Голубая Надежда. Игры Богов ч. 21

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Игры Богов


От судьбы не уйдешь

"..Сочинил однажды чудак: "Может, есть на земле… полюс?.. куда линии стекают с ладоней. Из него растут лотос или вечное дерево, а рядом, возле, сидят старые мойры, парки и норны, прядут нити судьбы".
(Борис Пинаев  "Норны и мойры. Судьба")

  Скандинавские Норны определяют судьбы людей, вырезывая руны. Греческие Мойры  вращают мировое веретено, в их власти людские  жизни, как нити полотна.
Римские парки равнозначны греческим мойрам. Однако первоначально было представление только  об одной Парке -  богине рождения, сходной с Карментой - богиней прорицательницей. Затем из  Карменты возникли три Парки, две из них, Нона и Децима, покровительствуют  рождению ребенка на девятом или десятом месяце. Третья - Морта, от слова mors, "смерть".(1) Именно Морта сопровождает человека до момента смерти.
Норны, мойры, парки...судьбы в их руках
Итак, норны, парки и мойры определяют судьбы людей, ткут материю судьбы. Но мойры решили обыграть и судьбы камней.
За всем этим лицедейством наблюдал Зевс, чуть позже к нему присоединился Марс. Задумались Верховные Боги:
- Что такое судьба? - задался вопросом грек Зевс.
- В первом приближении: то, что суждено человеку на этой земле. То, что он непременно, непреложно претерпит в этой жизни, - рассуждал римлянин Марс.
- Слепая безличная Судьба обитает в безличном античном космосе, - дополнил Зевс. -  В нём есть Ум и Душа, но как люди могут  их молить, просить, умолять? Только мы,  Боги,  можем простить  человеческие  грехи.
- Да, и мы  простим, видя искреннее покаяние, - согласился воинственный Марс, кивая головой. - Но судьба любит их, людишек, несмотря ни на что.
- Это Ананка и  Тихе, богиня Судьбы и богиня Случая,  мне они не подвластны, - сокрушался Зевс.
- И это, увы, от нас не зависит...У нас Судьба - Фортуна. И она  мне не подчиняется, у неё иные законы, своё Начало.  Это Начало в античности называлось "единым" или "одним". Это было не чем иным, как ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ СУДЬБЫ. (2)
  Концепция "мойры" не лишена этического смысла: судьба понимается как слепая, тёмная, безличная справедливость, не заинтересованная в каком-либо частном бытии и спешащая растворить его во всеобщем, осуществляя "возмездие". Беспощадна античная судьба даже к богам, что в конце концов утешительно, ибо подданные Зевса знают, что и для его произвола есть предел.
С кризисом полисов/городов-государств вместо "мойры" на первый план выходит "тюхе" т.е. судьба как удача, случайность. (3)
…Космос имеет душу и ум. Но он ни за что не отвечает… даже за всё зло.
  В античности  приходилось отказываться от конечного объяснения зла, то есть признавать для его объяснения судьбу.
Итак, тут речь о философском античном термине "судьба".
Но до всякой философии люди погружены в мифологический мир.
Что же такое судьба?
1) Судьба есть Ананка-необходимость.
2) Судьба есть не-Ананка, т.е. не необходимость, но Тюхе - случай.
  Итак, получается  вполне научное умозаключение:
судьба через соотношение необходимости и случая есть
неумолимый закон.
Или коротко: судьба – необходимость/случай = закон.
"Есть у тюркских народов одно очень многозначительное слово — "кысмет". Буквально оно переводится, как "судьба", но в контексте несёт в себе гораздо больший смысл. Это Рок, предопределенность.
(Артём Каменистый, Кирилл Шарапов "S-T-I-K-S "Двойник")
Тогда при инверсии* числителя и знаменателя  возникает:
1) некое беззаконие/хаос:
судьба - случай/необходимость = хаос.
2) предопределение/предвидение = промысл Божий.
* Инверсия (логика), отрицание - переворачивание смысла, замена "белого" "чёрным".
От судьбы не уйдешь...
" Wyrd bi; ful arid..
От судьбы не уйдешь. Она держит нас, подобно упряжи"
( Бернард Корнуэлл "Саксонские хроники")
  Не только судьбы людей, но и судьбы камней оказались в руках трёх прях - мойр Лахесис, Клото и Антропос. Антропос тоже пришлось смириться с выбором сестёр, ведь они всегда держались вместе, не расставаясь ни на минуту. И в этом их Судьба!
  Антропос смирилась с тем, что рядом с Клото стояла уже не только прялка с веретеном, но и  сундучок с камнями, драгоценными и полудрагоценными. И эта коллекция пополнялась не по дням, даже не по часам, а с каждым появлением непрошенных гостей, как считала Антропос. Но Лахесис думала иначе:
- Клото  заинтересована в игре с камнями, вот и вызывала гостей, которые несли свои излюбленные камни мойре в подарок, рассчитывая не только на продление жизни, но и процветание в последующем, возможно даже и в новом перевоплощении.
  Антропос сначала была недовольна, втихомолку подрезала нити  жизни известных людей, которым благоволили её сёстры.  Но потом и сама втянулась в игру с камнями.
  "У корней Иггдрасиля, древа жизни, сидят три пряхи. Они прядут нити нашей судьбы, и эти три пряхи сделали клубок золотой пряжи из чистого золота для жизни Этельфлэд (4), но за минувшие годы вплели яркие нити в куда более тёмную ткань. Три пряхи видят наше будущее. Дар богов человечеству - то, что мы не можем видеть, куда будут направлены нити наших судеб".(5)
