи об Э.Ажаре и не забывающие уколоть его дядюшку Р. Гари.
Что и говорить…личность писателя интересна сама по себе, а такие перевоплощения, как мне кажется, говорят о некой неудовлетворённости Р.Гари, может быть, собственной жизнью?


 Чем же мне интересны прочитанные романы?
  Роман «Голубчик» сразу заставил задуматься  ещё до чтения над его названием. Голубчик - двухметровый с плюсом удав, живущий вместе с молодым человеком по фамилии Кузен в  одной квартире. Одной крысы Блондины, которая уже жила в  квартире героя,оказалось мало. Так входит в роман тема одиночества, которая становится основной и в  книгах «Вся жизнь впереди», и в «Страхи  царя Соломона». А вместе с темой одиночества параллельно развивается тема привязанности и любви.


 О чём же роман «Голубчик»? О жизни тридцатисемилетнего Жанно Кузена в Париже, «огромном городе, где ни в чём нет недостатка», но один всё-таки есть: трудно найти герою родную душу, способную понимать и любить его. И это вакантное место в душе Кузена занимает удав Голубчик, который его согревает в холодные вечера и дарит тепло. Это роман об иллюзиях и их полном крушении.

 
  Жанно Кузен влюбляется в мадемуазель Дрейфус,с которой ежедневно встречается в лифте,поднимаясь на службу в свою контору. Она негритянка, очень хороша собой. Воображение героя разворачивается при каждой новой встрече в лифте, хотя обычно они молчат. Но однажды мадемуазель Дрейфус не появляется в  обычное время в лифте. Жанно решает наконец-то объясниться, его переполняют чувства: « стоит женщине появиться   на пороге сердца - и весь внутренний мир ликует…»  Герой, воодушевлённый порывом своих чувств, готовится к встрече: покупает букетик фиалок, который ставит в стаканчик с водой. А утром ждёт появления мадемуазель Дрейфус, держа в руках стакан с букетиком фиалок.  Так и не дождавшись тайно обожаемой, герой со стаканчиком фиалок отправляется на её поиски.Мадемуазель Дрейфус, конечно же, даже и не подозревает, что мужчина, с  которым она часто поднималась  в лифте на  двенадцатый этаж,в мыслях готов на ней жениться. Поиски исчезнувшей Дрейфус приводят героя в бордель, где он наконец-то вручает ей стаканчик с фиалками, чем вызывает её изумление. А затем мадемуазель спокойно Кузена обслуживает в соответствии с тем ритуалом, который принят во всех домах терпимости в Париже. Очень откровенно писатель рассказывает о той самой «французской любви», иронично считая, что  профессия проститутки нужна, потому что бывает мужчине так плохо, что свет не мил, и тогда он идёт в бордель и получает внимание и ласку, пусть и за сто пятьдесят франков.
С присущей иронией писатель пишет: « …если бы любовь не продавалась за деньги, могло бы обесцениться и то, и другое. А так укрепляется курс национальной валюты»…


 Трудно  человеку с ранимой и чувствительной душой, как у Ж. Кузена,  жить в большом городе,где его окружает полнейшее равнодушие.  Жанно и завёл удава, мало того, гуляет по улицам города с ним, потому что ему необходимо внимание больше, чем удаву. « Люди мало общаются, мало знают друг друга, отсюда предрассудки, конфликты, распри…».

 
  В поисках ответов на свои вопросы Жанно приходит на занятия к господину Паризи, чревовещателю высшего класса, который, закончив свою карьеру на сцене, открыл собственные курсы, где и учит «людей формулировать вопросы и получать ответы вместе с душевным успокоением…» Именно он говорит Кузену: «надо тренировать воображение, если хотите насладиться его плодами. Любовь требует контакта, она не может быть безответной…Любовь - едва ли не лучшая форма диалога, изобретённая человеком…».


    А вот что говорит комиссар полиции герою: «Вы не можете идти по улицам, обернувшись удавом…Париж-город нервный, достаточно искры, чтобы вызвать взрыв. По инерции всё худо-бедно идёт своим чередом. Но если народ взбаламутить, показать ему иные возможности, он разнесёт всё к чертям».
«Париж - огромный город, где ни в чём нет недостатка» - последняя фраза этого романа.

Очень сильное эмоциональное впечатление на меня произвёл роман Э. Ажара "Вся жизнь впереди".  Прочитав этот роман, я подумала : "Франция- великая страна, если писателю, рассказавшему трагическую историю жизни мальчика десяти лет, позже выяснилось, что ему четырнадцать лет, и он- главный герой романа-Момо- араб, сын убитой шлюхи отцом мальчика, воспитываемый бывшей шлюхой, мадам Розой, присудили Гонкуровскую премию". Когда  читала роман, думала и о том, что Момо прожил к четырнадцати годам такую жизнь, когда уже и ждать от жизни ничего не приходится.
 И этот роман о трагической и великой любви мадам Розы к брошенным детям и особой любви к Момо, необычному мальчику  с чувствительной душой и любовью к мадам Розе.
 И  всё-таки у Момо вся жизнь впереди, потому что есть другая жизнь, которой живёт семья Надин, спасающая мальчика от физической и моральной смерти. "Вся жизнь впереди"-роман о милосердии, сострадании и любви.
 

И всем, кому за..., когда кажется,что жизнь уже прожита, просто необходимо прочесть роман "Страхи царя Соломона",который в критические моменты жизни может стать настольной книгой, как лекарство от тоски и одиночества.
Лишь несколько слов о главном герое романа: Соломон, бывший брючный король, ему восемьдесят четыре года, но живёт он так, как будто находится в самой лучшей своей поре и прекрасной физической форме. С удовольствием читает брачные обЪявления, обводя красным карандашом понравившиеся, делает дыхательную гимнастику, идёт к гадалке, чтобы узнать своё будущее...Занимается благотворительностью, щедр, великодушен и несчастлив в личной жизни, пока  не переосмысливает  своё отношение к Коре,бывшей певице, которую любит последние тридцать пять лет...
Прошло то время, когда я покупала книги, поскольку не прочесть и тех, что есть в моей библиотеке, но роман Э. Ажара "Страхи царя Соломона" я бы купила не только для себя, но и своих подруг.
 
 Из моей рецензии на заметку Э.Лякишевой "Р.Гари- кто он? :... я очень согласна с тем, что сказал о оебе Р. Гари :«Я писатель ХХ века...", только в двадцатом веке мог появиться такой писатель, который говорит откровенно о кровоточащих язвах двадцатого века, порой и грубо, и цинично, но такова сама жизнь, вся на разрыв в нынешнем уже двадцать первом веке. Но Ромен Гари не получил бы мирового признания, а его книги изданы в большинстве стран мира, если не во всех ( не уточняла в Википедии), если бы в его книгах не звучала вера в ЧЕЛОВЕКА, в ТОРЖЕСТВО ДОБРА И БЛАГОРОДСТВА, несмотря на мир, в котором царят насилие, зло, грубость, бл...ство во всех известных формах. Меня поразило, что в тех книгах, которые я прочла : прекрасный жизнеутверждающий финал! Как будто искупалась в чистом роднике, вынырнув из грязного болота. И в этом Р. Гари-МОЙ ПИСАТЕЛЬ!