Рецензия на фильм Сплит 2016

Лев Вишня
«Сплит» (анг. Split, букв. перевод — Расщеплённый)
американский психологический триллер режиссёра М. Найта Шьямалана. В главных ролях — Джеймс Макэвой, Аня Тейлор-Джой, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула и Бетти Бакли. Премьера картины состоялась 26 сентября 2016 года


Что могу сказать…
Совершенно неожиданно для себя просмотрел сей фильм не просто целиком от начала до конца, от первого кадра до последнего, но даже больше с остановками и перемотками назад, чтобы понять истинную суть происходящего. И это не потому что сюжет меня запутал (такого в моей практике не было), а потому что… признаюсь сделано великолепно и многие сцены и диалоги потребовали дополнительного анализа и внимательного изучения.
«Сплит» - это фильм высшего пилотажа. Практически шедевр (почему все-таки не «шедевр» - будет ниже). А сама тема «расщепления личности» еще ни разу на моей памяти не бала дана так четко и виртуозно одновременно. «Мы» даже в некоторой растерянности от всего этого (шутка).

Сюжет: человек, страдающий классическим случаем ДРИ (Диссоциативное расстройство идентичности), некто Кевин Вендел Крамм содержит в одном теле 23 сформировавшихся личности, ведущих между собой борьбу. Часть личностей внутри этого конгломерата (педантичный чопорный Денис, мечтательная и гламурная Патриция и любознательный «девятилетний» Хедвиг), организовали своего рода «правительство» в голове Кевина, захватившее тело главного носителя. И это правительство поклоняется некому «зверю», в сущности «богу» внутри тела Кевина, обладающему немыслимой силой. Остальные личности (их 20) во главе с талантливым художником Барри, мудрым ученым Орвеллом бояться и этого правительства и их «бога» называя их всех презрительно «ордой». Таким образом, внутри одного человека показана целая история мини-страны, с интригами, религией, подобием культуры, борьбой за власть между кланами и своей историей. Главный носитель всего конгломерата, включая «орду», боится и ненавидит сам себя. Он отключен от организма и «усыплен». Вызвать его можно только одним способом: назвать его имя целиком. Когда это происходит, выясняется, что последнее, что он помнит, это то… как стоял на автобусной остановке 2 года назад!
Фильм… да страшный. Точно и безукоризненно соответствующий жанру «ужасы» и «хоррор». Четкий фильм!
Итак, возглавляет захватившую власть в теле Кевина «орду» педантичный Денис, образовавшийся в теле Кевина в возрасте трех лет. Денис считает, что «зверю»  пора приносить жертвы, чтобы он стал еще сильнее и сделал сильными всех остальных. Целая религия! Денис верит, что «зверь» могуществен, неуязвим, обладает великой силой и ему нужны жертвы в виде «испорченных девушек». «Испорченными» он называет тех, кто не испытал ранее в своей жизни боли и унижения, также как испытывал их в детстве главный носитель первая личность в теле, а именно Кевин Вендел Крамм. Когда одной из жертв «зверя» удается вызвать Кевина из небытия, то перед ней предстал напуганный, удивленный и обыкновенный слабый человек, который, узнав, что совершил нечто ужасное, просто требует от жертвы, чтобы она его убила. Застрелила из ружья. Но он не может уже держаться в теле долго (больше пары минут), потому что остальные 22 персоны, претендующие на его тело, немедленно выходят наружу. Между ними тут же происходит кратковременная борьба, и тело снова переходит к правительству – «орде» (Денис, Патриция и Хедвиг, те, которые свергли «умеренных» - Барри и Орвелла). Барри и Орвелл могут показаться на время, но хищная «орда» тут же подавляет их и ставит на место. И тогда главным становится снова «зверь».

И тут основной сюжет уже не так принципиален (основной сюжет – «орда» захватывает в плен трех девушек, отвозит их в подвал городского зоопарка, держит там в запрети, чтобы принести в качестве жертв «зверю»). Одной из девушек удается буквально на пару минут вызвать из небытия Кевина и узнать от него, как уничтожить «зверя». Все экранное время, свергнутые «умеренные» в лице Барри и Орвелла пытаются пробиться и дозвонится до кого-нибудь. Они шлют послание профессору психиатрии, работающему с Кевином, пожилой женщине др. Кларен Флетчер. Сбрасывают ей на компьютер непрерывные просьбы о незапланированной встрече, пытаются что-то объяснить. Но др. Кларен все время общается с одним из захвативших тело, а именно Денисом, который не только не собирается отказаться от своих планов принесения жертв «зверю», но и умело… имитирует бывшего правителя Барри (к слову Денис и Барри абсолютные антиподы!).