  Этельфлэд была дочерью короля Уэссекса Альфреда Великого, а её мать происходила из знатного мерсийского рода. В 870-х годах сложился союз Уэссекса и Мерсии, двух последних англосаксонских королевств Гептархии.
Гептархия, дословно "семицарствие", от греч.-семь и власть, царство, англ. Heptarchy - период в древней истории Англии, начавшийся около 500 года с образования нескольких англосаксонских государств на юге Британских островов и закончившийся в 850 году установлением "датского права". Денло, Данелаг, область датского права - территория в северо-восточной части Англии, отличавшаяся особыми правовой и социальной системами, унаследованными от норвежских и датских викингов, завоевавших эти земли в IX веке. После восстановления власти англосаксонских королей над Денло в начале X века скандинавское право и обычаи были сохранены, а многие перешли в общеанглийскую практику. Специфика юридической системы северо-восточной Англии пережила нормандское завоевание и продолжала существовать в течение всего средневековья.
Противником англосаксов были викинги, обосновавшиеся на восточном побережье Англии. Главенствующая роль в союзе принадлежала Уэссексу. Около 883 года лорд Мерсии Этельред II признал себя вассалом Альфреда Великого. В 887 году союз был скреплён браком Этельреда и Этельфлэды.
Дочь короля Альфреда, саксонка, христианка.  Её знамем был  гусь, держащий в лапах христианские кресты. Вышла замуж за двоюродного брата Утреда Беббанбургского (6) Этельреда. Это был брак по расчету: Альфред хотел объединить Уэссекс и Мерсию. В результате глупости и ревности мужа, который возил её за собой во все походы, Этельфлэд попала в плен к братьям-ярлам (7) Эрику и Зигфриду Тарглисонам.
  Король Альфред велел Утреду отправиться к братьям, договориться о выкупе дочери. Тем временем  Эрик Тарглисон без памяти влюбился в Этельфлэд. Она ответила ему взаимностью. Любовь была настолько велика, что Эрик забыл свой долг перед братом и соплеменниками. Влюбленные уговорили Утреда помочь им бежать. Это, возможно, им бы удалось, но тут в события вмешался Хэстен Сторрисон, датчанин, язычник.  Некогда Утред  освободил Хэстена из рабства, надеясь, что тот будет ему верен.
  Но Хэстен пошел против своего благодетеля и  решил  захватить Этельфлэд, чтобы получить выкуп.  Утреду пришлось спешно менять  план бегства. Это привело к неожиданным последствиям.
- Иногда я думаю, - печально проговорил Эрик, - что смерть - истинное назначение жизни. Мы поклоняемся смерти, даруем ее и верим, что та ведет к веселью...-  заметил Эрик, взглянув на отца Пирлига.
  На прикрытой кольчугой груди священника виднелся деревянный крест.
- Нет, не поклоняемся, - сказал отец Пирлиг, немного язычник в душе. - Некоторые люди подхватывают Бога, как болезнь.
- Тогда к чему им образ мертвого человека? - спросил Эрик.
Эрик имел в виду образ Иисуса Христа на распятии.
-  Наш Господь Иисус Христос восстал из мертвых, -  энергично проговорил Пирлиг, - он победил смерть! Он умер, чтобы даровать нам жизнь, и, умерев, вернул жизнь себе. Смерть, господин, это просто ворота, ведущие в следующую жизнь. (5)
- Тогда почему мы боимся смерти? -  рассуждал Эрик. 
Есть люди, которые, прекрасно отдавая себе отчет в том, что смерть - это конец, утверждают, что их вполне устраивает уже тот факт, что они вообще пожили. А ведь могли не родиться...
"Смерть - есть простое разделение живого существа на составные части, конечной целью которого является не разрушение, а обновление...для подготовки к его следующей жизни"
(Рута Неле)
  Эрик, как настоящий викинг, смерти не боялся и погиб, познав настоящую любовь, зная что Этельфлэд на свободе и под надежной защитой.
"Когда любишь, хочется что-то делать во имя любви. Хочется жертвовать собой. Хочется служить."
(Эрнест Хемингуэй "Прощай, оружие!")
После гибели любимого Этельфлэд не вернулась к мужу, хотя формально осталась с ним в браке. Когда Утред овдовел, она стала жить с ним  открыто, несмотря на пересуды и увещевания отца.
  После смерти Этельреда Утред возвел Этельфлэд на престол Мерсии.(8) Это было неслыханным прецедентом, поскольку олдерменом/старейшиной мог быть только мужчина. Впрочем, Этельфлэд и сама к тому времени стала выдающимся военачальником, возглавляя походы против датских налетчиков из Нортумбрии.* Её знамя - гусь, держащий в лапах христианские кресты, гордо развевался в авангарде войска.
* Королевство Нортумбрия (др.-англ. Nor;hymbra r;ce) -  одно из семи королевств англосаксонской гептархии, которое возникло на севере Британии.



(1) Борис Пинаев  "Норны и мойры. Судьба" стихи.ру
(2) Е. М. Штаерман "Мифы народов мира. Энциклопедия: Парки", "Мифы народов мира"
(3) С.С.Аверинцев "Судьба" на iphlib.ru
(4) Этельфлэд - героиня романа Корнуэлла, дочь короля Альфреда Уэссекского (Англия, конец IX века)
Этельфлэд - Железная леди Мерсии