Выставка Простой школы и Фестиваль на Чистых пруда

Алла Валько
       Выставка работ художников «Простой школы» и Фестиваль на Чистых прудах

                Из серии «Московские впечатления-2018». Ч. 4

В первые же дни своего пребывания в Москве я посетила выставку работ творческого сообщества художников и преподавателей «Простой школы» в «Открытом клубе» на Спиридоновке. Свои графические и скульптурные произведения показали семнадцать преподавателей школы. Помимо классических жанров искусства, зрителям были представлены «ню», отобразившие красоту и эстетику обнажённого человеческого тела, а также урбанистические пейзажи, коллажи, иллюстрации, абстрактная живопись, японская гравюра. Не менее интересными оказались скульптуры, передавшие динамику движений и эмоции человека.
 
Перед открытием выставки слово было предоставлено её молодым участникам, которые рассказали зрителям об особенностях своего творчества и поделились с ними своими методами преподавания в школе. Обучение в школе платное, но не выходящее за рамки общепринятых норм. Многие присутствовавшие на выставке были хорошо знакомы друг с другом. Чувствовалось, что все они являются частыми гостями «Открытого клуба».

По окончании осмотра посетителям выставки было предложено бесплатно взять копии картин, отпечатанные на открытках. Моё внимание привлекли работы Дмитрия Голышева “Солнечный интерьер”, «Кладбище в Лиссабоне» и «Фигура в интерьере», выполненные соответственно тушью и в нетрадиционной технике рисования – диатипии и гуашью. Я взяла также открытки с копиями картин Ольги Пташник «Иллюстрации к “Письмам о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёва» и «Люди в среде», написанные графитом, гуашью и карандашами, копии картин Натальи Гриценко «Деревья», выполненную тушью, и Анны Журко «Коллаж». Осознав, что совершенно не знакома с современным художественным искусством, я решила регулярно посещать художественные выставки в «Открытом клубе» на Спиридоновке.

Недавно я получила приглашение от клуба посетить 9-29 ноября выставку Евгения Рачёва «Звери». Это ещё одна новая для меня фамилия. В пресс-релизе было охарактеризовано творчество художника и приведено его высказывание, дающее ключ к его пониманию:

Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти и краски, потому что в сказках животные похожи на разных людей. На добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных. Вот и получается, прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке, значит, получилось у меня, как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, значит, у меня получилось, как сказка, которую я иллюстрирую.
                Евгений Рачёв.               

Советский художник-анималист известен своими иллюстрациями к русским сказкам. Он сотрудничал со многими издательствами и в 1960 году стал главным художником детского издательства «Малыш», где проработал почти двадцать лет. В рамках экспозиции предполагается представить оригиналы его работ к печатным изданиям и деревянную скульптуру. Звери Рачёва одеты в костюмы, ходят на задних лапах, в их лицах (отнюдь не «мордах») проявляются человеческие эмоции: испуганный заяц, горделивый петух, любимые детьми Маша и медведь, а скульптуры мастера созданы из коряг и корневищ.

К сожалению, воочию познакомиться с творчеством этого художника мне  не довелось, поскольку сейчас я нахожусь в Калифорнии, однако присланные в файлах копии его иллюстраций не оставляют сомнений в том, что его творчество вызовет у посетителей выставки живейший интерес.

Во время своего пребывания в Москве я очень хотела встретиться со своей приятельницей Вероникой. Её портрет я поместила в книге «Об Украине с открытым сердцем» и хотела, чтобы Вероника непременно его увидела. Мы договорились встретиться на платформе станции метро «Багратионовская», чтобы оттуда отправиться на прогулку в парк «Фили».
 
Я уже знала, что в связи с проведением ремонтных работ на голубой ветке (Филёвской линии) посадка и высадка людей на некоторых станциях ограничена, но ещё не успела запомнить, на каких станциях и для каких вагонов введены ограничения. Войдя в поезд метро на Кунцевской, я услышала, что на Багратионовской нет выхода из первых вагонов, движущихся в сторону центра.

