Находка

Аля Аджигитова
               В одной московской квартире моё внимание
               привлекла маленькая книжечка. Спросила у
               хозяев о принадлежности, они сказали,что
               возможно осталась от прежних хозяев,
               уехавших за границу.


               Прочитав несколько раз, решила  - с ю д а :


               " Проект создания духовной цивилизации" :
                Равиндра  Сварупа  /   Харикеши  Свами


                Тем, кто планирует создание города
                Шри  Маяпура, не нужно беспокоиться
                о противоречивых теориях социального
                устройства. Вот реальная система
                создания гармоничного, процветающего
                общества, которая дана самим
                Верховным Господом и проверена
                тысячелетиями.

                (Автор Равиндра Сварупа Даса ).

   Варнаашрама-дхарма или социальный манифест Движения Сознания Кришны является

проектом создания духовной цивилизации. В её основе лежат представления о том,

что люди являются  духовными существами. Будучи живыми существами,  мы являемся

крошечными, но вечными искрами  верховного живого существа, хотя в данный момент

мы заточены в эти бренные материальные тела. Невозможно надеяться на то, что

наши тела принесут нам счастье: они подвластны болезням - когда-то состарятся и

просто умрут. Поэтому наше благополучие зависит только  от того, насколько

глубоко  мы познали нашу вечную истинную сущность  - душу. Мы постоянно страдаем

только по тому, что отождествляем себя со своим телом. Итак, если общество хочет

высочайшего блага для всех, тогда оно должно дать людям знание о том, что такое

истинное " я ", и тогда проявится чистое вечное сознание, которое полно знания и

блаженства. И в то же самое время  такое общество должно удовлетворить как

можно в более прост ой, но эффективной форме все нужды тела. Варнаашрама-дхарма

предназначена для того, чтобы решить обе эти цели.

   Материалисты сразу станут возражать, поскольку душа является метафизическим

понятием и относится к тому, что невозможно постичь экспериментальным путём.

Поэтому любая социальная система, базирующаяся на таком понятии, должна быть

весьма сомнительной. Но совершенно неверно считать, что существование души

невозможно доказать на практике; а общество варнаашрама-дхарма как раз

предназначена для того, чтобы благоприятствовать такому эксперименту И поскольку

материалистическое общество  создаёт такие условия, чтобы экспериментально

доказать  существование души, то их возражения совершенно не обоснованны.

   Мы - духовные существа, пребывающие в материальных телах. Варнаашрама-дхарма

объединяет в единое целое и устанавливает соответствие между равенством всех

людей, как духовных существ, и их относительным неравенством, происходящим из-за

различия тел, которые они получают. Вследствие этого  общество делится на четыре

профессиональные группы (варны). Такое разделение на варны совершенно естественно

.Ни одно цивилизованное общество не может обойтись без четырёх классов :

интеллигенция ( они называются брахманами), политические и военные лидеры

( кшатрии), фермеры и коммерческие деятели (вайшьи), рабочие и ремесленники

(шудры). Отсутствие одной из этих грулл, несомненно, принесёт урон обществу.

Вместе они составляют: голову, руки, живот и ноги, т.е. тело, которое здорово

только тогда, когда все его части в исправности и действуют сообща. И более того,

каждый человек рождается уже с определёнными качествами и склонностями, в

соответствии с которыми он и  относится к одной из четырёх групп общества

( только  личные качества человека определяют, к какой группе он относится, а

не то, в какой  семье он  рождается, как это было принято считать в кастовой

системе  Индии, поскольку  такое распределение не является подлинной системой

варн.)

   Сейчас я опишу качества и исполняемые обязанности людей, принадлежащих к

различным варнам.

   Брахманы или интеллигенция при помощи теоретического знания и непосредственной

реализации постигли Абсолютную Истину, и в свете этого знания они дают

наставления политическим лидерам, которые осуществляют их на практике. Являясь

головой общества, брахман наделён пониманием, как управлять деятельностью всего

тела.

   По профессии брахманы - учителя, т они наставляют каждого представителя

варны не только в том, чем ему заниматься, согласно своему социальному положению,

но и в служении Всевышнему Господу, что является основой самореализации..

