Глава 6 Знакомство с Мраморным каньоном

Елена Алтунина
     Утро субботы выдалось солнечным и ярким, несвойственные карельской осени плюс двадцать. К открытию парка Рускеала мы были в первых рядах, так как путь от нашего "уютного лежбища" до мраморного карьера по хорошей дороге занял всего 15 минут неспешной езды с попутным любованием местными красотами. Народу в парке в 10 утра было не так много, по большей части, группы кучковались около экскурсоводов в национальных юбках или костюмах с традиционными для этой местности головными уборами. Я люблю одиночное погружение в атмосферу исследуемого объекта и потому первый полукруг по периметру карьера мы совершили не по туристическому тротуару, а по протоптанных, такими же как мы "дикими туристами", тропам.
     Первым делом влезли на остаток "Белой горы", которая и послужила местом начала добычи мрамора. Разные по величине куски мрамора бережно сложены в стопки или причудливые пирамиды, а мелкие фракции рассыпаны везде. Гладкие поверхности мраморной плиты хранят следы фрез и других инструментов добычи. Отдалившись от людных мест, встретились со змеей - молодой гадюкой, которая мирно грелась на солнышке и не ожидала нашего появления. Кто из нас испугался больше я или она не знаю, но покинули территорию встречи в одинаково быстром темпе. Тревожить опасных местных обитателей, любопытства ради, не стоит. Бодро спустившись со склона горы, мы вернулись к людям, причём удачно, так как все группы были уже на втором полукруге, и тропа со смотровыми площадками оказалась в нашем распоряжении.
     Мраморные отвесные скалы в 70 метров от уровня воды, поросшие лесом впечатляли. Открывая основной секрет и особенность Карельской природы, который можно выразить двумя словами - лес на скалах. Деревья спокойно растут прямо на камнях любой породы, будь то мрамор, или менее ценные беспородные камни. В густой низкорослой траве растут грибы, осенние маслята с крепкими коричнево-жёлтыми шляпками, много неизвестных нам грибов - похожих на разновидность млечников, нечто среднее между рыжиками и лисичками и совсем уж необычные грибы на тонкой белой ножке и чёрной шляпкой не относящиеся ни к пластинчатым, ни к трубчатым по виду. Свой первый полукруг мы завершили на вышке, откуда спустились на тросе с ветерком, минуты за три в исходную точку маршрута. Спуск безопасный, острота ощущения лишь в момент отрыва от платформы, который сопроводился моим визгом на весь парк. К середине каньона я уже с любопытством ловила мелькающие пейзажи скальных пород мрамора, перемещаясь спиной вперёд. Было здорово, но мало. Хватило лишь для того, чтобы осознать отсутствие страха и полное доверие к этому месту. Вид сверху потрясающий, цвет воды изумрудный, почти как на радоновых озёрах. Под водой скрываются разработки на глубину 10-50 метров в несколько уровней. Затопило каньон после 1964 года, причём естественными водами атмосферных осадков и подземных источников.
     Второй раз прошлись пойти уже чисто по туристическому маршруту с заходом во все места для фото, пройдя через старую штольню с низкими сводами и сырой прохладой. Краем уха услышали о способе добычи и представили всю тяжесть ручного труда по добыче и транспортировке добытого на металлических вагонетках.
     Посетили Итальянский каньон, который располагается во второй части маршрута и удивляет ровными спилами почти белого мрамора на десятки метров. Посреди чашеобразной экспозиции располагается затопленная штольня в виде живописного озерка. Оставшуюся часть пути почти бежали, торопились на подземную экскурсию. Успели вовремя, нас всех снарядили в жилеты и каски, прежде чем мы ступили в подземное царство вечной влаги прохлады +5 круглогодично с температурой воды +4 зимой и до +9 самым жарким летом.
      Под землёй мрамор выглядел ещё живописней, в массе своей серый, местами белый-кальцитовый из него отжигали известь, чёрный с графитом, красный с окисью железа. А под искусственным освещением поселились сине-зеленые водоросли, придавая дополнительное цветовое разнообразие. Мраморные сферические своды на каменных ногах-опорах подсвеченные разными цветами на всю глубину - это что-то сказочное, манящее заглянуть вглубь в аквалангах. Профессиональные дайверы погружаются круглогодично, но самостоятельно без участия местных смотрящих. Подробности мрамородобычи меня не сильно интересовали, скорее привлекал необычный  романтизм заброшенного карьера, из которого сделали нечто впечатляющее и финансово-выгодное. Туристы приезжают сюда круглогодично, потому как в любое время года Карьер прекрасен и загадочен, при этом одинаково безопасен для посещения.
     Выйдя в одну из пещер, оказались на  пристани, откуда на плоту пересекли карьер до места старта. Ступив на пирс, ощутили внезапность перемены погоды в виде крупных и одиночных капель дождя. Едва добежали до машины, как влил настоящий северный дождь с ветром. Минут 15 переждали налетевшую стихию, обрядились в непромокаемые сапоги, куртки и дождевики для верности, отправились на третий заход в парк. Начали с завершения маршрута, двигаясь навстречу всем, кого застал дождь врасплох и бывалым карельским путешественникам, подготовленным к внезапным каверзам местного климата, а потому не меняя степенности,  продолжавшим путь по оплаченному маршруту. 
