К. Паустовский или В. Катаев?

Элла Лякишева
   На фотографии Валентин Катаев
          
        Прочитала на Прозе замечательную статью Веры Вестниковой 
«Паустовский о ремесле и призвании писателя», которую автор начинает проблемным вопросом: «Можно ли авторов Прозы назвать писателями?»
   Адрес  http://www.proza.ru/2018/03/15/1054

      И, естественно, тоже задумалась.

    Кого называем мы НАСТОЯЩИМ писателем, чем он должен удивить мир? Об этом и рассуждает Вера, призвав на помощь известную книгу Константина Паустовского «Золотая роза», уже давно любимую мной. Она есть  в моей личной библиотеке.    

       Преподавая литературу, я, конечно, активно  использовала её и на уроках. Любила задавать небольшие сочинения на разные темы, чтобы разбудить детскую фантазию, ибо без неё нет творчества!

     Скажите, многие ли  дети любят сочинения? Предвижу ответ и восклицаю: «То-то и оно!» А ведь каждое самостоятельно, с душой написанное сочинение – это уже литературный труд!

    Паустовский утверждает: «Писательство - мучительный, но прекрасный труд». Именно прекрасный, потому что  раскрывает  глаза на мир, заставляя вглядываться, вслушиваться, чтобы увидеть и показать то, что не оценили другие. Память плюс воображение, использование ассоциаций плюс все богатства внутреннего мира и знаний об окружающем – важно всё!

      То есть, как справедливо и очень верно отмечает Вера Вестникова, «знание всех смежных отраслей искусства: поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Она наполняется светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов, свойственных поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий  скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки».

     Но не только это важно, считает Вера, обращаясь к авторам Прозы, – необходим ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, постоянная, кропотливая  работа над МАСТЕРСТВОМ. Она приводит мнение Паустовского:  «Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже романа ничего не остаётся в памяти, кроме сутолоки серых людей. Мучительно стараешься увидеть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты…»  Увы, так бывает – и очень даже часто.
 
   В заключение своей статьи Вера Вестникова вполне резонно и тактично даёт совет, с которым я не могу не согласиться:

          «Золотая роза» К.Г.Паустовского… должна стать настольной книгой того,
    кто пытается выразить себя посредством слова».

    «Но причём здесь В.Катаев?» – спросите вы, вспомнив  заголовок. Дело в том, что один абзац в тексте уважаемого автора привлёк  моё особое внимание.
Вера пишет:

   «Золотую розу» решила перечитать после книги Катаева «Алмазный мой венец»: захотелось сравнить впечатления писателей-современников от литературной жизни двадцатых-пятидесятых годов (у Катаева говорится и о более позднем времени), их воспоминания о коллегах. После  Катаева  очерки Паустовского  о Багрицком, Грине, Олеше  НЕ ВПЕЧАТЛИЛИ (выделено мной)…»
    
     Не поленилась сходить в библиотеку, чтобы сравнить и понять, чем произведение Катаева лучше  очерков Паустовского о писателях и художниках. Я  всегда считала их образцом жанра «литературный портрет».  Обожаю очерк об Александре Грине, повесть «Разливы рек»  - о Лермонтове, рассказ «Корзина с еловыми шишками» о Григе… И вдруг находится тот, кто пишет ЛУЧШЕ! Нет-нет, надо убедиться самой!
 
     Внимательно читаю «АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ».  Читаю…, читаю… и остаюсь в полнейшем недоумении! Возможно, сейчас на мою голову обрушатся ушаты обвинений и упрёков в непонимании классики, но всё равно выскажу свое мнение.

     Итак, это воспоминания о российской литературной жизни   послереволюционных лет. Жизнь московских литераторов, их встречи, занятия, интересы.
 
       Ищу знакомые фамилии. Увы, их нет – вместо этого какие-то зашифрованные клички (птицелов, эскесс, синеглазый, ключик, королевич, кузнечик…), да ещё и пишутся они с маленькой буквы. Только Командор – с заглавной, в знак уважения. Обращаю внимание на детали, чтобы попытаться угадать: прямо ребус какой-то литературный! Маяковского, Есенина, Булгакова  угадала! Над другими – ломаю голову.

     Язык, конечно, образцовый (профессионал виден сразу!), но написано сумбурно, хаотично. Автор перескакивает с  одной темы на другую, да ещё и предупреждает, что память ему уже начала изменять. Не понравилось и то, что зачастую Катаев использует слухи  и  небрежно-свысока, словно снисходительно похлопывая по плечу, характеризует своих собратьев по перу. Пример:

      … «Из-под парижской шляпы на меня смотрело лицо русского херувима с пасхально-румяными щёчками и по-девичьи нежными голубыми глазами…  Бурный роман королевича с великой американкой… воспринимался в московском обществе как скандал, что усугублялось разницей лет между молодым королевичем и босоножкой бальзаковского возраста… Но вот он окончательно разодрался со своей босоножкой и в один прекрасный день снова появился в Москве…»

    Не буду выписывать другие цитаты. Кто захочет, прочитает сам.

   Ни в коей мере не умаляю вклад Валентина Катаева в русскую литературу. В годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Трогательная повесть «Сын полка»  любима школьниками нескольких поколений, сказку «Цветик-семицветик» любят до сих пор.

      В течение 10 лет он возглавлял работу популярнейшего журнала «Юность». А как забыть великолепную тетралогию «Волны Чёрного моря»! Первую увидевшую свет книгу – «Белеет парус одинокий» -  и дети, и взрослые  читали с огромным удовольствием. Помню, в школе писали сочинение о дружбе Пети и Гаврика. 

    Позже я прочитала все части тетралогии и была в восхищении, удивлялась, что её не включили в школьную программу, как до сих пор не могу понять, почему «Два капитана» Вениамина Каверина изъяли из школьной программы…

    Но это я отвлеклась… Возвращаясь к статье Веры Вестниковой, хочу сказать:
- Спасибо, Вера, за замечательное эссе, спасибо за то, что побуждаете к чтению.

      Но очерки К.Паустовского о писателях, на мой взгляд, на порядок интереснее, ярче, ближе к правде жизни, чем «Алмазный мой венец» Валентина Катаева. Возможно, кто-то из читателей захочет оспорить моё мнение?

    Друзья мои, уважаемые читатели! Дополняю своё эссе через несколько дней. Даже и предположить не могла, что будет так много самых разных откликов, в которых большинство посетителей страницы утверждали: НЕЛЬЗЯ сравнивать писателей!!

     Удивительно, а почему нельзя? Разве не имею я права высказать СВОЁ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ?

   И отрадно, что нашлись всё-таки те, кто разрешил мне воспользоваться этим правом или просто поддержал мои взгляды.

    Огромное спасибо Роману Юкку, который предложил прочитать его статью "Одна фотография Марлен Дитрих". Она иллюстрирует поразительный факт, когда звезда мирового кино встала на колени перед Паустовским в знак уважения и благодарности за его рассказ "Телеграмма".
Прочитайте и вы эту статью:   
                http://www.proza.ru/2015/03/17/936

                С уважением, Элла Лякишева