Иономидотис неправильный

Алексей Захаринский
Порой диву даёшься, что за редкости встречаются в наших, теперь уже московских, лесах. Казалось бы, они исхожены и изучены вдоль и поперёк. Казалось бы, в таких близких к городской среде природных массивах и не осталось ничего, заслуживающего внимания. Что для более или менее стоящих биологических находок нужно отъехать от Москвы километров на 400.  Но, в действительности, это совсем не так. Об одной редчайшей грибной находке, сделанной мною в Валуевском лесопарке, я сейчас расскажу.

На 24 сентября 2017 года была назначена грибная экскурсия по Валуевскому лесопарку. Я сразу предупредил, что не стоит рассчитывать на сбор грибов. Обильная волна осеннего опёнка, высыпавшего две недели назад, была полностью сметена неутомимыми сборщиками. Успевшие первыми выносили из леса полные сумки мелких, 1,5-2 см, едва успевших отрасти, грибов. Орда выходного дня выкосила основную массу лесного урожая. И, наконец, отдельные личности, проспавшие и выходные, бродили по лесу, выискивая оставшиеся, случайно забытые, грибы. Хорошо хоть, как правило, сборщики не трогают научные грибы, презрительно именуемые ими «поганками». Вот на них-то я и хотел обратить внимание экскурсантов. Но на беду, неожиданно появился другой вид опёнка – толстоногий (Armillaria gallica). Своё название он получил в силу раздувшегося основания ножки. Мне он больше всего напоминает шахматную фигуру. Встречается он не так обильно и массово, как опёнок настоящий, но и им вполне можно заполнить корзину. И, конечно же, мои спутники дружно достали пакетики,  и принялись за рез. Незаметно сунув своей знакомой пакетик (давай, тоже режь!), я решил переключить внимание экскурсантов на редкий грибоподобный организм.

- Милостивые мои господа! - вскричал я, силясь оторвать их от этого, на мой взгляд, крайне утомительного и скучного занятия, вы только посмотрите, на этом пеньке растёт необычайно редкий миксомицет – Хемитрихия змеевидная! Миксомицеты – это грибоподобные организмы, которые, на самом деле относятся к простейшим животным, сродни амёбе. Эта Хемитрихия была действительно редкой. Многие люди, даже любители природы, не удостаиваются увидеть её даже раз в жизни. Но стоит сказать, что 2017-й год был очень обилен на разнообразные редкости, в том числе и миксы.

Милостивые господа внимательно осмотрели находку, но по причине малых размеров и несъедобности этой редкости, вернулись к галлике. Ну, а я по своей привычке, в поисках так милых моему сердцу «поганок», внимательно осматривал замшелые дубовые валежины. Через непродолжительное время, моё внимание было вознаграждено. Такого гриба я ещё не видел в жизни.  Среди мха извилистой тёмной полосой располагалось что-то невиданное. По всей вероятности, находка относилась к классу аскомицетов – сумчатых грибов. К этому классу принадлежат всем известные строчки и сморчки. Есть ещё один гриб, встречающийся вместе с ними весной – Урнула бокаловидная. Если развернуть чашу Урнулы в виде ленты, то это и будет больше всего напоминать мою находку. И действительно, одна сторона гриба была абсолютно чёрной, как внутренний спороносный слой Урнулы, а другая – коричневой, пупырчатой. Что это такое, я так и не мог сказать. Хорошо хоть, сумел кое-как, без штатива, сфотографировать это чудо.

Каждый год грибной сезон как-то неожиданно заканчивается. Приходится переходить на кабинетную работу, сортировать летние фото, определять снятые в тёплое время грибы и травы. Дошла очередь и до сентябрьской находки. В силу ряда причин грибы определять гораздо сложнее, чем растения, и я обычно обращаюсь за помощью на форум «Грибы средней полосы». И тут среди знатоков, которые запросто разбираются даже в разновидностях мицен или паутинников, произошло замешательство. Никто даже не мог понять, к какой группе отнести мою находку. И только вмешательство опытной исследовательницы грибов – Деты, повелительницы кошек, – прояснило ситуацию. Она первая опознала в находке большую редкость - иономидотис. Определение надо было подтвердить, и я написал на кафедру микологии биофака МГУ Елене Ворониной, которая уже не раз разрешала недоумение по поводу разных найденных мною необычных грибов. Елена Юрьевна переадресовала меня в Санкт-Петербург, в Ботанический институт к крупнейшему, по мнению коллег, специалисту по грибам-аскомицетам в России Евгению Попову. Вердикт учёного не заставил себя ждать:

"Аскомицет Ionomidotis irregularis. Вид довольно редкий, спорадически встречается в умеренных и субтропических областях по всему северному полушарию. У нас известен на Северо-Западе, в Западной Сибири, на Алтае и в Приморье. Занесен в Красные книги СПб, Новгородской области и ХМАО. В Ленобласть также войдет в новое издание Красной книги. В Европе всего пара десятков находок. Предложен в качестве кандидата на включение в глобальную красную книгу МСОП (Международный союз охраны природы – А.З.)".

Про частоту находок в России Евгений Сергеевич не рассказал, но находка Иономидотиса на Алтае в 2009 г. была всего лишь третьей. И кто бы мог подумать, что такая редкость вырастет у нас в городском Валуевском лесопарке!

С чем же связано появление столь редкого гриба именно в этом лесу? Дело в том, что Валуевский лесопарк являет собой ставший редким в наше время пример ненарушенного леса. То есть, около 400 лет в нём не производилось масштабных вырубок. И именно в таких лесах обитает больше всего видов растений и грибов. Как показали исследования ЦЭПЛ РАН, в Валуевском лесопарке насчитывается до 500 видов сосудистых растений. Грибов же, по моим подсчётам свыше 300 видов, и это только определённых. Во вторичных лесах, выросших на месте вырубок, видовой состав гораздо беднее. И Иономидотис – не единственная редкость лесов Новой Москвы. Рассказ о других – в следующих номерах.

Опубликовано в газете "Новые округа" 8 июня 2018 г. в сокращённом варианте под названием "Как зовут тебя, чудо лесное?"