Тренировка школьника. Мерцающий план 1

Алексей Ратушный
Одной из больших проблем является постановка «панорамного» видения шахматной доски начинающим изучение шахматной игры школьником восьми-одиннадцати лет.
Обычно речь идёт об индивидуальной подготовке начинающего в рамках шахматного кружка.
Сегодня мы начнём знакомство с использованием Мерцающих шахмат в качестве одного из инструментов, значительно расширяющих арсенал молодого неопытного тренера.
Следует сразу объяснить обучаемому, что шахматный мир значительно больше, чем исключительно турнирная или матчевая борьба в ортодоксальных шахматах.
И в первую очередь необходимо указать на область Шахматной композиции.
Полезно рассказать юному дарованию, что существует много любителей и решать и составлять шахматные задачи и этюды.
Решение задач и этюдов усиливает игру шахматиста, расширяет его шахматный кругозор.
Особо нужно выделить области шахматных задач связанных с юмором и так называемых Сказочных шахмат, в которых игра ведётся с отступлением от ортодоксальных правил игры.
Детям нравится решать задачи-шутки, нетривиальные задания на использование того или иного элемента шахматной игры в гиперболизированном виде.
А сейчас мы присмотримся к решению шахматной задачи в Мерцающих шахматах, где задание звучит так: Белые начинают и ставят мат чёрному королю, делая серию ходов своими фигурами, при этом каждой из фигур можно сделать только один-единственный ход.

Предваряя эту Задачу можно продемонстрировать такой простой и легко усваиваемый пример:
У Белых все фигуры стоят на начальных позициях, а у чёрных Король размещается на е8.
Тогда аналогичное задание решается так:
е2-е4, d2-d4, Cf1-b5, Cc1-g5, Фd1-f3 #

После такого примера мы расставляем первую позицию, показанную на иллюстрации. А именно:
У Белых все фигуры стоят на начальных позициях, только пешка h2 перемещена на h4.

У Чёрных Король размещается на f6.
Можно сразу заострить внимание школьника на том моменте, что проблемой является способ отнять у Чёрного Короля пункты е7 и g7, что показано на маленькой диаграмме слева внизу иллюстрации.
Можно показать, что чернопольный слон белых может атаковать короля с двух позиций - g5 и b2. Но он не может «разорваться» на две части и атаковать короля с двух сторон одновременно.
Постепенно в процессе решения ребёнок нащупывает ведущую идею задачи: мобилизацию ферзя белых на диагональ а1-h8.

Именно тщательная рефлексия всего порядка ходов, ведущих к искомой расстановке, позволяет познакомить школьника с представлением о Плане, как нахождении всей серии ходов, решающей Позиции ключевых фигур и точного порядка перемещений фигур в серии.

Решает такая серия:
е2-е4 открывая дорогу Слону, которого надо выпустить на позицию прежде, чем пешка d2 займёт своё место на d3, что не позволит Слону выйти на боевое задание, будь этот ход пешкой сделан преждевременно.
Cf1-b5! Теперь Слон пересек поле   d3 и можно открывать путь к намеченной позиции чернопольному Слону белых.
d2-d3 именно сюда! Потому что необходимо оставить свободной диагональ, по которой Белый Ферзь доберётся-таки до Чёрного Короля.
Cc1-g5! Второй Слон выходит на ударную позицию! Теперь поле е7 у Короля чёрных отнято!
а2-а4! – начиная подготовку решающего продолжения.
Ла1-а2! – освобождая позицию для основного удара
Кb1-a3 – открывая дорогу ферзю. Понятно, что и перемещение коня на d2 не испортило бы Решения.
h4-h5! - отнимая у гибнущего владыки важнейшее поле g6.
b2- b3 – вскрывая главную диагональ для ферзевого сюрприза за Белых.
Kg1-f3 – защищая ударного Слона. Разумеется возможно было вместо этого хода простое движение пешкой f2-f4 с той же целью, но ход конём мне кажется более эстетичным.
Фd1-а1 !!# Невероятно, но именно этот ход Решает задачу!
Сюрприз!
И не путать с сюрплясом Ладьи, любящей говорить «Жду!»
И вот умение видеть ВСЮ ДОСКУ и все поля, которые при правильном планировании серии ходов могут энергично достигаться фигурами, и определяет силу игры шахматиста.
Успешное решение этого Мерцающего задания заметно расширяет круг представлений начинающего о том, какого именно типа работу надо совершать его мышлению за шахматной доской.