Др. Кларен удается разгадать эту игру и прорваться в подвал, где «орда» держит, приготовленных для жертвоприношения девушек. Однако ей не удается справиться со Зверем и она погибает. Зверя останавливает только последняя их трех приносимых в жертву девушек (Кейси) причем, именно тем, что не соответствует правилам, установленным самим Зверем для своих жертв. В отличие от своих подруг (Клэр и Марии) она страдала (её мучил отчим) и, стало быть, в контексте религии Зверя – «чистая», а в жертву можно принять, только ни разу не страдавших «нечестивых».

И все это сделано идеально, без единой логической ошибки или промаха в сюжете, лихо закручено и грамотно подведено к финалу!

Фильм отличный и очень поучительный. Преклоняюсь перед игрой актера Джеймса Маквоя, сумевшего сыграть на экране восемь персонажей, необычайно разных и тонко прочувствованных. Такое я увидел впервые! Один актер сыграл восемь уникальных личностей, каждая из которых абсолютно самостоятельна! И сыграл безошибочно.

Отличная игра и всех остальных актеров, включая девушек. Ужас, показанный на экране их глазами – убедителен.

Есть несколько штампов и мелкого брака: «падения жертв во время бегства», «долгая беспомощная попытка открыть дверь с помощью скрепки» и крайне нелепое появление в самом конце Брюса Уильямса. Такой небольшой брак.

Это история про то, что может произойти с человеческим обществом, если оно будет поклоняться злу. Дьяволу. Зверю.

Но к сожалению в фильме много мелкого брака, который не дает нам посчитать его шедевром.

