Об уклонении от крайностей

Михаил Анохин
            

Сколько полемических копий сломано по поводу высказывания чиновницы о том, что государство вам (нам) ни чего не должно.

И вот что нужно отметить – уровень этих дискуссий не поднимается выше уровня обыденного разговора. Причина тому отсутствие образованности в том смысле, что мы не приучены к философскому языку.

А между тем многие вещи и отношения невозможно понять без применения языка философии. Того самого на котором сформулировано сократовское: «я знаю лишь то, что ничего не знаю».   Абсурдное утверждение, если его рассмотреть как высказывание на языке обыденном, повседневном.

Абсурдно потому, что Сократ все ж таки твёрдо знает день сейчас, или ночь и какое время года, как найти дорогу до форума и как звать свою сварливую жену.

Так вот рассматривая отношение между гражданином и государством с точки зрения философского языка, можно сказать – отношение государства и  гражданина взаимно обусловлено и дополнительно.

Если мы говорим – государство ничего тебе (мне) не должно, то это означает, что и гражданин ничего не должен государству.

В таком случае  антагонизм разрывает (уничтожает государство) как социально-политическую структуру. Говоря  политическим  языком – исчезает необходимость самого института государственности.

Не связанные друг с другом люди превращаются в индивидуальные атомы. Это предельная (тотальная) свобода.

Если мы говорим, что гражданин должен государству то и государство должно гражданину. В этом случае необходимость государства очевидна и эта взаимная необходимость стягивает (сплачивает) общество и тем сильнее, чем больше (интенсивнее) долженствование. Тотальность социализации, ни чем не лучше тотальной свободы.

В таком единстве ( в пределе) исчезает свободная воля индивида. Человек превращается в  домашнего животного не способного к волевому (творческому) акту.
Итак, содержательный разговор может идти только о мере социализации – либерализации государства, то есть об уклонении от крайностей.
                * * * *
В идеальном государстве должно существовать имущественное разделение на людей власти и людей бизнеса.

В идеальном государстве должна быть полнота свободы в экономических отношениях и ничтожно мало свободы в сфере культуры.

О политики уже сказано, что для тех, кто занимается ею, должен быть введён имущественный ценз.
                * * *
P.S. Проблема идеального государства, как любой идеи, заключается в отсутствие реальных механизмом для их воплощения. В сущности, это пустое мечтание, как и любое подобное социально-политическое прожектёрство.

Прокопьевск 13.11.2018г.