Считается, что тот может стать брахманом, у кого любовь к обучению и стремление

к знаниям. По природе брахман мирный и терпимый, он, естественно стремится к

чистоте, самоконтролю и аскетизму. Он честен и религиозен.

   Долг кшатриев - защищать других членов общества. Они правят страной и, если

необходимо, участвуют в сражениях. Кшатрий должен обладать достаточным

интеллектом. но в отличие от брахманов, он больше использует его для

практической деятельности. Он по природе чрезвычайно храбр, его привлекает

совершать великие дела, рискуя собой. Кшатрий - прирождённый лидер, он

находчивый и решительный. У него сильное тело и волевой характер. Он по своей

природе  благороден и великодушен. Ему доставляет удовольствие использовать

свою силу для защиты других.

   Вайшьи обрабатывают землю, занимаются торговлей, коммерческой деятельностью и

,очень важно - защищают коров. Вайшьи - создатели богатства общества. Они также

отличаются разумом, но, в сравнении с кшатриями, более узким и хитрым. Они не

обладают таким запасом энергии, как кшатрии, а также не наделены такой

храбростью и великодушием. Кшатриями движет героизм, вайшьями - прибыль Защита

коров предостерегает  вайшьев от жадности и эксплуатации. Относясь к корове,

которая даёт молоко,как к матери;  к быку, который пашет землю, на которой

растут злаки, как к отцу, вайшьи не эксплуатируют никого и ведут гармоничную

жизнь, поддерживая коров и землю, ведь это является источником богатства.

Защита коров пробуждает религиозные чувства в вайшьях и приближает их к земле.

   Те, кто лишён интеллекта , которым обладают брахманы, кшатрии и вайшьи,

являются шудрами. Они исполняют в  обществе физическую работу. Поскольку  у них

нет достаточного разума, чтобы действовать независимо от других, они выступают,

в основном, в качестве помощником трёх других варн и  находятся под их

управлением. Я думаю, что польза в признании такого деления очевидна. Оно

основано на природных качествах и одарённости, поэтому с раннего детства

можно определить склонности ребёнка и направить его обучение так, чтобы 

раскрылись его природные дарования, и развивать их в соответствии с тем, какое

положение он будет занимать в обществе. Это решит проблему призвания и

наклонностей человека, над которой бьётся сейчас система образования. Каждая

из этих четырёх отдельных групп может развиваться независимо друг от друга.

Каждая варна имеет свои собственные определения, обязанности и назначения

(сва-дхарма). И в обществе будет бесконечное беспокойство и страдание, если

вместо того, чтобы признать такое деление, пытаются навязать нечто вроде 

"один за всех" или " всеобщий" стандарт, который на самом деле не подходит

ни к одному. Если признать эти четыре варны, тогда каждый займёт своё место,

работая с полной отдачей, используя все свои дарования и, благодаря такому

сотрудничеству, общество будет процветать.

   Конечно, могут возникнуть возражения против этой классовой структуры ( шудры,

ну и ну!), которая приведёт к немедленной при таком делении к эксплуатации.

Высшие группы станут эксплуатировать низшие, станет процветать несправедливость,

появится и конфликт. Решение этой проблемы - санатана-дхарма, " вечный  долг и

религия". Хотя каждая варна имеет свою определённую сва-дхарму, все они равны

в одном - всеобщая дхарма называется санатана-дхарма. Это сознание совместного

служения Верховному  Господу. В исполнении санатана-дхармы все абсолютно равны.

Она более важна, чем сва-дхарма, и она полностью исключает эксплуатацию одной

группы другой.

   Варнаашрама-дхарма объединяет в себе  материальное различие и духовное

единство. Система варнаашрама-дхарма признаёт, что  люди рождаются с различными

способностями. Не будет никакой пользы ни обществу, ни отдельным его гражданам,

если делать вид, что это не так. Поэтому в варнаашрама-дхарме есть деление  на

классы, но без эксплуатации, несправедливости,, без зависти и конфликтов.

