Банчужные

Наталья Еремеева
       В деревне Селезнева Алтайского края в семье кузнеца Тисленко Федора Фомича и Евдокии Владимировны в 1925 году родилась  девочка.. Это был третий ребенок и третья дочка. Галинка, так назвал свою дочурку кузнец, девчушка, звонкий колокольчик, наполнила радостью родительский дом. Еще совсем маленькой она стала помощницей маме. Приглядываясь к взрослым, училась всему, от работы не пряталась. Повзрослев, пряла, вязала, ткала нарядные дорожки, пекла такие пироги да булочки, что отец не мог нарадоваться на свою мастерицу. Это вроде все женские дела, которым научила ее мама.  От отца перешло к ней умение ухаживать за скотиной, а еще она овладела таким редким и мужским мастерством как кладка печей. Чтобы не делала Галинка, она всегда пела.

      В поисках лучшей доли переехали Тисленко в небольшой городишко Мундыбаш. Очень приглянулась веселая и старательная девушка соседке, Банчужной Алене Ефимовне, знатной на всю округу кружевнице. Увидев однажды Галину со спицами, стала учить ее вязать шали с красивой кружевной каймой. Радовалась, что ловко перенимала девушка ее навыки.

      Банчужные приехали в Мундыбаш из Оренбурга уже в конце войны. Их старший сын освобождал в это время города Европы. К родителям вернулся Семен Никитич с победой. Он сразу заметил белокурую, статную соседку. Мать радовалась выбору сына. Она уже давно полюбила младшую Тисленко и тайно пророчила ее себе в снохи.  Много горя повидала в жизни Алена Ефимовна. А самое страшное подорвало ее сердце. Пропал без вести на войне младшенький сыночек. А тут дождалась Сенечку, женила и словно выполнив свою миссию на земле, тихо во сне умерла.

      В 1947-ом у молодоженов родился первый ребенок. Банчужные еще не раз меняли место жительства, пожили на станции Уштобы в Казахстане, в Топках Кемеровской области, где у светловолосой Лиды появилась черноволосая и кудрявая в папу, сестренка Сашенька. Александра, своенравная девчонка, непоседа и шалунья потянулась к отцу. И он в свою очередь защищал свою любимицу перед требовательной матерью. Сам выросший при строгом отце, своих детей баловал. Но и Топки не стали их родным городом. И в поисках своего места Банчужные перебрались в Сталинск. Сначала обосновались на Коммунарке. Семен Никитич устроился плавильщиком на завод Кузнецкие Ферросплавы,а Галина Федоровна содержала дом. Хозяйство у нее было большое: дети, дом, а в стайке две коровы, лошадь, овцы плюс огород, покос. Вот тут то и пригодились умения и навыки. Ловко справлялась хозяйка со всем. Любое дело горело в руках. В доме и во дворе кругом порядок. Придет муж с работы, а у нее на лице улыбка да ужин на столе, словно нежилась весь день в постели и встала только чтобы стол накрыть. Находила время и для кружевных шалей, теплых и пушистых, в которые наряжала своих дочек. И для продажи вязала, дополнительный заработок только на пользу.

      В 1954-ом родился последний член семьи, долгожданный сын Николай, в маму светлый, в папу кудрявый. Перебрались Банчужные в рабочий поселок Кульяновка. Не усидела дома Галина Федоровна, устроилась на работу. Еще десять лет после выхода на пенсию трудилась на КЗФ дежурной подстанции. Ушла на заслуженный отдых, дождавшись из командировки в Монголию Александру. Оставила свое место дочери, преварительно передав ей весь свой опыт.

      Когда выросли дети Галины Федоровны и создали свои семьи, она не перестала быть их заботливой мамой. Как прежде разгоняла все тучки над их домами. Помогала не только советом, но и часто материально. Вошли в моду мохеровые шарфы, научилась ткать их. От клиентов не было отбоя. Приобрели дети садовые участки, помогала в строительстве домиков, бань, научила выкладывать печи, помогала строить гаражи. Сколько могла держала корову. Излишки молока продавала. Все для детей, все детям.

      Мужу своему она была настоящей половинкой,ласковой заботливой. Никогда не требовала от него невозможного, всегда и во всем поддерживала и помогала. А когда заговорили военные ранения,ухаживала как за малым детем.

      Дом у Галины Федоровны всегда славился хлебосольством да гостеприимством. Появились в поселке у нее подружки. Красиво они дружили между собой. Люди любовались.

      Вот история только одной фотографии. Послевоенное время магазины не могли похвастаться изобилием. Женщина в любой ситуации остается ею. И она хочет быть единственной и неповторимой. А тут накануне восьмого марта решили сшить новые платья. Шили каждая сама себе. Смеху было,  собрались на праздник в доме Галины Федоровны все подружки. Мужчины в белоснежных рубашках, а на женщинах платья из одной ткани в мелкую клеточку. Шутили, дурачились, пели.

      Прошли годы, подружкам уже под восемьдесят, а для друг друга они все Тани, Гали, Нади,... Перезваниваются, шепчутся. Плачутся и хвалятся. Это ведь здорово, что женщины в свои годы имеют возможность хвалиться, если не собой, то своими детьми и внуками.

                2006 год