5 ч. Письмо

Светлана Юшко
http://www.proza.ru/2017/01/20/398/начало/
http://www.proza.ru/2018/11/06/1650

Жизнь  продолжалась,  шла  своим  ходом.  Зародившаяся  искорка  обещанного  счастья  угасла. Краем  уха  я  слышала  без  того,  чтобы  самой  интересоваться - полковник   в  результате  аварии  утратил  способность  продолжать  ратную  службу,  его  комиссовали  из  армии,  и  он  отбыл  на  родину.  Да  и  глупо  верить  речам,  произносимых  во  время  застолья.  Вспомнился   один   давнишний   разговор,  происшедший   на  работе.

По  случаю  праздника,  в  театре  состоялся  банкет.  И  важный  чиновник  из  сонма  приглашённых   рассыпался  в  комплиментах  одной  актрисе.  В  искренности   признаний   никто  не  сомневался.  Как  он  не  хотел  в  тот  вечер  расставаться  с  ней.

- Позвоните мне!  Хоть  когда-нибудь.  Просто так!  Без  повода!  Я  буду  счастлив  услышать вас!

Он  смотрел  на  неё  этаким  взглядом  покорного  щенка,  вымаливающего  мало-мальское  согласие  на  продолжение  знакомства.  Через  две  недели  она  обратилась   к   поклоннику,  записавшись  предварительно  у  секретаря  в  приёмной.   Встретил  её  он  холодно,   будто  впервые увидел.  На  просьбу  о  содействии  кратко  ответил: "Этот  вопрос  не  в  моей  компетенции".  И  ни  словом  больше,   вроде  перед  ним   не  человек,  а  стена.

И  я,  неискушенная,  тоже  обманулась  в  надежде   на  чьё-то  покровительство. Только   многим  позже   осознала   легкомысленность  моего  поведения.  Сотрудник  прокуратуры  оказался  прав -   я-то  сама  не  противилась  новому  знакомству,  чем   принизила  авторитет моего супруга.

Разумная  и   преданная  жена   так  не  поступит  -  купится  на  дешевый  комплимент  и  по  первому  зову  упадет  в  объятия  чужого.  Муж - это  самый  близкий  и   надёжный  человек.  Я  тоже  когда-то  души  в  нём  не  чаяла.  То  было  время  начала  второго  десятилетия  после  окончания  войны,  унесшей  жизни  миллионов  парней.  Скольких  девушек  и  женщин  вселенская  катастрофа  обрекла  на  одиночество!  Невесты  "харчами  не  перебирали" - кто  предложит,  за  того  замуж  и  шли.  Майор тоже  завидный  жених.

При  наградах  и  регалиях,  молод,  полон  сил  и,  в  общем-то,  перспективен.
Только    исчезла   новизна  отношений.  Ласкательные  и  уменьшительные  слова  всё  реже  баловали  слух.  Уже  не  стыдно  мне  представать  перед  некогда  любимым   в   выцветшем   халате  с  тряпкой  в  руках,  мыть   в  его  присутствии   окна,  пол  или  кастрюли,  вести  унизительные  расчеты   и   лицезреть  его  уставшим,  раздражительным,  невнимательным.  Но  я  же  начиталась  в  детстве  сказок  и  всё  продолжала  верить  в  существование  рыцарей.

И  сердце  опять  жаждало  окунуться  в  водоворот  немыслимых  страстей,  но  с  другим.  Грешным  делом,  да  простят  меня  все  Боги,   надеялась,  что  я  всё-таки  произвела  на  полковника  незабываемое  впечатление,  и  он,  оправившись,  позовёт  меня  в  свою  жизнь.   Я  готова  была  предать  супруга,  по  крупинке  собирая  воедино  мелкие  и  крупные  присущие  ему  недостатки,  лепя  из  него  монстра  и   недостойного  меня,  оправдывая  всем  этим   последующий   разрыв.  Шла   на  подлость.