Начинаем:
1. Кевин похитил девушек среди белого дня на автомобильной остановке. При этом отключил отца одной из девушек видимо тем же спреем в баллончике, которым вырубил остальных девушек. Три грубых ошибки: отец стопроцентно его запомнил и фоторобот будет! Если он успел посмотреть на Кевина, значит фоторобот – есть! Вторая ошибка – на автостоянке ВСЕГДА есть видеокамеры. Третья ошибка – Кевин чтобы выключить девушек использовал спрей внутри машины. Он бы вырубил не только девушек, но и себя (замкнутое пространство!)
2. Крайне спорное поведение Кейси. Кевин далеко не бугай и не находиться в состоянии «зверя». Одна девушка конечно с ним не справится. Две уже могут попытаться, если захотят (страх увеличивает силы). Но три точно могут побороть любого парня тем или иным способом, если набросятся на него одновременно. Тем паче молодые и спортивные. Конечно, если Кевин перешел бы в состояние «зверя», шансов у наших героинь ноль, но когда он в состоянии Дениса его вполне можно победить (тем паче что комплекция у него очень посредственная, обычная).
3. А вот это уже косяк серьезный. Барышням был отдан для удовлетворения естественных потребностей отдельный огромный санузел, в котором были отличный кафель и ванная с душем. Перечисляю предметы которыми можно воспользоваться, чтобы убить Кевина: керамическая крышка от бачка унитаза (!), шланг от душа (им можно воспользоваться и чтобы задушить Кевина и чтобы ошпарить ему лицо горячей водой), тумба под раковину, стекло от разбитого зеркала! Если бы девушки разобрали санузел, то  заколбасили бы Кевина стопроцентно даже в состоянии «зверя»! И не надо мне говорить, что девушки слабы, и не смогут ударить крышкой от бачка. Когда ты напуган, твои силы удваиваются. Никакой маньяк в жизни своим жертвам такой санузел не предоставит, максимум, что он им даст, это пластмассовое ведро одно на троих! Далее, три физически развитых девки и он заходит к ним в гости без оружия, даже без электрошока? И Они сидят у него не в наручниках… Смелый маньяк! И очень деликатный.
4. Сцена на 30-ой минуте, одна из девушек ломает укрытое гибсокартоном отверстие в потолке (!) комнаты. Первое - гибсокартон руками не разобрать. Это не под силу даже мне (видимо слабый). Вентиляционное отверстие и сам канал – невероятно огромные для такого помещения, вопрос зачем их там провели? Третье – она не только умудряется поломать гибсокартон, но еще и вырвать здоровенную решетку, которая должна быть на болтах (иначе никак), и наконец самое нелепое: две девки держат незапертую дверь, а маньяк не может к ним прорваться! Видимо в состоянии Хедвига Кевин очень слабый! И последнее – он пошел охотиться за сбежавшей, но что делали в это время остальные две дурехи, ожидали его с улыбками на лице? И еще, если девушка оказалась способной каблуком пробить и потом разобрать на мелкие кусочки гибсокартон, то почему она не убила этим каблуком Кевина? Это ведь намного проще.
5. Конечно понятно, что нас всех пожалели, но маньяк за побег с жертвы не свитер снимет, а догола разденет и посадит девушку на цепь. И дверь будет закрыта не на щеколду. Деликатное поведение маньяка в ходе всего фильма немного коробит меня. Почему? Потому что оно накладывается на абсолютную неспособность жертв к самозащите. Голые стены, цепь, кандалы и дырка в полу или максимум ведро для естественных потребностей. Иначе жертва сбежит! А Денис (глава «правительства» в голове Кевина) показан педантичным, умным и очень внимательным. Такой не допускает ошибок и жертвы у него не сбегают.
6. Минута 1.05 Кейси говорит по рации, которую ей дал Кевин в состоянии Хедвига. Она кричит истеричным голосом вроде бы правильные вещи, но друг Кевина на том конце упорно не верит почти две минуты экранного времени. Во-первых этот друг должен обратить внимание, что голос женский и очень напуганный (то есть не голос Кевина!). Затем в городе похитили трех девок и вся полиция на ушах. По телевизору стопятнадцать раз об этом сказали… друг явно даун, либо не контактирует со СМИ принципиально. Только не говорите мне что «друг» не воспользуется возможностью стать героем! Сдаст Кевина гарантированно! В-третьих почему он не пришел в гости к Кевину после такого разговора? Я бы не просто пришел, а конкретно допросил своего знакомого на тему: «что за херня??? Что тут у тебя происходит?»
7. Минута 1.12 в гости к Кевину приходит доктор медицины Кларен Флетчер, которая подозревает (!!!), что у Кевина какое-то обострение. Медик, общающийся с психами на таком уровне и такими психами (!!!)… правильно! Придет на встречу стопроцентно вооруженной (на выбор: газовый баллончик, электрошок, шприц с инъекцией или даже скальпель). И сообщит перед уходом своему охраннику, куда она пошла или даже возьмет охранника с собой. Иначе у меня логичный вопрос, как она дожила до семидесяти лет, неужели только одним добрым словом? Это не добрая бабушка, это профессионал, контактирующий со зверями (натуральными зверями!), которые в любой момент могут ее убить. В общем, пошла охотиться на медведя и забыла дома ружье.
8. Минута 1.15 профессор (пойдя в туалет!!!) открывает щеколду (!) в одной из комнат и видит на полу девушку. Девушка не связана и не на цепи (!). Доктор шокирована (!!!) Ужас… Чем она занималась всю жизнь??? Она пришла, сюда зная, что такое может произойти и должна была быть к этому стопроцентно готова и у неё должна была быть инструкция, план действий на такую ситуацию. Или она вообще ни разу не видела в своей жизни психа и не знает, что псих может убить? Какая она тогда… профессор? Как её вообще допустили до практики? Далее, почему она не назвала полное имя Кевина, вызов которого на несколько минут может нейтрализовать остальные личности.
