Была война, которой мы не знали...

Сергей Гамаюнов Черкесский
    11 ноября 2018 года всё мировое сообщество отмечало столетие со дня окончания Первой мировой войны. Первую мировую войну у нас часто называют Великой забытой войной. И это действительно так. В советской исторической фразеологии за ней было закреплено название империалистической со всеми вытекающими из этого «клейма» последствиями: события Первой мировой практически не изучались, а память о её героях и жертвах не увековечивалась в мемориалах. И только летом 2012 года эту историческую несправедливость в России решено было исправить: в закон «О днях воинской славы и памятных датах России» были внесены дополнения…

    Теперь 1 августа — День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов.

    Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. Она продолжалась более 4 лет и закончилась 11 ноября 1918 года. В ней участвовало 38 из 59 существовавших на тот момент государств, на её полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Эта война привела к крушению самых могущественных европейских государств и образованию новой политической ситуации в мире. Её итогом стала победа Антанты, революции в России и Германии и распад четырёх империй — Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. В этой войне впервые были применены танки, авиация, корабли-дредноуты, химическое оружие.
 
      К сожалению, память о павших в Первой мировой российских солдатах и офицерах почти стёрлась: её затмили революционные события, последовавшая Гражданская война, а затем — трагедия и подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Тому, что Россия забыла о войне, есть объяснение. К сожалению, за минувшие сто лет Первая мировая война рассматривалась преимущественно в контексте созревания предпосылок Октябрьской революции. А это ведь был великий подвиг русского воинства и, одновременно, национальная катастрофа. Во многом победы русского оружия и русского духа были разрушены и опорочены революцией. В годы Гражданской войны и репрессий семейные архивы прятались, а чаще безжалостно уничтожались из боязни большевистского террора. Снимки отцов и братьев, тем более в офицерской форме, их награды, Георгиевские кресты, старались спрятать подальше, для того чтобы выжить. Это были явные улики…

     На Ставрополье, да и по всей России многим представителям известных дворянских фамилий пришлось скрывать свое происхождение и даже менять фамилии. Миллионы наших сограждан замолчали на многие десятилетия, опасаясь своего непролетарского происхождения, глубоко запрятав в себя свое прошлое. Теперь доставать это прошлое на свет приходится по крупицам, в основном из архивов и воспоминаний белоэмигрантов.

     В других странах, даже в тех, которые потерпели поражение, генералы и офицеры дожили до глубокой старости, окруженные почетом и уважением. Русских же ждала иная участь. Кого-то поставили к стенке, «пустили в расход», кто-то выживал как мог, лишенный пенсии, или влачил нищенское существование в изгнании.

     А ведь еще в самом начале Первой мировой войны Русское историческое общество, губернские ученые, архивные комиссии призвали общественность к сохранению свидетельств той войны. Председатель Ставропольской ученой архивной комиссии Григорий Николаевич Прозрителев собирал письма воинов-ставропольцев. Благодаря его стараниям сохранился целый фонд уникальных писем с войны. В ноябре 1914 года в Ставрополе был решен вопрос об устройстве «братского кладбища и постановке как на этом кладбище, так и в иных местах памятников в ознаменование памяти жертв Великой Европейской войны». Десятки тысяч солдат-ставропольцев защищали южные границы страны, воевали на Кавказском и Юго-Западном фронтах, принимали участие в разгроме 9-го и 10-го корпусов турецкой армии, затем в Брусиловском прорыве. В их числе были и кадровые военные, и казаки, и неподготовленные к боевым действиям бывшие крестьяне, ремесленники, чиновники, студенты, гимназисты. В составе русских войск на фронтах Первой мировой сражались 83-й Самурский пехотный полк, до войны расквартированный в губернском центре; Осетинский конный дивизион, который воевал в Закавказье против турецких войск, а в Галиции, Румынии и Польше – против немцев и австрийцев; в Закавказье была направлена 598-я Ставропольская пешая дружина и 1-й Хопёрский полк, который составляли станицы Александровская, Северная, Калиновская, Сергиевская, Грушёвская и Круглолесская с полковым штабом в станице Александровской. Перед самым началом Великой войны 1914 года 1-й Хопёрский был придан «четвертым полком» к Кавказской кавалерийской дивизии и с нею провел всю войну. В 1915 году эта дивизия была переброшена с Западного фронта в Персию и с 3-ей Забайкальской казачьей бригадой генерала Стояновского совершила 800- верстный марш от Джульфы, через Тавриз, по южному берегу Урмийского озера и вошла в Турцию, в город Ван; на Юго-Западном фронте (на территории Украины) в боях с австро-венгерскими армиями участвовал Туркменский санитарный отряд, сформированный в Ставропольской губернии.