Сколько  лет  минуло,  а   стыдно   до  сих  пор.  Как  говорят  цыганки,  и  "осталась  я  при  своих  интересах".  Полковник  обо  мне  не  вспомнил.  Только  недалекие  могут  свою  жизнь  подвести   под   зависимость  от  другого  человека - это  то,  к  чему  я  и  готовилась. Зацепил  он  меня  крепко  смелостью  решений,  похвалами,  желанием   поучаствовать  в  моей  такой  непростой  жизни.  Отношения  с  мужем  скатывались  под  гору.   А  образ  сына   Марса   затмил   разум.  Моё  несовершенное  сознание  наделяло  его  всяческими  добродетелями.  Я  уподобилась глупой  бабочке,  летящей  на  свет.

Правдами - неправдами  я  заполучила  адрес   доблестного  военачальника   и,  раздираемая  противоречивыми   мыслями,  написала  ему.

Потянулось  время.  Медленно,  вязко,  тягуче.  Я  ждала  с  волнением,  то  восхищаясь  собственной  находчивостью,  то  коря  себя  за   по-детски   глупый  поступок.  Вновь  и  вновь  я  мысленно  возвращалась  к  тому  злополучному  вечеру,  когда  объект  моего  вожделения,  познакомившись и  расспросив  о  жизни,  проявил  заинтересованность  во  мне.  Последние  обстоятельства убеждали  меня  в  правильности   действий -  отправке  письма   с   желанием     доверить  ему  свою  жизнь.   

Ответное  послание   нашла   в  почтовом  ящике.  Дрожа  и  волнуясь,  разорвала  судьбоносный  конверт.  "Да"  или  "Нет"?  "Нет"  или "Да"?  Я  гадала.  В  любом  случае,    боялась  определенности.  Если   он  согласится   быть  со  мной,  то  впереди  замаячит  объяснение  с  мужем.  Если  откажется  от  моего  предложения,  то...   
Люди искусства невероятно  импульсивны,  а  ещё и влюбчивы.

***

И  вот  у  меня  в  руках  листок,  исписанный  мелким  убористым  почерком,  никоим  образом  не  могущий  принадлежать  мужчине. Первое  слово, обращенное  ко  мне,  рушило  все   надежды   на   совместное   с  полковником   будущее.

"Деточка,  -  писалось  в  нём. -  Кто  Вам  отдаст  Сергея  Константиновича?  У  него  имеется  законная  жена,  с  которой  он  жил  последние  годы  врозь, но  это  ровно  ничего  не  значит  для  Вас.  Я  -  его  сестра  и  готова,  как  и  супруга,  ухаживать  за  ним.  Он  вовсе  не  одинок.   Мы  предпринимаем  всё для его поправки.  А  Вы  не  будьте  столь  эмоциональны.  Отношение  к  Вашему  мужу  вызывает  бурю  негодования. Он - военный,  уверена,  достойный  человек,  вынужден  сосуществовать  с  эгоисткой. Думаю,  когда  замуж выходили,  любили  его.  А  теперь, спустя  годы, он  Вам  кажется  неинтересным.  Не  бывает  неинтересных  людей,  просто  надо  захотеть   увидеть в  рядом находящемся   хорошее.  Будьте  добрее  и  благороднее!  Ваше предложение  моему брату  разделить с ним  дальнейшую  судьбу  выглядит  легкомысленно".

Не  стала  читать  нравоучения.  Моё  сердце  с  детства  наполнились  душещипающими  любовными  историями  о  Данте  к  Беатриче,  Петрарке  к  Лауре, Тристане  к  Изольде.  Первая  несчастная  пара  только  дважды  имели  счастье  поговорить; вторые  и  вовсе  обменялись  взглядом. Передо  мной возникла  глухая  стена,  которую  мне  ни  пробить,  ни  обойти.  Я  впала  в  отчаяние.  Работы  нет,  чувства  к  мужу испарились. Отвергнута  всеми. Лишняя  на  празднике жизни.    Если  бы  я  находилась вблизи  моста  или  на  последнем  этаже  высотки, то  решилась   на  все  тяжкие.