9. Минута 1.23 умная Кейси смотрит компьютер Кевина и «жутко шокирована на экране его бесчисленными ипостасями». Чушь, не верю совершенно! Во первых это не та девочка, которая испугается подобного. Она уже контактировала со множеством личностей Кевина. Она не только НЕ будет шокирована, но обрадуется и просмотрит их всех до единой, чтобы понять, как с Кевином справится, проштудирует все записи. И как ещё это может её шокировать, если у неё самой отчим был дерьмом и извращенцем?  Кстати вопрос, почему она не грохнула отчима за столько лет? Он же издевался над ней с её девятилетнего возраста, а она уже в таком возрасте ездила на охоту и стреляла в зверей! Она убила бы его стопроцентно! Кстати, что за папа, который возит маленького ребенка стрелять в диких животных??? Это вообще меня вырубило, так что у меня возникла мысль удалить всю «историю жизни Кейси», поскольку она носит околонулевой с точки зрения правдоподобия характер. И еще, девушка, взявшая в руки ружье и целившаяся однажды в человека (в самого дядю)… она стопроцентно возьмет оружие второй раз и доделает дело, когда дядя будет спать или по крайней мере нажалуется на него в полицию. Вот если бы она в куклы играла и читала про «Нарнию» я бы поверил что «неШмогла», а если она держала в руках ружье и стреляла в диких животных… дядя извращенец – покойник!
10. О дико нелепой борьбе с щеколдой рассказывал выше. Конечно слез напустили, но девки бы легко вырвались наружу, просто расталкивая дверь. Попинали бы 20 раз – щеколда сама упала. Почему они сидели там несвязанные, почему за несколько часов или даже дней не предприняли попыток вырваться? Не верю! И еще вопрос, почему девки все время лежат на полу? Он предварительно перерезал им ноги? Авторы фильма знают, что на каменном полу сложно долго полежать (он, сука, холодный)? Как только профессор открыла бы дверь, Керри не лежала бы на полу шепча «вы настоящая?», а либо забилась в угол, решив, что дверь открывает Кевин, либо, увидев профессора… просто пулей бы вылетела из комнаты! Секунды бы не прошло! Похоже, что у Керри не только нет интеллектуального развития, но даже рефлексов.
11. Любая щеколда выбивается простым сильным пинком ногой. Маньяку не надо было изгибать сам шпингалет, потому что при хорошем ударе вылетаю шурупы, которые держат щеколду. На экране показали, что толстая под восемь миллиметров сталь шпингалета изогнулась, а вот шурупы остались на месте!
12. Минута 1.39 Зверь (Кевин в состоянии «Зверя»), хватает за ногу убегающую с ружьем Кейси. Туча ошибок! Не показано как Зверь оказался за спиной Кейси. Она убегала, а Зверь перемещается по потолку и стенам не спеша (зомби догнал живого!), затем он кусает её за ногу и исчезает… почему непонятно, видимо пугается ружья в руках Кейси. Он срывает с неё кофту оголяет живот, а там мы НЕ видим… См. 13-14 пункт.
13. Зверь, поползав по потолку и посбивав зачем-то лампочки (так и не понял зачем он это делал, невротик в состоянии приступа не может вести себя адекватно и продуманно!), выходит к Кейси, которая целится в него и дважды стреляет из ружья, но пули не убивают Кевина, только легко ранят. Подойдя к укрытию Кейси (толстенной решетке из стальных прутьев диаметром 24 мм), Зверь гнет эти прутья (верю!!) и смотрит внезапно на живот Кейси… и видит там тучу мелких шрамов (тех самых, которых мы НЕ увидели в сцене №12). Это уже «не верю»! Во первых любой шрам на животе зарастает и выглядит иначе. Ссадины уходят за пару недель. Так что как бы не пытал Кейси поганый отчим, всё следы уже были вряд ли видимы. На теле остаются только глубокие шрамы, связанные с бичеванием, которые у человека скорее всего будут на спине, а не на животе! А остаться на животе они смогли бы если бы Кейси несколько раз вскрывали и зашивали, остальное бы всё исчезло. Это даже не говоря о том, что шрамы на животе ничего не доказывают, в том числе маньяку (они могут и от аппендицита появиться или удаления грыжи). Маньяку что-то доказали бы только шрамы на спине, которые могут быть только от бича, плетки, а не хирургического вмешательства. Тут кстати можно было сделать эффектную сцену, когда на рев Зверя «Нечестивые должны страдать!», Кейси говорит ему: «Страдать? Я уже страдала!» Поворачивается спиной и сдергивает с себя топ. И этим побеждает Зверя. В такой бы финал я бы поверил.   
14. Увидев, что у Кейси шрамы на животе, Зверь понимает что она «чистая» и прекращает свою атаку на неё. Перед этим Зверь кричит Кейси, целящейся в него из ружья, что «нечестивые, не испытавшие боли должны умереть!» и «Твои пули меня не убьют. разве не видишь, что я неуязвим!» и… при этом приближается к Кейси петлями, пытаясь её дезориентировать. Авторы фильма, либо крестик снимите, либо трусы оденьте! Либо Зверь верит в свою неуязвимость и идет напролом ни о чем не думая, либо уже НЕ верит и бьет лампочки, петляет, укрывается за стенами и т. д. Так уязвим Зверь или неуязвим в его же собственном понимании - мне осталось непонятно! А на счет первого – см. выше! Если бы у Кейси были шрамы в любом месте, он увидел бы их, когда цапал её за ногу и срывал кофту. 


Очень понравилось, но оценка будет:
7 - 8 баллов из 10!