Времена года Питера Брейгеля Старшего

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Таинственна жизнь и судьба Питера Брейгеля. Приходится начинать с того, что о Брейгеле мало, что известно: ни среда, из которой он происходил, ни его  родители,  ни  место  и  точное время  его рождения. Сохранилось всего три документа,  относящихся  к Брейгелю  непосредственно: справка  о принятии его в гильдию живописцев, регистрация брака и сведения о его погребении. Судьба отмерила Питеру Брейгелю Старшему всего около 40 лет жизни и 17 лет творчества.

Единственной подлинной  биографией  художника  являются  его  произведения,  значительная часть которых, к счастью, датирована.

Миллионы людей восхищаются его шедеврами, их сюжетами и композициями, мастерством, с которым выписаны самые мелкие детали, игрой тени и света.

В 1565 году им были написаны знаменитые «Времена года», о них сегодня рассказ.

Показав людям ужасающие трагедии современной жизни («Триумф смерти» и «Безумная Грета»), Брейгель обратился к иной теме. Он чувствовал, что должен дать зрителю возможность увидеть красоту мира и его гармонию.

Исследователи до сих пор ведут споры о том, сколько же полотен входило в цикл «Времена года». Некоторые предполагают, что всего их было двенадцать (по числу месяцев в году). Но достоверные сведения есть лишь о шести картинах.
Первой шла композиция, посвященная марту и апрелю: эти месяцы, в которые праздновалась Пасха, считались началом года. Эта картина не сохранилась.
Следующее произведение - «Сенокос» (май и июнь). Затем «Жатва» (июль и август), «Возвращение стад» (сентябрь и октябрь), «Охотники на снегу» (ноябрь и декабрь) и «Сумрачный день» (январь и февраль).
Все полотна имеют почти одинаковые размеры (1м x1,5 м) и написаны на дереве масляными красками. Именно после создания своего цикла «Времена года» Питер Брейгель и получил новое прозвище - Мужицкий.

Действие «Жатвы» происходит на фоне широкого пространства с пологими холмами.
Все дышит покоем: поля, покрытые золотистыми колосьями, деревья, дома, виднеющиеся вдали, ровная поверхность морского залива с силуэтами парусников.
Кажется, что воздух звенит от зноя, настолько осязаемо переданы художником приметы жаркого дня, нечастого для холодной северной страны. Ничто не нарушает спокойной, размеренной работы жнецов и их отдыха.
В то же время в изображении людей, расположившихся в тени под деревом, как на пикнике, чувствуется некоторый скептицизм автора. Запечатлев картину мира и гармонии, Брейгель как будто до конца не верит в возможность безоблачного человеческого счастья. Отсюда и легкая насмешка мастера над своими героями.

Переходные состояния природы передает и картина «Возвращение стад».
Осеннее небо покрыто тучами. На деревьях горят золотом последние, не успевшие облететь, листья. Деревья, величественные скалы, берега, покрытые лесом, ; все застыло в торжественном молчании.
Создавая всю эту красоту, автор не забывал и о своем времени, жестоком и мрачном.
О нем напоминают едва заметные вдали виселицы. Но не это привлекает внимание зрителя. Суровый, холодный пейзаж оживляют люди и животные. Крестьяне гонят стадо домой. Глядя на картину, ощущаешь, как тишину природы нарушает мычание коров и выкрики пастухов.
И перед этим праздником жизни как будто отступают мрачные, злые силы.
Хочется бесконечно любоваться игрой насыщенных золотых, рыжих и коричневых оттенков, слушать звуки осеннего вечера и вдыхать прохладный влажный воздух.

Самая знаменитая и, пожалуй, лучшая картина цикла - «Охотники на снегу». Именно в ней Брейгелю удалось подняться до самых вершин своего творчества.
В картине нет ни трагизма, ни иронии. В этом мире человека и природы царит полная, безоговорочная гармония.
Ни один живописец до Брейгеля не создавал подобной картины, открывающей безграничные просторы вселенной.
На картине есть голубовато-бирюзовое, холодное, прозрачное и бездонное небо, покрытая чистым снегом земля и  далекие горы, морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские строения, рощи и холмы. Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально как бы перечисляет занятия людей и их жизненные перипетии. Художник вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую.
Друг живописца картограф и ученый Абрахам Ортелий отмечал: «Во всех работах Брейгеля таится больше, чем изображено».

Так и  «Охотники на снегу» - не просто жанровые сцены на фоне сельского пейзажа. Это портрет мира.
Зритель не видит лиц охотников, человеческие фигуры написаны так легко и в то же время твердо, что они кажутся удивительно реальными на фоне снега. Чувствуется, как трудно идти по сугробам, но движения людей упруги и уверены. Ритму их движений вторят стволы деревьев, поднимающихся к небу.
Широко раскинув крылья, над головами людей плавно летит птица. Большую роль играет контраст дальнего и ближнего планов. Охотники, широкими шагами спускающиеся вниз, в долину, стали связующим звеном между ними.
Кажутся таинственными и одинокими заснеженные скалы у горизонта. А в домах с засыпанными снегом крышами тепло. К теплу домашнего очага стремятся замерзшие охотники, сопровождаемые собаками. На льду веселятся дети, а взрослые жители спешат по своим делам.
Женщина на мостике несет к дому хворост. Праздничный вид имеют заснеженные улицы, нарядные домики, башенки, колокольня, возвышающаяся вдали. Над всем этим белым великолепием, уходящим далеко за горизонт, разливается покой и счастье.
Это ощущение умиротворения и спокойствия создается во многом благодаря колориту картины. Слегка золотится в солнечных лучах снег, нежно голубеет лед рек и прудов.
Костер. Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцы в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла - острое металлическое лезвие - прообраз современных коньков.

Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на кёрлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.

Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы, как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв.

Деревни. Местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.

Горы. Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х годов он побывал в Альпах. Биограф Карел ван Мандер: «Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна...»
Именно после Брейгеля картины на зимнюю тему вошли в Нидерландах в моду.

«Сумрачный день» изображает момент, когда в природе происходят перемены.
Небо покрыто тяжелыми, мрачными тучами, пропитанными влагой. Земля уже очистилась от снега, но не покрылась травой, ведь весна еще впереди. Голые ветви деревьев качаются на холодном ветру.
В глубине пространства видно море, оттуда и движется непогода. Корабли и лодки, подхваченные грозными волнами, несутся навстречу своей судьбе.
Суровые скалы возвышаются вдали. Картина пронизана настроением тревоги, и в то же время в ней чувствуется ожидание перемен (багрово-красные цвета влажной земли, где скоро появятся первые всходы; дома, за которыми продолжается жизнь).