Печь во флигеле усадьбы Петровское-Алабино

Алексей Захаринский
В усадьбу Петровское-Алабино благодаря организаторам блог-тура мне приходится попадать уже второй раз. Такие грандиозные развалины в поисках удачного ракурса можно осматривать хоть целый день. Хаос и разруха предоставляет для фотографа множество интереснейших деталей. В пока ещё целой постройке такого не найти – слишком уж всё упорядочено и предсказуемо.

Но сегодня большинство кадров было сделано в одном из флигелей усадьбы. Всего их четыре, один или два – жилые, а другие заброшены. Для меня самым интересным объектом во флигеле были две печи. Одна из них оказалась почти совсем разрушенной, а вторая отчасти сохранилась. И о ней мой сегодняшний рассказ.

Почему же моё внимание привлекла именно печь? Тут нужно сделать некоторое отступление. Давным-давно, ещё в прошлом веке, я, молодой выпускник технического института, оказался владельцем собственного дома. Пускай старого дачного домика, но всё равно – своего дома в посёлке посреди леса. Для проживания зимой он не был приспособлен. Там даже не было печи! Зарплаты молодого инженера хватало только-только на еду, и даже думать было нечего о том, чтобы нанять печника. Сложить печь всегда было дорогим удовольствием. Сам я, конечно, никакими ремёслами тогда не владел, и ничего путного, кроме измерителя сопротивления растекания плазмы сотворить не мог. Но не менять же дачный дом на бетон и асфальт! Неужели я, прекрасно разбираясь в технической электродинамике и теории нелинейных электрических цепей, не смогу сам выстроить обыкновенную печь!? Пришлось засесть за учебники, научиться готовить раствор и колоть кирпич молотком. Потом разбирал перегородки и пол в доме, заливал фундамент. Кладка печи требует отдельного рассказа... Конечно, с первого раза не получилось сложить ровно. Да и специальный кирпич тогда было не достать. Пришлось использовать обычный строительный. Но всё-таки у меня получилось. И эта печь служит мне уже двадцать лет.

И хотя я уже в силу возраста и утерянной привычки к физическому труду никогда не сумею повторить что-то подобное, интерес к печному ремеслу у меня сохранился. Мне интересно смотреть, как работают настоящие печники, и конечно, интересно, как клали печи раньше. Не знаю, ровесница ли та печь самому флигелю 18 в. или она была сложена позже, но сейчас уже не делают такие конструкции. Передняя стенка печи разрушена, что позволяет видеть её устройство. Это печь необычная. Она калориферная. Внутри печи, прямо над топкой есть воздушная камера, не соединяемая с дымоходами. Воздух в камере нагревался от свода топки и внутренних стенок дымоходов и через специальные отверстия-душники выходил в комнату. Где располагались отверстия для входящего воздуха, теперь остаётся только гадать. Вероятно, они находились на разрушенной передней стенке.

Интересна сводчатая кладка перекрытия топки. Подобные своды кладут, используя специальную цилиндрическую деревянную опалубку. По бокам топки расположены дымоходы. То есть, тепло самой горячей части печи расходуется крайне не рационально – обогревает дымоход, а не помещение. От такой архитектуры печи давно отказались. Стены топки в современных печах выходят наружу.

С каждой стороны расположено по три горизонтальных дымооборота. Тут ничего особенного нет, а вот каналы под топкой заслуживают внимания. Первое, что приходит на ум, это зольник. Но топка могла быть и глухой, без колосников, как в русской печи. Тогда это дымоходы. В нижней части левого бокового дымохода виден канал, ведущий вниз. Судя по тому, что уступы на каменной кладке стен дома служили опорами для половых балок, дымоходы проходили прямо над полом, заставляя нагреваться самый нижний ряд кладки печи, создавая тепловой комфорт. К слову сказать, классическая русская печь греется только от уровня пояса. Дымоходы в нижней части были добавлены только в 30-е гг. А так – в избе приходилось ставить ещё жестяную печь, чтобы ноги тоже были в тепле.

Интересен большой проём справа внизу. Его функция непонятна. Может быть, это какой-то канал для вентиляции подполья? Кладка печи сочетает в себе кирпич на ребро с кладкой плашмя. Топка выложена огнеупорным шамотным кирпичом (он светлее). Посмотрите, какие тонкие швы. И хоть перевязка рядов очень плохая – вертикальный шов одного ряда почти попадает на такой же шов другого, никаких трещин нет. Интересно, на чём же клали кирпич, на каком растворе? А вот назначение выступающих полочек на стенке печи мне угадать не удалось. Слишком неаккуратно уложены, чтобы быть элементами декора. Да и из чего они сделаны? По виду – шамот. Но, значит, помимо кирпича была какая-то специальная шамотная плитка? Или это распиленный вдоль кирпич? В общем, во многом эта печка раскрывает давние технологии печной кладки, но и загадок оставляет немало. Пока её совсем не разрушили, она ждёт своих, особенных – печных - краеведов.