М. Пуговкин и Православие

Марков Геннадий
          Михаил Пуговкин: «К церкви я был приучен...»

                "Православная жизнь" - июль 2018 года

   13 июля исполняется 95 лет со дня рождения Михаила Ивановича Пуговкина – советского и российского актёра, любимого многими зрителями, Народного артиста СССР.  Памятны многочисленные пуговкинские киноработы (около ста ролей) в легендарных советских фильмах: «Солдат Иван Бровкин», «Девушка с гитарой», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Свадьба в Малиновке», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»...

  Будущий актер родился в деревне Рамешки Чухломского района Костромской области, в бедной крестьянской семье. Михаил Пуговкин воевал на фронтах Великой Отечественной войны, где был тяжело ранен. Несмотря на то, что в силу сложных жизненных обстоятельств, в детстве Пуговкину удалось окончить лишь три класса сельской школы, он был зачислен в Школу-студию МХАТ, где стал одним из любимых учеников народного артиста СССР И.М.Москвина. Накануне юбилейной даты мне захотелось перечитать мемуарную книгу Михаила Ивановича Пуговкина «Мне 80, но не в этом дело», изданную в 2004 году, и обратить особое внимание на связь актера с Православием.

   Оказывается, будущий актер уже с детства был хорошо знаком с религиозными праздниками и традициями. М.И.Пуговкин вспоминает об этом так: «Наш дом стоял рядом с поповским домом, я бегал туда играть с поповскими детьми и, благодаря этому, знал все религиозные праздники и традиции. Наша семья тоже была набожной, особенно бабушка Александра Яковлевна, которая была церковной старостой, хотя это и мужское дело (женщинам не положено)». Александра Яковлевна Волкова была во всех смыслах замечательной личностью: в 1920-ые годы, во время гонений на Церковь, она содействовала открытию нового церковного прихода. Вновь обратимся к воспоминаниям актера: «Однажды Александра Яковлевна ушла из дома и не возвращалась целый месяц, а когда вернулась, рассказала, что собирала деньги по селам и набрала целую котомку. На эти деньги в Рамешках открыли церковный приход, а бабушку выбрали церковной старостой. Открыли церковь, наняли батюшку, начали службу. Бабушка топила печь в церкви. Церковь закрывалась всегда в одиннадцать-двенадцать часов, и бабушка боялась одна идти закрывать печки. Мне было лет десять. Она меня будила и просила: «Минька, пойдем в церковь.» (...) «А ей было веселее со мной. Она закрывала церковь. Мы уходили домой, а в праздник я свечки зажигал. Мне это нравилось. На Крестный ход, на Пасху возглавлял шествие. (...) Было очень торжественно и красиво. С батюшкой я стоял на клиросе – мне специально сшили подрясничек. И батюшка мне подавал кадило. Я держал, а когда ему было нужно, подавал. Когда кончалось причастие, у батюшки оставалось что-то вкусное, он подходил ко мне и давал ложку-другую чего-то смородинового, сладкого. К церкви я был приучен».

  А ещё перед глазами Михаила Ивановича Пуговкина всегда был пример его глубоко верующей мамы – Натальи Михайловны: «Я очень любил маму. Уже будучи народным артистом, шел к ней за советом перед каждой своей работой. Мама нигде и никогда не хвалилась своим любимцем, лишь молча молилась и переживала за меня.» Так получилось, что в тяжелые военные годы М.И.Пуговкин, возможно, спас своей маме жизнь.  По воспоминаниям актера, дело обстояло так: «В годы Великой Отечественной войны был приказ Сталина - за воровство, за мародерство сажать в тюрьму. Моя мама в это время работала в пирожковом цехе - пекла пирожки в большом котле, которые потом продавали на улицах. Чтобы прокормить нашу большую семью - 13 человек женщин и детей (все мужчины были на фронте), мама один пирожок не вынимала из котла и после работы, спрятав его в фартук, несла домой. И там на этом пропеченном маслом одном пирожке варили суп - было ведь голодное «карточное» время. Однажды кто-то донес на маму, ее посадили в тюрьму и потом увезли куда-то в Вятку. Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова - не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал. И, знаете, через неделю неожиданно приходит домой мама. Ей так и сказали: «Вас освобождаем по письму сына»».

   Среди пуговкинских известных киноработ – роль отца Федора в «Двенадцати стульях» Л.Гайдая – фильме, снятом по классическому одноименному роману И.Ильфа и Е.Петрова. Конечно, неоднозначный образ о.Федора был связан с советским идеологическим подходом, и Михаилу Пуговкину непросто было решиться на эту роль. Согласно воспоминаниям актера, события разворачивались таким образом: «Потом был фильм «Двенадцать стульев». Гайдай дал мне сценарий и говорит: «Почитайте». «Опять вы начинаете эти игры!» – возмутился я. – «Я так не умею. Скажите, кем меня представляете, в какой роли вы меня видите. А я вам отвечу, да или нет». Прошло время, Гайдай звонит: «Михаил Иванович, а ведь думаю, Вы – отец Федор». «Правильно думаете», - сказал я. Первый съемочный день на «Мосфильме». Это сцена, когда отец Федор подслушивает в щелочку, как Киса Воробьянинов добивается у тещи, где золото и бриллианты. У меня были настоящие ряса и крест – ну и точно батюшка, который был у нас в деревне. Приготовились снимать. Народу много было. Все собрались. Я подошел к Гайдаю и говорю:  «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина». «Михаил Иванович, у меня тоже. Давайте перекрестимся и будем снимать», - бодро сказал Гайдай. Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Когда я сказал ей: «Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть». «А что он там делает?» «Он за бриллиантами гоняется». «А Бога он не касается?» «Нет». «Тогда играй спокойно. Боженька простит.»»

Легендарный актер умер 25 июля 2008 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище: согласно последней воле покойного, его похоронили рядом с другом -  известным актером Александром Абдуловым. М.И.Пуговкин отдавал зрителям тепло своей души... Абсолютно понятны проникновенные слова журналистки Ольги Палатниковой, завершившей статью, посвященную памяти актера, таким образом: «Дорогой Михаил Иванович! Светлая Вам память и Царствие Небесное. А мы-то, земные, когда ж дождёмся, когда ж улыбнемся хоть частичке того артистического человеческого тепла, каким окутывали с экрана Вы?..»