Волк Февраль, лис Ричард и другие в Доме волка в К

Ольга Карагодина
Почти шесть лет назад в нашем доме появился гибрид карпатского волка и немецкой овчарки – чехословацкий влчак Канис. До того времени у нас пятнадцать лет жил кобель западно-сибирской лайки Казан. Вот так неожиданно для себя от лайки я перешла к гибриду, начав познавать с ним мир заново. С гибридом всё было не так, как с собакой: другие повадки, другие знаки при общении, другое восприятие окружающей действительности и, самое важное, раскрытие своего внутреннего мира с совершенно неожиданных сторон. Глядя на влчака, я часто задавала себе вопрос, а на кого он больше похож – на волка или собаку? Иногда оба понятия перевешивали то в одну, то в другую сторону, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, необходимо было пообщаться более тесно с настоящим волком, но как это сделать? В зоопарке к волкам не пускают, а где ещё? Оказалось, что такую возможность найти можно. Конечно же после появления влчака у меня образовалось много друзей, владельцев такой же породы, а потихоньку и владельцы настоящих волков. Законы природы говорят о том, что ничего невозможного в мире нет. Нужно ставить себе задачи и как показывает практика, если к цели идти и не отворачиваться, когда что-то не получается, то желаемое обязательно сбудется.
Мне позвонила хозяйка молоденькой девочки влчака Луны – врач-ветеринар Наталья Лысенко, и пригласила на семинар в подмосковный город Королёв. На семинаре рассматривались, как раз те самые вопросы, которые долго не находили выхода в моей буйной голове. Чем собака отличается от волка? По своему гибриду я знала, что многим, но как сравнить чем отличаются: волк от гибрида, волк от собаки, гибрид от волка? Наташа рассказала, что планируется пятичасовой семинар с двумя волчицами, волком, гибридом маламута с немецкой овчаркой, лисом. Более того, все животные должны были выполнять трюки, т.к. все они, постоянно снимаются в кино и на фотосъёмках, что мне тоже было интересно, ведь и мой влчак тоже снимается. К тому же на семинар должна была приехать очень уважаемая дрессировщица волков, гибридов и овчарок – Ирина Ходулина. С ней мне особенно хотелось увидеться воочию. И я записалась на семинар одной из первых. Проходил он в «Доме волка», основателями которого были энтузиасты и романтики: журналист по образованию Вия Лисицина, её муж и друзья. Цель создания проекта была простой: «Дать людям возможность прикоснуться к дикой природе, познать животный мир и себя».
Вот что сказала Вия Лисицина в интервью корреспонденту из города Королёва: «Общение с диким животным помогает многое узнать, а главное, разобраться в самом себе. Мне это дала понять наша волчица Осень. Она очень своенравная, не любит людей, смотрит на всех свысока. Когда мы ее забирали, нам сказали, что она всех нас перегрызет. Возможно, если бы мы пытались ее «ломать», так бы и произошло, но мы подошли к ней по-другому. Мы стали общаться с ней на равных. Она, естественно, не стала идеально дрессированной – таким не станет ни один волк, – но для нас она стала самым близким другом и перевернула всю жизнь». 

