О наивном монархизме израильтян и изменениях на ур

Ян Дененберг
О наивном монархизме израильтян и изменениях на уровне сознания.

Исторической науке известно такое понятие — «наивный монархизм».
Если перевести на человеческий, понятный русский язык, получится нечто вроде веры в доброго царя-батюшку.
Причём бывает этот самый наивный монархизм двух типов, точь-в-точь как сахарный диабет, да простят меня страдающие этой пока ещё неизлечимой болезнью.

Приверженцы наивного монархизма первого типа склонны верить, что нынешний правитель, не обязательно являющийся монархом, просто не может не быть умным и добрым (возможно, даже богоподобным), и всё, что он делает, либо уже само по себе хорошо, либо является шагом к звёздам экономического процветания и политического могущества через тернии финансовых, социальных, бытовых и прочих трудностей, из чего следует, что надо просто потерпеть до лучших времён, затянув пояса и вооружившись верой в божественный свет на конце канализационного тоннеля.

Второй же тип наивного монархизма построен на вере не в нынешнего правителя, а в того, кого хотелось бы видеть пришедшим ему на смену - «стоит только сменить царя (президента, премьера, канцлера, пахана, ещё кого-нибудь — нужное подчеркнуть), как тут же всё пойдёт как по маслу, заживём, наконец-то, по-людски».

Лишним будет объяснять, что оба подхода далеки от реальности и не конструктивны.

Израильские правые, на мой взгляд, страдают первым типом наивного монархизма — «Биби большой, Биби сильный, Биби сборет всех врагов», тогда как у левых присутствует второй тип — «Вот сменим власть (Биби на Ципи, Габая, Лапида, Зандберг или даже Зуаби) - и сразу задышим свободой, догоним и перегоним обе Америки вместе с Германией и сделаемся раем на земле».

А вот сторонников конструктивного подхода, отражающего колючую но объективную реальность, со всеми её перипетиями, ужимками и прочими неприятными сторонами, мне в наших палестинах встречать пока что не доводилось.

В израильском сознании (во всяком случае, в русскоязычном израильском сознании) правитель — некое подобие высшей силы, корень всех взлётов и падений. Самое большее, что способен сделать народ для изменения ситуации, это правильно проголосовать. И я склонен думать, что сознание жителей более развитых стран устроено несколько по-другому. У них в сознании, что от каждого человека что-то зависит, что мы не просто серая масса, голосующая раз в четыре года, а в остальное время тупо плывущая по течению.

Мне ужасно грустно, что в развитых странах многое иначе, и непонятно, изменится что-либо у нас в Израиле или нет. Может, нам стоит поучиться у развитых стран, как правильно всё организовать? Это не так уж и трудно сделать, ведь никаких затрат не требуется. Требуются просто изменения на уровне сознания. И пора бы уже нашему сознанию начать меняться.

(Ян Альбертович Дененберг, 11.11.2018)