      Меня привлекла выделенная зона истории народного эпоса Калевалы. Сей труд не читала, слышала только название, которое 17 лет произносила как слово в маленьком почти стихе, под названием личная Хладастея. Память подстегнула, уже казалось бы, угасший интерес к попытке понять и почувствовать смысл и содержание загадочного слова "калевала", которое моё сознание наделяло магическими свойствами. Желающих прогуляться по этому месту, кроме нас не было. Парк Калевала пустовал, а девушка безуспешно пыталась заманить туристов, которых смущала то ли погода, то ли предубеждение православных перед языческим объектом. Нас она встретила радушно, рассказала всё, что сама знала и даже провела языческий обряд обращения к Богу - огромному камню на полянке, окружённому ещё 8 каменными олицетворениями Богов природной стихии с жёнами - Богинями. Обряд исполнения желаний заключался в загадывании желания и просыпании гости овса к подножью Бога с пропеванием Руны – стихотворения, воспевающее именно это Божество. Во время нашего обряда образовался световой столб, охвативший всю площадку, и сразу же в Калевалу повалили посетители.
На маленькой мраморной площади поместились все герои эпоса Калевала и знакомство с ними закреплялось табличками с рунами и вопросами на главные сюжетные моменты эпоса о сотворении мира, земли и жизни на ней. Две смотровых площадки открывали вид на озеро Светлое и картинное изображение леса, скрывающего горизонт. Сюжет дополняли каменные отвалы из огромных каменных глыб, которые выбраковали по каким - то причинам много лет назад. Внутренние ощущения резко менялись, от внутреннего жара и бодрого предвкушения в начале, до охватившего холода и навалившейся тяжести в конце. Непривычные Энергии мощным потоком накрыли, придавив почти каменной тяжестью. Да, к отклику Богов нужно адаптироваться.  Покинув территорию Калевалы, мы вынуждены были сойти с тропы и восстановить свой энергобаланс с окружающим пространством, видимо интуиция, а может и опыт заставляли туристов миновать это непростое место силы, я бы сказала "место сил".
    После энергетического знакомства с Калевалой, продолжать намеченное путешествие к водопадам и в зоопарк не представлялось возможным. Хотелось есть и просто отдохнуть, сознание не справлялось с таким разнообразием впечатлений и требовалась передышка. Пообедав, мы отправились в дом композиторов и форелевое хозяйство, оказавшиеся на одном пути, вдоль Ладоги. Ладога восхитительна, полномасштабна, как море вместо линии горизонта, у которого изрезанные скалы, густо поросшие лесом - шхеры. Редкая красота достойная кисти художника и слов поэтов-песенников. Лицезрея такую красоту, действительно хочется петь, слагать хвалы Богам, её  создавшим. Возможно, их много веков спустя и назвали рунами.
     Насладившись видом из окна машины и новенькой трассой, мы вернулись в наш "Уют", где дядя Витя уже разжег угли и ждал нашего возвращения с форелью, чтобы закоптить её по своему авторскому рецепту без всего, только с солью. Рыбка получилась божественной - едой Богов и героев. Съели на двоих килограмм и не заметили, как закончилась. Редкостная вкуснота, простая в приготовлении и архаичная по своей сути. У финнов традиционные калитки и уха из форели со сливками, а в Карелии - свежевыловленная форель горячего копчения в обычной "барбекюшнице". Для меня это отныне и навсегда  вкус Карелии.
      На этом наш день не закончился, нас ждала местная банька. О посещении которой, любезно договорился со свои другом милейший дядя Витя. В полукилометре от каньона в лесу вместе со своей баней, нас ждал Валерий - хозяин хутора "Мраморные горы". Жарко натопленная банька, простая и естественная, деревянный сруб, облицованный спилами деревьев, дровяная печь, стол и лавки - все деревянное без выкрутасов, без гардин и плазмы, с нормальными удобствами цивилизации, а главное с мохнатыми звёздами за порогом, прудиком и местом отдыха. Несмотря на поздний час - 21:30, Валерий согласился нас принять и во времени практически не ограничивал. В Карелии все и всё: кто и что нам встретился  - настоящие. Когда душа как гармонь разворачивается и сворачивается, при этом рождается мелодия - душа поёт! Это милее и краше чем в Финляндии именно душевностью, приветливостью людей, которые счастливы и щедро делятся своим счастьем, живут на природе в гармонии с миром и собой.
     Сервис в Карелии возможно и уступает европейскому, на вкус и цвет как говорится товарищей нет. Зато напитывает естеством натуры русских людей, для которых "слово" крепче любых бумажных договоров, вера и доверие себе и людям. Вернулись заполночь, напаренные берёзовым веником собственного производства, в послебанной расслабленности выпали в сон.               
                22.09.2018