В назначенный день, с двумя подругами, врачом-ветеринаром и владелицей ризен шнауцера и двух цвергов, отправилась в Королёв. Приехали мы позже других. Гостей ждали. Их было много, почти двадцать пять человек. Как только вошли во двор сразу же упёрлись взглядом в кавказского волка двухлетку, он бегал между людьми и все его гладили. А мы по дороге, как раз обсуждали этот момент – главное никуда не тянуть руки. Всё оказалось не так. Мы вошли, и волк тут же подбежал к нам, быстро скользнув носом просканировал, но не остановился, а сделав петлю побежал к другим участникам семинара. Люди вовсю фотографировались с волком. Спокойно присаживались на корточки рядом с ним, гладили, брали за шею, бока. Волк вылизывал их лица. Мы встали в сторонке, решив просто понаблюдать за происходящим. И что же я заметила. Февраль, так зовут волка, тщательно сканировал каждого человека. Он подбегал к кому-нибудь, быстро обнюхивал ноги, шёл носом до гениталий, выше, подпрыгивал и лизал человека в губы, да-да, его интересовали губы и запах. Таким образом Февраль снимал информацию о человеке: возраст, пол, чем питается, состояние здоровья, внутренний настрой. Пока я наблюдала, дошла очередь и до меня, Февраль очень быстро подскочил, поставил передние лапы на плечи и облизал всю нижнюю часть лица, кстати, Канис потом долго нюхал не только мою одежду, но и лицо, так же поставив лапы мне на плечи. В конце площадки стоял большой вольер с железными прутьями за которым ходила тенью крупная волчица. Её не выпустили. Почему? Это мы узнали чуть позже, когда к нам вышла Вия и начала семинар.
Февраль к тому времени уже всех очаровал, а Вия нам рассказала, что для любого волка – самое главное это семья. Волку и лес не нужен, если там нет семьи. Волк всегда будет находиться, в любых условиях, рядом с семьёй. Конечно же мы, приехавшие на семинар, а многие очень издалека (из Пензы, Самары, Костромской области), не являлись членами его семьи, но он каждому явно пытался отвести свою роль. У кого-то пытался забрать какой-нибудь предмет, кого-то облизывал, а к кому-то и вовсе поворачивался хвостом, что, как выяснилось и определяло степень наивысшего доверия. Никогда волк не повернётся спиной, если он не доверяет. Вия, рассказала нам о том, как можно дрессировать диких животных, ведь их нельзя дрессировать в классическом понимании. Волком, как и гибридом, бесполезно руководить, бить их, кричать на них. С ними нужно договариваться, именно, договариваться. Они не служат человеку, как собака, они становятся или не становятся – равноправными партнёрами, при этом самыми верными партнёрами. Почему так, Вия тоже нам объяснила. У волка в природе нет права на ошибку. Каждая ошибка – это смерть. Волк всегда чётко знает, что он будет делать, как и зачем. Волки, общаясь с человеком, понимают своё место в стае. Семья человека – стая.
Кстати, по поведению своих животных, Вия легко многое понимает о человеке. Вия вместе с зоопсихологом из Франции разработала целую программу «волкотерапию», которая помогает людям разобраться в себе, помочь решить проблемы, найти свою дорогу в жизни.
Так чем же отличается волк от собаки? Всё очень просто. Тем, что собака с готовностью исполняет любую команду, тогда как волк сначала подумает, нужно ли ему это. Поэтому с собакой нужно говорить с позиции вожака, а с волком такое поведение недопустимо, если только он сам не признал конкретного человека вожаком.
После теоретической части пришла дрессировщица, инструктор-кинолог Елена Кунина, которая занимается с Февралём разными трюками для работы в кино. Февраль показал нам несколько выученных уроков: подача предмета в руки – апорт, прыжки через лавку, хождение по лавке, команды «сидеть», «лежать», «бум» (изображение дохлого волка). Поразила быстрая и чёткая работа, но самое главное, успешное исполнение одной и той же команды с десяток раз, чего от влчаков добиться гораздо сложнее. Влчаки более ленивы и зачастую, исполнив команду более двух-трёх раз – перестают работать.
Мы и не заметили, как пролетело почти два часа. Потом Февралю выдали заслуженную миску мяса, и он отправился к себе в вольер кушать заработанное.
 К нам во двор выбежал рыжий, пушистый, в чёрных гольфах, с хитрованскими глазами - лис Ричард. Ричард был раздражён, тем, что его выселили из его вольера, отдав его на два дня канадской волчице Чаре и гибриду Алану, которые приехали из Самары с известной дрессировщицей военных овчарок – Ириной Ходулиной. Ричард суетился, злился и пытался смотаться с площадки любыми путями. Пробегая мимо вольера с волчицей по кличке Осень, Ричард зло клацал на неё зубами. Оказывается между ними давняя вражда. Когда Ричард попал к «Дом волка» он сразу же решил разобраться с волчицей и напал на неё сам. Два раза его успевали оттащить, на третий - Осень его схватила и переломала ему все рёбра, Ричард еле выкарабкался, но не утихомирился. Вот и сейчас он пытался с ней в очередной раз поссориться. Чего нам про него только не рассказали: Ричард сбежал на Мосфильме во время съёмок и его ловил весь Мосфильм; Ричард порвал выходное платье Вии; Ричард охотится на волков. Неугомонный Ричард понравился всем без исключения, хотя он ничего нам не показал. Двадцать с лишним человек, столпившихся вокруг него, не вызывали у него энтузиазма. В итоге его с помощью куриных желудков, а курочку Ричард очень уважает, заманили в вольер.
