Кто первый? О прощении

Алексей Куклин
Мы действительно способны простить человека, причинившего нам материальный или моральный ущерб?

Не сомневаюсь, что «да». Ведь если мы не прощаем, то не будет прощено и нам. (Матфея 6:15). Если этот человек повторит свое деяние? А потом еще и еще? Насколько нам хватит нашего прощения и благодати? В какой-то момент, мы, наверное, перестанем пускать такого человека в дом и постараемся избегать с ним встреч. Как охарактеризовать этого человека – грешника? Хоть с вашей стороны прощение было дано, но он его не принял, оно не произвело для него никакого благодатного действия, оно не привело его к покаянию, которое могло проявиться через попытку возместить ущерб, например. Как эта иллюстрация характеризует нас? Мы готовы прощать, но прощать человека, который не просит прощения и соответственно не оставляет грех, с каждым разом становится сложнее. В конце концов, мы, наверное, махнем рукой и скажем: «Я его прощаю, но знать и видеть его не хочу». Это пример прощения, основанный на нашей личной святости, оно ограничено, как и наша святость.

Мотив прощать, чтобы было прощено нам – неправильный мотив. Это старый завет, когда прощение не было обеспечено жертвой Иисуса и его нужно было заслужить, искупив вину, типа «глаз - за глаз» и т.п., либо принесением жертв. В этом плане, наше прощение людей, основанное на нашей личной доброте и милости не имеет, так сказать, юридической силы. Какое право мы имеем прощать? Кто заплатит за этот грех? Если человек раскаялся и возместил ущерб, тогда да, мы имеем законное право простить (хотя, это уже и не прощение, а скорее удовлетворение). А если нет? Нет покаяния, нет возмещения. По закону мы не должны прощать, ну это если мы живем по закону. Но по благодати….

«По сей;то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». (Евреям 10:10) «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». (Евреям 10:14). Божье прощение – это что-то большее, чем прощение в нашем понимании, потому что оно сопровождается искуплением и освящением. Бог не просто простил, Он обеспечил, заслужил для нас спасение. Просто прощенный грешник, так и останется грешником, но искупленный и освященный – это уже другое, это новое творение. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое».(2- Коринфянам 5:17).

Так возможно ли нам прощать, как Иисус простил нас? Нашими человеческими усилиями – нет. Только приняв прощение через веру в жертву Христа, нам дается праведность Божия, праведность самого Иисуса. «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего». ( Римлянам 10:4). Прощение, настоящее Божье прощение, которое мы можем являть - это плод духа, который дан нам, когда мы были рождены свыше. Никто не может являть плоды Духа, не будучи прощенным, искупленным и освященным.

Как же мы можем принимать к себе слова Христа о том, что, не прощая других, мы сами не получим прощения? Это ведь противоречит самой сути Евангелия. Мы не потому прощены, что простили других, а мы прощаем других, потому что прощены.