Основная цель всех членов варн - реализация, самопознание. Поэтому вся  жизнь

строится так, чтобы каждый мог расти духовно, а не сосредоточиваться только

на материальных приобретениях. Хотя каждый занят определенной деятельностью,

согласно своим материальным способностям, основное предназначение жизни - понять,

что сущность человека духовна и не имеет ничего общего с этим временным

материальным телом. Такова санатана-дхарма, дающая возможность для духовной

реализации ( о которой говорится в Бхагават-гите), равно  необходимой всем

врнам, независимо от их материальных качеств. Поэтому успех жизни  и её

процветание зависит не только от богатства, власти и социального положения.

( продолжение следует).

   Варнаашрама-дхарма - это общество, в центре которого стоит  Бог.

Санатана-дхарма, или вечная религия, суть нашей жизни, заключается в служении

духовных существ безграничному Верховному  Существу. Это выражается  в

предложении результатов преданного служения  Богу, который признается

Верховным  наслаждающимся всего. Эксплуатация возникает только тогда, когда

человек заюывает, что он слуга, и пытается занять положение  Бога, используя

труд, или способности других для своего собственного чувственого наслаждения.

   Я могу служить кому-то,но, если он такой же слуга, как и я , он не станет

эксплуатировать меня, а у  меня не будет зависти к нему. Всеобщее признание

главенства  Бога и служение  Ему создаёт гармонию и отношение сотрудничества

между варнами и предотвращает  эксплуатацию, звисть и конфликты. Поскольку долг

каждого - преданное служение  Господу, материальные  различия становятся

несущественными. Одинаково ценен и тот, кто метёт улицы,  и кто занимает

правительственный пост, и каждый достигает совершенства, исполняя свою работ в

служении  Богу.

   Конечно, если кто-то занимая ответственное положение, забывает, что в

конечном итоге он слуга  Бога, и использует своё положение для чувственного

наслаждения, тогда деление на классы превращается в порочную болезнь общества,

которая всем хорошо знакома. И единственный способ избежать этого - утвердить

ашрамы -( деление жизни на четыре  ступени), которые особенно строго соблюдаются

брахманами и кшатриями.. Согласно этому делению вначале человек  должен пройти

особое обучение, строго соблюдая при этом целибат ( брахмачарья), и только затем

жениться, заводить семью и вести "мирную" жизнь ( грихастха).

   К пятидесяти годам, или около того, период грихастха должен закончиться,

муж и жена прекращают семейную жизнь и социальную деятельность и ведут лишь

духовную жизнь, практикуя отречение ( ванапрастха). Так в конце жизни, когда муж и жена становятся готовыми к разлуке, они разлучаются, и остаток своей жизни

муж проводит как странствующий монах ( саннияси).

   Таким образом, благодаря системе ашрама, самые влиятельные люди общества

являются одновременно самыми отречёнными.

   Вся система варнаашрама дхарма, в конечном итоге, держится на брахманах.

Они обучают всех членов общества, и их наставления сильны до тех пор, пока

они сами являются  высочайшим примером чистоты и отречения.. Чистота

брахманической культуры является основой врнаашрама-дхармы.

   Вероятно, эта система напомнила вам средневековое общество Европы, в котором

сознание людей сосредоточено на Боге. Общество тогда состояло из четырёх

классов: духовенство( брахманы), феодалы ( кшатрии), буржуазия ( вайшьи),

крепостные ( шудры). В те времена для вступления царя на престол требовалось

разрешение священника и короновались они епископом. Идеальный царь должен

был быть святой личностью . И всё-таки такое общество было лишь жалким подобием

варнаашрама-дхармы. Брахманы никогда не обладали достаточным уровнем чистоты, а

когда они утратили и то, что имели, то общество забыло всякую духовность,

и таким образом, рухнула вся система, что мы и имеем в настоящее время.

   Крушение примитивной  средневековой варнаашрама-дхармы происходило более,

чем  500 лет, и об этом повествует вся наша современная история Европы.