Потом был небольшой перерыв в практической части. Мы пошли в помещение, где нас угостили чаем и кофе, бутербродами, салатиками и даже шампанским. Во время перерыва, конечно же семинар продолжался. К нам вышла молодая дрессировщица волков и рассказала много интересного о съёмках волков в кинофильме «Весьегонская волчица». В этом фильме принимали участие волки, взятые малышами из смоленского леса, и два выводка от одних родителей - обитателей Петербуржского зоопарка. Волков растили на зообазе в Петушках, где живут и другие животные-киноактеры. Нам рассказали, насколько сложно снимать животных, а волков в особенности. В разных сценах играли разные волки. Актёрам нужно было находить с ними общий язык. Волк Пузик, самый талантливый из смоленской четверки, играл сразу и Весьегонскую волчицу, и волков её стаи. Главного героя актёра Олега Фомина ласковый Пузик просто возненавидел, страшно скалился на него и рычал. Зато сестра Пузика, Стеша, полюбила Олега, и потом везде, где в кадре требовалось общение человека с волком, использовали только Стешу. Но без неприятностей не обошлось. Другая волчица, Маня, изображавшая заболевшую героиню, клацнула зубами так, что поцарапала артисту лицо. Фомина спасла его быстрая реакция и защитный костюм, иначе бы... Ведь волки однажды перегрызли железную сетку-«рабицу» в своем вольере. Три волка убежали на съёмках на три дня в лес, потом сами вернулись, ещё и извинялись за отлучку. Такого «предательства» от хищника никто не ожидал – перед съемками актер полгода общался с волками, приучая их к себе. Во время съёмки финальной сцены, когда волки бросаются за охотником в погоню, любимец Олега по кличке Ромка вдруг по-настоящему бросился на актёра. Волк укусил Олега за руку, а потом вцепился зубами в ягодицу, чуть не оторвав Фомину часть «мягкого места». Спасли двое ватных штанов. Опытный волчатник никогда не скажет, что серый полагается только на инстинкт - волк очень разумный зверь.
Рассказала нам Вия Лисицина и о сложных отношениях с волчицей Осенью. Несмотря на то, что Осень стала ручной волчицей, доверять ей до конца Вия не рискует. В возрасте около двух лет, Осень серьёзно бросилась на хозяйку со спины. Вия, рассказала нам о пяти периодах взросления волков, как оказалось, это касается и гибридов. Первые попытки доминирования они предпринимают в 4-5 месяцев, вторую в возрасте 7-8 месяцев, третью в год с небольшим, четвёртую в 2-3 года и пятую приблизительно в пятилетнем возрасте. Я тут же вспомнила о Канисе, который в пятилетнем возрасте схватил мясную кость и улёгся с ней в комнате на паласе, провоцируя меня на конфликт, разрешала ситуацию минут тридцать. Канис рычал, не пускал меня в комнату и не отдавал кость. Разрешился конфликт смешно. Помогла обыкновенная тапочка, которой я с криком замахнулась на волчишку, тот растерялся, я выбила ногой из-под него кость, взяла её, подняла над головой и это было победой. Канис отступил. Припомнила и другие взбрыки, всё совпадало с пятью периодами, описанными Вией.
Вторую часть семинара проводила дрессировщица из Самары – Ирина Ходулина. У Ирины большой опыт воспитания волков и гибридов. У неё в разное время были: саарлосы, пермский волкособ, воламут и теперь канадская волчица из зоопарка. Ирина привезла с собой канадскую волчицу Чару и гибрида Алана. Сначала Ирина блестяще выступила со своими питомцами перед публикой. Чара выполнила весь курс ОКД, а помимо этого, и цирковые трюки: прыгала в кольцо, исполняла «змейку», показала великолепные, высокие прыжки через ногу.  Алан, ему одиннадцать лет, ей помогал, вот только не прыгал, так как уже в почтенном возрасте. Все звери Ирины живут с ней, мужем и дочкой в обычной квартире. Ирина подчеркнула, что нельзя заводить, такое серьёзное животное, как гибрид, а тем более волк, не учитывая мнения родных. Это очень важный момент. После выступления, мы снова пошли в помещение, где Ирина много рассказывала нам об особенностях дрессировки волчьих.
Из интервью журналиста Марии Шестериковой:
«Канадский волк по кличке Чара появился в самарской семье в 2014 году. Знакомый Ирины приобрел животное в нашем зоопарке и подыскивал новых хозяев.
- Сначала он думал, что будет сам дрессировать волка, но по мере того, как росло животное, супруга моего приятеля стала беспокоиться и бояться хищника, - рассказывает Ирина. Он дал объявление, мы с мужем прочитали, посоветовались и купили Чару.
Ирина работает кинологом, дрессирует овчарок, поэтому общий язык с волком нашла сразу. В их квартире, кроме волчицы, живет пес по кличке Алан. Чтобы «одомашнить» нового питомца, женщина два раза в день занимается с Чарой. Хищница выполняет команды «сидеть», «лежать» и «голос». Только не лает, а воет. Вот, пожалуй, единственный внешний признак, выдающий в Чаре дикого зверя.
- За три года со стороны Чары не было ни одной вспышки агрессии, - говорит Ирина. - С ней моя дочь играет спокойно, гости к нам приходят с детьми, приносят ей угощения, никто не переживает.
На прогулках в Чаре никто волка не признает: собака как собака. Только два человека за всё это время увидели хищника: женщина, которая работает на железнодорожном вокзале, куда животное привозили на социализацию, и соседка-бабушка, которая регулярно смотрит канал «Дискавери» и легко отличает волка от собаки.
- Она никому не мешает - дома Чара почти не воет, отучили её от этого ещё в детстве, - продолжает хозяйка. - Иногда скребется по углам. И всё. Мы ни дня не пожалели, что купили нашу волчицу. Главное - постоянно дрессировать и воспитывать животное.

