135. Ибо вовек милость Его

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его;
луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;
поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;
разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
провел народ Свой через пустыню, ибо вовек милость Его;
поразил царей великих, ибо вовек милость Его;
и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;
Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;
и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;
и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;
и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;
даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его."

Антифон «ибо вовек милость Его» в окончании каждой из двадцати шести строк делает этот псалом напрямую взывающим к чувствам, уникальным по своей восторженности. Повторение возвышает каждый следующий стих до ощущения непреходящей любви и милости Господа.

Это должно наполнять сердца радостью и любовью, и такое повторение слов о вечной милости Всевышнего не вызывает пресыщения, а вдохновляет, ибо это для нас самые прекрасные слова, наводящие на упование на Его милость в вечности: «Божья милость вовек».

В те времена в менталитете народов были свои боги, придуманные самими людьми, свои религии. В Священном Писании вестники Божьи в говорят «боги» и используют образ, хорошо понятный в то время: Бог богов. Это означает, что Он Господь всего и нет никого, кроме Него.

Бог богов – Иегова, выше всех правителей во вселенной: «…Бог, Всесильный твой, в твоей среде» (Втор 6:14), «Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный…» (Втор 10:17, см. также Нав 22:22, Пс 49:1, Дан 2:47).
Господь господствующих – под господствующими подразумеваются власти духовные, на это указывается всеми святыми.

Только начинающий путь к Богу народ, точно так же и отдельный человек, обращаются к Нему как к какой-то личности, посторонней власти, внешней силе – молятся идолу или какому-то придуманному образу. Но потом начинают раскрывать, что эта сила находится только внутри, и заповедь «да не сотвори себе чужих богов» означает: находящихся вне тебя. Эта сила и ощущается как сила, которая тебя создала, точка начала, истока – как Отец.

Можно просто сказать, что нет никого, кроме Него, и всё делается свыше, высшей силой, и на этом успокоиться – и это сразу забудется под напором эгоистических желаний.
А когда в любых ситуациях, случающихся с человеком, народом или с миром, благословлять Творца даже за плохое словно за хорошее – тогда и проявляется милость Его, – как будто при изготовлении старого фото проявляется негатив, становясь позитивом.

Ведь все ощущения проходят через наш эгоизм, если бы мы были исправлены, то видели бы только добро, исходящее от единой творящей это добро силы.
А пока не исправлены, высшая сила тянет и толкает нас к исправлению, и постоянно, и методично раскрывает нам наше несогласие с абсолютно добрым Высшим управлением и его единственным источником – Господом.

Разумеется, что в своём эгоизме мы хотели бы отменить все нежелательные воздействия или их избежать. Писания учат нас, что воздействия посылаются специально, чтобы помочь продвинуться к желанному счастью, установив над всеми помехами принцип: «Нет никого, кроме Творца, творящего добро». И единственное средство установить этот принцип – это объединение по закону любви к ближнему.
«Нет злодеев в царском дворце», но для того, чтобы научить нас, царь скрывается и отправляет своих посланников, которые представляются ворами, разбойниками. Нам же нужно увидеть сквозь них высшую руку и так воевать с ними, чтобы самим приблизиться к творящей добро высшей силе.

Это значит, что наша жизнь действительно неотделима от Господа Бога. День за днём мы должны всё больше и больше утверждать, что во всем, что с нами происходит, нет никого, кроме Него. И не просто заявлять на словах, а реализовать закон любви к ближнему, как к самому себе.
Тогда мы увидим, насколько эти удары судьбы и страдания приближают нас к Творцу: они показывают, кто правит над нами и одновременно благодаря им мы получаем общую силу, позволяющую приблизиться к Нему и предоставить Ему внутри нас место, где бы Он мог воцариться.

Господь вывел Израиль из Египта и после исправления в пустыне дал народу землю в наследие – земное пространство, на котором будет реализовываться Его замысел – программа творения.

«И вывел тебя перед ликом Своим силою Своею великою из Египта», и ещё 50 раз выход из Египта упомянут в Пятикнижии Моисея, – Торе.
Это происходит только как чудо – то есть выше того состояния, той природы, которая составляет всю внутреннюю суть человека и в «духовном сечении» называется Египет.

Египет – это до сих пор наше состояние, когда каждый находится внутри своего эгоизма. Но есть «Земля обетованная» – желание к Творцу. Переход из Египта на землю Израиля, из одного желания в другое, – это и называется выходом из Египта, и означает конец власти фараона, исход из эгоизма, из-под власти земной, материальной природы.

Писания на духовном уровне рассказывают не о событиях материального мира. Они говорят о том, что происходит с нашими душами, какие состояния и исправления они проходят.
Поэтому освобождение не придёт, пока мы не закончим изгнание, достигнув ужасного состояния «египетских казней» и не менее ужасного ощущения, что у нас нет никаких сил для того, чтобы выйти из своего эгоизма. Но при этом просто необходимо это сделать, иначе – тьма, запах серы и скрежет зубов.