Однако я вовремя не сориентировалась, что мне нужно пересесть в другой вагон, и поэтому на Багратионовской выйти из вагона не сумела. Мне пришлось доехать до Филей и оттуда позвонить Веронике. В свою очередь, Веронике, ехавшей из центра, тоже не удалось выйти на Багратионовской. Тогда мы договорились встретиться на станции Филёвский парк. Однако повторилась та же история, поскольку здесь был закрыт выход из последних вагонов, движущихся в сторону центра. Нам удалось встретиться лишь на станции Пионерская, так что мы дополнительно потратили полчаса на переезды взад и вперёд по голубой ветке и согласование времени встречи. У меня до сих пор перед глазами стоит сцена, как люди с испуганными глазами перебегают из одного вагона в другой, до конца не веря, что смогут выйти на нужной остановке.
 
Потом, когда я выяснила, что и где закрыто, то добраться, к примеру, до станции Багратионовская на занятия по скандинавской ходьбе для меня уже не представляло трудностей. А теперь, наконец встретившись, мы долго смеялись над произошедшим, недоумевая, почему нельзя было временно полностью закрыть несколько станций и аврально провести на них ремонтные ремонты.
 
В моём любимом парке «Фили» мы отлично погуляли и, довольные друг другом, решили вместе провести время ещё раз. Встретившись через пару недель возле станции метро “Чистые пруды”, мы отправились на Чистопрудный бульвар, где проходил фестиваль  «Времена и эпохи», и окунулись в атмосферу древней культуры и быта людей, живших в Х веке.
 
Из информационного плаката мы узнали: то, что мы видим перед собой, - это некоммерческий проект «Семеро в прошлом», согласно которому семь человек девять месяцев должны прожить на древнем русском хуторе в реалиях Х века. Им разрешено использовать только аутентичные инструменты, предметы быта, пищу и одежду. Посетители фестиваля могли помочь «хуторянам» в производстве полезных вещей и продуктов: изделий из керамики, деталей одежды, намолотить муки. Все эти действия происходили в амбарах, сараях и избах, воспроизведённых по историческим записям.

Мы стали свидетелями того, как «хуторяне» на наших глазах выдалбливали лодку, строгали доски из сосновых брёвен для строительства мостовой, вили верёвки и вязали на них узлы, чеканили монеты, женщины вязали мочалки, изготавливали пряжу из шерсти, пряли, готовили на костре пищу, сушили в избе полезные травы, по-современному, но в старинных одеяниях  торговали выпечкой, изготовленной по рецептам того времени.

Мы наблюдали, как молодой парень обучал подростков кузнечному делу, как его помощник раздувал жар в углях с помощью кузнечных мехов, как из глины делали горшки. Мы были приятно удивлены, увидев среди известных нам мехов пушистую волчью шкуру, с интересом наблюдали за овцами, козами и утками в плетёных загонах, радовались тому, как детишки приобщались к изготовлению глиняной посуды. Мы пообщались с древнерусским  воином X века и примерили его доспехи. В таком доспехе я и сфотографировала Вероничку. А потом мы следили за яростным сражением на дубинах. Издали увидев дерущихся людей, я испугалась, но, подойдя ближе, увидела, что дубины были поролоновыми.

На территории сквера здесь и там были разбросаны большие камни, оставшиеся, по замыслу устроителей фестиваля, с ледникового периода, на которых были высечены старорусские изречения. Подобные же изречения были написаны на фанерных досках, установленных возле плетней: «на плетень облокотиться – на земь повалиться». В одной из изб посетителям предлагалось познакомиться со старинными играми, а желающие даже могли поиграть. Мы с Вероникой пытались приобщиться к такой игре, но в общем-то незамысловатая задача оказалась нам не по зубам. Покидая территорию древнего хутора, мы не могли не залюбоваться очаровательным парусником, стоявшим у берега пруда.
 
Здесь нам всё понравилось. Мы с Вероникой испытывали от увиденного возвышенные чувства и как-то одновременно заговорили о том, что патриотизм нужно воспитывать не лекциями, не одеванием детей в военную форму и военными парадами, как это сейчас широко практикуется, а такими вот фестивалями и выставками творчества молодых.

Продолжение следует.