Падение той цивилизации началось с падения брахманов. Когда брахманами

овладевают мирские желания, они теряют свой моральный облик и духовный авторитет

( а именно в этом кроется их сила), и тогда кшатрии начинают относиться к ним как к мирским правителям, стоящим на одном уровне с ними. Превосходство брахманов

становится неоправданным, и поэтому кшатрии более не считаются с ними, и подтверждение этому - социальная революция в Европе, представленная

Протестантской Реформацией; без руководства и наставления брахманов кшатрии

быстро теряют самоконтроль и превращаются в тиранов. Их полновластие больше

не контролируется духовным миром. Поэтому вайшьи восстают против гнёта и

разлагающего  бесполезного дворянства, о чём свидетельствовала французская революция Наступает пора расцвета и предприимчивых вайшьев; накапливая

капитал, создавая индустрию и  занимаясь коммерцией, они, гонимые своей

беспредельной жаждой наживы, беспощадно эксплуатируют шудр, которые также отвечают на это протестом, о чём свидетельствует социалистическая революция.



   Таким образом,концепция варнаашрама чётче проясняет некоторые стороны нашей собственной истории.. Итак, мы видим, что общество, классы и взаимоотношения

между ними прошли различные стадии прогрессирующего загнивания и распада,в

заключительной стадии которого мы живём сейчас. Поэтому конценция варнаашрама-дхармы весьма удачно проясняет наши  современные социальные и политические

представления. Сейчас мы можем видеть   столкновения левых и правых, коммунистов

( шудр) и капиталистов ( вайшьев), как заключительный итог длительного

процесса  социального загнивания и, поэтому ни у одной из этих сторон нет

будущего  и реальной надежды на создание справедливого и прочного общества.

Они обречены ходом самой истории и являются выражением социального разложения.

Страны Европы и Америка ХХ столетия безнадёжно поражены безумством вайшьев

 в погоне  за прибылью. Но и старания шудр не приносят улучшения.

Коммунизм , будучи совершенно материалистической философией, скорее поощряет,

нежели уничтожает семена эксплуатации и конфликтов. Поэтому при коммунизме

общество никогда не освободится от превосходства одних над другими, от

подчинения большинства меньшинству, и это превосходно будет обличено в самые

изощрённые формы. Идеология коммунистов и капиталистов является  продуктом

эксплуатации и зависти, и поэтому нет надежды, что они смогут избавиться от

этогоОни не могут разрешить проблемы социальной деградации, поскольку сами

являются её  следствием, и конфликт неизбежен, а в конеяном счёте и гибель

цивилизации. Если говорить о возможности возрождения  человеческой цивилизации, то оно должно строиться не на загнивающем обществе, оно должно начаться с сознания брахманов.

Особое предпочтение  движение Сознания Кр ишны - воспитывать таких брахманов,

как основу всего общества варнаашрама-дхарма. Современное общество варнаашрама-

дхарма не  должно повторять духовных, соцмальных, технических ошибок

средневековой  Европы. Сознание  Кришны предоставляет более высокий стандарт

чистоты по сравнению с тем, который был у брахманов средневековья.

Новое общество варнаашрама-дхармы может использовать все технические

достижения нашего времени для служения  Богу.

   Итак, движение  Сознания  Кришны является путём, началом новой культуры.

 совершенной человеческой цивилизации, созданной как раз в тот момент, когда

старое , примитивное общество варнаашрамы конечной стадии своего вымирания.

Это даёт альтернативу для всех нас, вовлечённых в этот процесс вымирания.

   Это оптимальное решение в том смысле, что оно направлено на решение сути

проблемы и призывает к возрождению духовного сознания в человеческом обществе.

Может показаться, что для этого потребуется слишком многое, но с другой

стороны, само время не позволяет  нам сделать другого выбора.

   Равиндра Сварупа  даса получил звание профессора религии в храмовом

Университете в Филадельфии ( США ). В настоящее время от работает  директором

Института по исследованию вайшнавизма при Американском Университете в Вашингтоне, а также является редактором  журнала  " Обратно к  Богу".



             -  -   -   -   -   -  8    8    8    -    -     -     -    -