Жить  дальше  не  видела   смысла.  Направилась  в  магазин,  расположенный  на  территории  части.  Купила  две  бутылки  португальского  вина  "Мадера".  Продавец  их  откупорил;   и,   жадно  глотая   спасительный  напиток, я удалилась  прочь.   С  этого  момента  не  помню  ничего.

Очнулась  на  третьи  сутки  в  помещении  рядом  с  другими  женщинами. Ощущался  запах  эфира,  карболки,  валерьяны.  Ныло  всё  тело.  Санитарка,  находящаяся  в   палате,  увидев,  что  я  открыла  глаза,  позвала  доктора.

Седовласый  мужчина,  представившись,  начал  задавать  вопросы.   

- Доброе  утро! Как  Вы  себя  чувствуете?

- Где  я?

- В  госпитале.

- А  что  случилось?

- Это  Вы  должны  объяснить,  что  приключилось  с  вами.  Но  коль   пришли  в  себя,   то  вы  в  порядке.  Так  что   беспокоит?

Я  потрогала  ноющие  участки  на  лбу,  попыталась  слегка  приподняться,  но  это  оказалось  мне  не  под  силу.  Ответить  на  задаваемые  вопросы  не  представлялось  возможным.

- Хорошо.  Отдохните,  через  некоторое  время  подъедет  сотрудник  из  военной  прокуратуры  и  проведет  дознание.  А  потом  мы  продолжим.

Спустя  часа  два,  вошёл тот  же  тип,  который  допрашивал  меня   по  поводу  диверсии,  якобы  учинённой  высшему  окружному  начальству.  Маска  строгости  застыла  на  его  лице.

- Здравствуйте,  и  снова  вы, - промолвил  он  с  укором,   присев  рядом.

- Что,  опять  кто-то  пострадал  из-за  меня?

- Я  ценю  ваш  юмор.  Но  вы  на  сей  раз  подставили  многих.

- Да?  И  что  я  сделала?

- Непотребно  себя  вели.

- Именно?

- Зачем  вы  из  себя  дурочку  строите?

- А что, собственно,  вы  от  меня  хотите?

- Ответьте,  с  кем  вы  распивали   вино  за  складскими  помещениями?  Вы -   супруга  майора,  должны  быть  примером  для   жён  прапорщиков,  лейтенантов,  капитанов.  Вас   в  состоянии  алкогольного  отравления  без  сознания   обнаружили  утром  при   смене   караула.  Лицо  в  ушибах,  ссадинах, залитое  кровью.  Рядом  -  пустые  бутылки. На  территории  военного  объекта!  Это - ЧП! Если  вы  склонны  к  алкоголизму,  закрывайтесь  у  себя  в  квартире  и  отводите  душу - без  свидетелей.   А  не  при  всех -  закупаться  вином  в  лавке,  хлестать  из  горла  и  прятаться  от  людских  глаз  в  отдалённых  местах.

- Извините,  ничегошеньки  не  помню.

- Это  лишний  раз  подтверждает,  что  вы - .., как  бы  помягче  выразиться,    не   произнося   неприятные  уху  термины.

- Я  не  маленькая,  поняла,  как  вам  хочется  меня  назвать. Всему  есть  объяснение. В  тот  день  я   разволновалась.  Не  могла  успокоиться.

- Политическая  незрелость,  моральная  неустойчивость! Но  вы хоть  что-то можете  вспомнить?

- Это  очень-очень  личное.

- Какое  личное?  Пить  из  горла на  улице?  Валяться,  как  забулдыга,  в  грязи  мертвецки  пьяной?   А  откуда  синяки?  Кто  Вас  мог  побить?  Был  собутыльник?  Кто  он?

- Да  сама  я  пила.