Человек не знает, как это новое его состояние раскрывается и к чему ведёт, – но его вызывает он сам, попав в глухой тупик. И пытается раскрыть, ибо не понимает, как возможно выйти – ведь у него самого нет для этого воли и сил. Но уже понимает, что только сила свыше способна изменить его природу.

Исход из Египта и освобождение от власти эгоизма невозможен без «пересечения Красного моря». Если мы объединяемся, сближаемся друг с другом через связь с Господом, то раскрывается особая сила единства, которая создаёт следующее состояние – состояние пересечения Красного моря.
Ведь сами мы не способны выйти из-под власти эгоизма, и только свет Творца создаёт нам переход, свет помогает оторваться от своих свойств внутри эгоистического желания, и тогда человек окончательно «сбегает из Египта» – из эгоистических свойств, которые держат его в намерении «ради себя», преграждая ему возможности достичь состояния «ради отдачи» – следующего состояния, уже духовного.
И всё это происходит благодаря свету свыше, который высвечивает и выясняет наши желания, позволяя нам подниматься над ними, исправлять.

Ведь пока человек или народ находится в Египте – то есть в эгоистическом получении, он порабощен фараоном, – символом эгоистического материального мира, и не может служить Творцу. Либо одно, либо другое, поскольку невозможно служить двум царям одновременно.
И только выйдя из Египта – получив достаточно света, может стать работником Творца. Но для того, чтобы оставаться с Господом, он должен постоянно повторять выбор – в каждом желании, каждый миг. И тогда он становится достоин получить путь с «дорожной картой» – Тору. Тора заключает в себе высший свет, предназначенный для постепенного, ступенчатого исправления, начиная с состояния «хождения в пустыне». Требуется очень серьёзная подготовка для того, чтобы завоевать землю Израиля.

Изначально земли Израиля не существует – есть земля Ханаан. Унаследовать землю Израиля – это значит трансформировать свои намерения с получения на отдачу. Исправленные желания и называются землёй Израиля, ведь они направлены «прямо к Творцу».
Работа по возвышению над получающими желаниями и называется сорокалетними странствиями по Синайской пустыне. А после того, как идущий к Творцу может работать ради отдачи, Египет, сменившийся на Синайскую пустыню, далее из пустыни превращается в землю Израиля.

Народ, идя по пустыне как одно целое, по мере раскрытия в себе эгоизма словно поглощает пустыню, перерабатывает в свойство единения между собой. На подходе к границам Израиля они объединяются и уже представляют собой свойство, которое может начинать завоёвывать эгоизм.

Это уже завоевание земли Израиля, в которой существуют семь народов – семь глубоких эгоистических свойств, которые необходимо превозмочь и покорить, или уничтожить в своих внутренних войнах. Божий народ начинает воевать против них.

Бог поразил перед израильтянами царей – дал свет, чтобы увидели своего истинного внутреннего врага.
Покорение эгоизма, работа на отдачу и знаменует собой завоевание земли Израиля.
Эти войны – это не войны за обладание святой землёй Израиля, не освобождение её от эгоизма, а пока лишь возможность раскрыть необходимость в исправлении человека. В той мере, как мы исправим себя, мы получим в свои руки Землю обетованную.

После этого народ Израиля уже может достичь ступени, называемой «Храм».   Обретение общего желания, в котором можно полностью раскрыть Творца в самом высшем Его проявлении, и есть создание Первого Храма.

В духовном отношении мы ещё не стремимся достичь отдачи и любви к ближнему, это значит, что находимся в рабстве у фараона. Исход из Египта, если и начинается, то начинается стадия «египетских казней».

Давид обращается в своём послании ко всем нам и учит правильной молитве, молитвенной просьбе и упованию на милость Господа, ибо только милостью Его, которая вовек, Он выведет нас из Египта, разделит Чермное море и проведёт посреди его, сопроводит через пустыню, исправит и предоставит завоевать Землю обетованную, в которой «течёт молоко и мёд» – образные «продукты» сладостного духовного наполнения.

Явление Христа и Новый Завет можно расценивать как переход процесса исправления творения и достижения предназначенных человеку духовных состояний на более высокий уровень. Прежний путь закона не вывел людей из тупика духовного изгнания, в которое они сами и зашли.

И этот псалом – послание Давида с изумительным славословием в адрес вечной Божьей милости вполне обоснованно можно отнести и к ступеням великого искупления Церкви, прообразом которых служат упомянутые события, и у нас есть все основания дополнить послание стихами:
«Вспомнил нас, сынов человеческих, в унижении нашем, в заблуждении нашем, ибо вовек милость Его,
И послал Сына Своего, дабы искупить нас от греха, смерти и ада, избавить от всех духовных врагов, ибо вовек милость Его».