Комментарий дрессировщика Виталия Рылеева

«Волки больше многих животных склонны к агрессии, но Ирине повезло!»

Виталий Рылеев, эксперт национальной категории кинологической федерации по рабочим качествам и спорту:

- Из 10 диких волков всегда есть один, который по генетической предрасположенности будет принимать человека. В своё время в зоопарке пытался приручить волчицу. Она давала себя гладить, но однажды огрызнулась. Причём крепко - я едва успел убрать руку. Если за четыре года, что волчица живёт в семье, не было никаких инцидентов, то Ирине крупно повезло, и у неё тот самый случай, когда животное от природы не расположено к агрессии. Тут ещё следует учитывать, что, во-первых, Чара - самка. Самки более благосклонны к человеческой ласке. А во-вторых, животное взято из зоопарка. Скорее всего, это уже второе - третье поколение волков, и детёныш с молоком матери впитал доброе, порядочное отношение к человеку. Но, конечно, это не значит, что теперь надо всем брать волков из зоопарка. Нет, всё-таки следует помнить: волки больше многих животных склонны к агрессии.»

Источник: https://www.samara.kp.ru/daily/26642/3662215/

Конечно же пересказать всё о чём шла речь, практически, невозможно. Пока мы сидели в помещении, Чара, сидя в вольере, начала петь волчьи песни – протяжные и глубокие. Я сбегала на улицу, чтобы записать песни Чары. 
Вия, организовала общение по скайпу с зоопсихологом из Франции. Состоялась полноценная беседа. Можно было задавать любые вопросы. Уже стемнело на улице, и пора было возвращаться по домам, ведь у многих из приехавших на семинар, дома ждали прогулку свои питомцы.
Хочется пожелать Вие и её соратникам больших успехов в их проектах. Общение с животными – это прекрасно. Главное побороть в себе страх и неуверенность, вести себя естественно, быть самим собой, не наигранным, ведь животные моментально чувствую фальшь. В «Доме волка» можно пообщаться с дикими животными, провести фотосессию и очень многое узнать не только о «дичках», но и о самом себе. А мой влчак Канис третий день нюхает штаны, о которые тёрлись: волк Февраль, волчица Чара и гибрид Алан.