- Коменданту  гарнизона  светит  выговор,  заместителю  начальника  части  по политической  работе - то  же  самое. Мужа  вызовут  на  ковёр. В  данный  момент он  находится  на  сборах. Не  в   курсе   ваших похождений. Человек  он  положительный   во  всех  отношениях  -  в  мирной  жизни  хороший  организатор  и  наставник,  а  на  войне  сколько  медалей  заслужил!  Ему  на  днях присвоено звание  подполковника.  Но  с  женой  явно  маху  дал.  Искренне  сочувствую  ему. Вы  даже  не  понимаете, какие  обязанности  возлагаются  на  жён  военных. Офицер  зарабатывает  в  четыре  раза больше  учителя, инженера, врача,  плюс различные  льготы.  Нет  девушки, которая  бы  отказалась  от  замужества с  военным.  Не  проводите  вы  целый  день  у  станка,  можете  вообще  не  работать,  имеете  возможность одеваться   в  военторге  в  самое  модное, на  курорты  отправляетесь  не  дикарем,  а  по  путёвкам.  От  вас  требуется только одно - ценить и ублажать мужа. Его  жизнь ежеминутно  связана  с риском и напряжением. На учениях они прыгают  с  высоты, форсируют  глубокие водоёмы  с  бурным  течением,  преодолевают расстояния  ползком и т.д. А вы,  бессознательная, в его отсутствие  беснуетесь!

Хотела  сказать,  что   хоть  генералом  пусть  становится,  мне  он  безразличен,  но  сдержалась.  Утомил  следователь  меня   нравоучениями.   Ушёл   злым,  ничего  не  выяснив.

Пролетело  несколько  дней.  Вдруг  распахивается  дверь  и  на  пороге  вижу  супруга.  Направляется  ко  мне,  обнимает,  как  ребёнка,  прижимает  к  себе  и,  не  обращая  внимания  на  других  женщин,  ласково  говорит:  "Милая, родная, прости, прости меня. Виноват, очень  виноват перед тобой. Весь в службе, заботах, не уделял тебе  должного внимания. Ты  для  меня  свет  в  окне.  Я  тебя  люблю  также,  как  тогда,  когда  увидел впервые в театре. Поправляйся! Всё будет по-другому.  Мы - хорошая  пара!"

Думаю,  какой  же  он  великодушный. По-разному ведь  можно  интерпретировать  случившееся.  Как  мне  стало  неловко - прожили семь лет  под одной  крышей  и  не  рассмотрела, какой  благородный  человек  рядом.  Будто  слепая.

Он - высокий,  красивый,  ладно  слаженный.  И  пахло  от  него,  как  от  солдата,  вернувшегося   из  далекого  похода -  кострами,  лесами - полями,  дорогами,   кирзовыми  сапогами,  порохом  - этаким  мужским  духом,  перед которым не устоит ни одна женщина.

В  миг  сломалась разделяющая  нас  преграда.  И  наступила  пора  счастья.  Мужа  направили  служить  в  Крым.  А  там  появилась  возможность  реализовать  себя.  Я  выбрала  педагогическую  деятельность - работу  в  музыкальной  школе.   Среди  моих  учеников  есть  несколько  конкурсантов  республиканского  уровня.  Еще  до  недавнего  времени  жили  там.  А  два последних года,  как  мужа  не  стало,  переехала  в  Молдавию.  Крымское  жильё отдала  племяннице.

- Да,  -  задумчиво  произнёс  Георгий  Николаевич, - целая   эпопея.  Вам  удалось  погрузить  меня  в  вашу  жизнь.  Я  помню  наше   знакомство,    посещение  театра,  впечатление,  произведённое   на   меня   поклонниками  оперного  искусства,   а   про  вас  -  не  нахожу  слов.  Я,  мальчишка  из рабочей  среды,  удостоился   внимания  артистки.  Вы   разрушили  мои  стереотипы.   О  рукопожатии  или   дружеском  разговоре  с  моими  заводскими  начальниками  можно  было  и  не  мечтать,  а  вы  так  запросто  со  мной  пошли  на  контакт,  причём,  инициативу  проявили вы.  И  я  понял,  что  в  жизни  много  условностей,  что  мы,  в общем-то,  равны,  и  любая  высота  достижима, но,  безусловно,  надо  хорошо потрудиться, напрячься.  Именно вы  подвигли   меня  на  желание  стать  подобным   вам -  образованным,  что-то  из  себя  представляющим.  И  я  изменил  судьбу - только  благодаря  встрече  с  вами.

- Ну,  хорошо.  Я  прослушаю  вашу  девочку.


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2019/03/22/604