     В нашем Александровском историко-краеведческом музее, экспозиции которого начали формироваться в 60-десятые годы прошлого столетия, к сожалению, имеется очень мало экспонатов и свидетельств, относящихся к периоду Первой мировой войны.
 
     Писатель, принимаясь писать об исторических событиях, обязан быть компетентным в этом вопросе, знать многие детали, эпизоды, мнения и обязательно изучить исторические документы исследуемого периода. Что мне и пришлось делать при написании исторической повести «Домой…». Большим подспорьем в моих исторических исследованиях стал также литературный поэтический конкурс, посвящённый 100-летию со дня начала Первой мировой войны, «Была война, которой мы не знали…», проведённый на портале «ЛИТСОВЕТ». В числе призёров конкурса оказался и я, заняв первое почётное место со стихотворением «Тринадцатая рота». По итогам конкурса издательством «Элеан», город Москва, был выпущен поэтический сборник.

Прочтите эти строки и вспомните о героях той малоизвестной нам войны…

"Тринадцатая рота"

Тринадцатая рота Землянского полка* -
Останки от пехоты, проросшие в века
В траншеях, в вязкой глине, под грудами камней.
Сто лет земля над ними.
Плотней, плотней, плотней…
Столетье – ровным счётом.
Погибших кто сочтёт?
Тринадцатая рота - одна из славных рот…
Отвага, честь, иль вера – что в бой вело солдат?
Сойдясь в штыки с ландвером, в чужой земле лежат
России офицеры и нижние чины,
Смешавшись с пеплом серым под жерновом войны.
Снаряды «Берт»* германских крошили в пыль бетон,
И от разрывов адских, вверх, в небо рвался стон
От стен и от окопов, из недр самой земли,
Из обожжённых глоток героев, что смогли,
Сдержать врагов атаку, глотая едкий хлор…
И впору небу плакать, и горький слать укор
Всем тем нечеловекам, кто смерть посеял вновь…
По обожженным векам - не слёзоньки, а кровь…
Солдат - в лохмотьях кожа, безглазое лицо -
Он встал в атаку всё же, в «атаку мертвецов»*!
Как сель, что катит слепо, без дна и берегов,
Сметала вражьи цепи.
И ужас гнал врагов…
Той штыковой короткой прославлена в веках
Тринадцатая рота Землянского полка!

Историческая справка:

*- «…В начале июля 1915 г. под командованием фельдмаршала фон Гинденбурга германские войска начали широкомасштабное наступление на восточном фронте. Его частью был и новый штурм крепости Осовец, для которого было сосредоточено: 13 — 14 батальонов пехоты,1 батальон саперов,24 — 30 тяжелых осадных орудий,30 батарей отравляющего газа. Со стороны русских передовую позицию занимали пять рот 226-го пехотного Землянского полка и четыре роты ополченцев, всего девять рот пехоты…»
*- «Большая Берта» или «Толстушка Берта» — немецкая 420-мм мортира. Предназначалась для разрушения особо прочных фортификационных сооружений. Скорострельность «Берты» составляла 1 выстрел в 8 минут, а дальность полета 900-кг снаряда ;14 км. Фугасный снаряд при взрыве образовывал воронку глубиной 4,25 метра и диаметром 10,5 метра. Осколочный имел 15 тыс. кусков смертоносного металла, сохранявших убойную силу на расстоянии до двух километров. Защитники крепостей считали самыми ужасными бронебойные снаряды, от которых не спасали двухметровые перекрытия из стали и бетона…».
*- «…Дождавшись нужного направления ветра, 6 августа 1915 года в 4 часа утра, одновременно с открытием артиллерийского огня, германские части применили против защитников крепости Осовец отравляющие газы. Считая, что оборонявший позиции крепости гарнизон мертв, немецкие части перешли в наступление. В атаку пошли 14 батальонов 18-го полка ландвера — не менее семи тысяч пехотинцев. Когда немецкая пехота подошла к передовым укреплениям крепости, навстречу им в контратаку поднялись оставшиеся защитники первой линии — остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Неожиданная атака и вид атакующих повергли немецкие подразделения в ужас и обратили в бегство. Позже участники событий с немецкой стороны и европейские журналисты окрестили эту контратаку «атакой мертвецов»…».

(Картинка и историческая справка из интернета.)