Записки гаишника. Часть 19

Виктор Астанин
Каждый день, от утра до утра,
На дороге М-10 «Россия»,
Правят службу инспектора,
ДПС –  это  добрая  сила.
                Глава 19
    В дежурную часть, утром,  пришла телефонограмма, в которой говорилось, что в одном из офисов Москвы произошёл конфликт, в результате которого питерскими гостями была увезена в неизвестном направлении девушка, сотрудница фирмы, на автомашине «Мерседес», номерные знаки указывались. Поздно вечером, ближе к полуночи, данная машина прошла Чёрную грязь в сторону Санкт-Петербурга, о чём инспекторы, несущие там службу, доложили в дежурную часть. Информация прошла на все посты ДПС. На КПМ 79 км начальник смены,Тихонов, отслеживал путь следования подозреваемых в преступлении, находясь в помещении поста у радиостанции. Убедившись, что «Мерседес» не задержали на посту 49 км, он понял, что эта миссия выпадает на его смену.

Он вышел на улицу со словами:
- Ребята! Надо одевать бронежилеты.
А ребята уже были экипированы, начальнику бронежилет не достался. Андрей Марков и Александр Тихомиров разворачивали шлагбаум. Сергей Смирнов – наготове с автоматом Калашникова. «Мерседес» прошёл Солнечногорск, Владимир Тихонов выехал на  автомашине "ВАЗ-21013" навстречу, и встал на повороте на станцию «Покровка». Он передал информацию о прохождении указанной автомашины на пост, и сразу выехал за ней. Водителю «Мерседеса» путь перегородил шлагбаум, он остановился, а сзади его уже подпирала машина с включёнными проблесковыми маячками, под управлением Тихонова. Через несколько секунд водитель и пассажиры лежали на асфальте лицом вниз под прицелами табельного оружия и автомата. А были они одеты в цивильные костюмы. «Что-то здесь не так»,- подумал Владимир, когда услышал, как один из лежащих другому сказал: «Вот гады, всё-таки подставили». Они так лежали, пока не связались с Москвой и не выяснили, что распоряжение о задержании было отменено. «Наверно,   накатают   жалобу», -  снова   подумал Тихонов,  когда поступила
команда их отпустить. Но нет. Высокий молодой мужчина, крепкого телосложения, с золотой цепью на шее, и с перстнем на правой руке сказал:
- Хорошо работаете, не ожидали, – и стал стряхивать грязь с костюма, как уже делали его товарищи.

     Ежемесячно, заместитель командира полка по КПМ, Сергеев Алексей Сергеевич, проводил занятия с начальниками КПМ батальонов ДПС, где мы знакомились с новыми нормативными  документами, сдавали по ним зачёты, в том числе, и по правилам дорожного движения. Занятия проводились в здании 14-го батальона ДПС на Каширском шоссе, расположенном недалеко от МКАД. В очередной раз, когда он вызвал, кроме нас, ещё и заместителей командиров по службе, со мной поехал Анатолий Юдин. После занятий, зам. командира по КПМ 14-го батальона, Андрей Матюнин, на правах хозяина, предложил нам экскурсию с Анатолием в  Горки Ленинские,  познакомиться поближе. Мы приехали на историческое место. Музей, конечно,  был закрыт, и  было опасение, что  вряд ли когда откроется. Вокруг ни души. У памятника вождю пролетариата посидели,  поговорили, поделились впечатлениями о текущем моменте, как бывшие партийцы.  Я здесь раньше никогда не был, и хорошо, что побывал.

      Проведя вечерний развод смен, я приехал па пост 65 км: поставить машину на стоянку. Там службу нёс Александр Лапшин. Раздался телефонный звонок, Александр находился на перекрёстке, и я, зайдя в помещение поста, поднял трубку. Звонили из милиции военного городка Тимоново.
- На вас едет белая «Жигули», номерной знак 01-10, водитель пьяный, сбил шлагбаум, двигается в вашу сторону. Его преследует наша машина, -
сообщил мне дежурный.
«Костромцов», - сразу определил я. Выйдя на перекрёсток, я передал информацию  Лапшину.
- Я не буду останавливать, я его знаю, - стал он отнекиваться.
- Я его гораздо больше знаю, и что? – задал я вопрос.
Времени на разговоры не было, поэтому я взял жезл и перешёл дорогу на другую сторону. Вскоре на Тимоновском шоссе показалась автомашина «Жигули» белого цвета. Я поднял жезл, водитель остановился возле меня, опустил стекло двери. За рулём действительно находился Виктор Костромцов, а рядом сидела девушка. На машине были разбиты обе фары.
- Вить, ты меня не видел, - попросил Костромцов.
- Здорово, Вить. Как это я тебя не видел? Мы здесь для чего стоим? У тебя была возможность свернуть у завода в парк и объехать пост, почему ты
надеялся здесь проскочить? Документы давай.
Я    передал     водительское   удостоверение   Костромцова  подъехавшим,
сотрудникам милиции Тимоново, и уехал домой.

     Перед новым годом я позвонил Ольге, и она попросила меня отвезти
её к маме в посёлок, та сильно болела. Когда мы выходили из подъезда, нам встретился Сергей, её муж. Почему он её не мог отвезти, я не спрашивал. В дороге Ольга, пододвинувшись ко мне вплотную, стала меня целовать и сжимать    мою    правую    руку,    лежавшую   на   рычаге  передач.   Управляя
машиной, я не мог пресечь её действия и лицо не отстранял.
- Чего ты? – спросил я.
- Я хочу с тобой переспать, но чтобы никто не знал, - заявила она.
«Интересно  девки  пляшут, по четыре в каждый ряд». И отказать опасно, отвергнутая женщина становится врагом. От матери Ольга вышла вся в слезах, её мама очень сильно болела. В обратной дороге она мне стала рассказывать о Татьяне. «Наверно, они снова поругались», - подумал я. Но всё, о чём говорила она, выглядело правдоподобно.
- Ты мне звони, - попросила она.

А  на следующий день мне позвонила Татьяна, поведала о плохом состоянии матери. Я это уже знал, не говоря ей об этом.
- Опять ты скажешь, что когда у меня плохо, я тебе звоню, - начала она разговор.
- Но так получается.
Я пообещал ей помощь, если понадобится.  Сергей, муж Ольги, приехав в батальон, зашёл ко мне.
- Ты знаешь, мать Ольги и Татьяны очень плохая, - сообщил он мне.
- Сергей, если чего, скажи, я, конечно, помогу.

     1995 год у меня начался с трагедии: погибла Женя Козина, по мужу – Чуднова, с которым она была разведена. Опять январь. Мы с ней так и не встретились в это «смутное время». В Рождество, 7 января, я провёл вечерний развод смен, и когда отдал приказ построившимся сотрудникам на охрану безопасности дорожного движения, поступило сообщение, что на 58 км совершён наезд на женщину, машина с места ДТП - скрылась. Этой женщиной оказалась Женя.  Как она туда попала?  Со слов Ларисы Ивлевой, она ехала с родственниками с поминок, и с бывшим мужем у неё случился скандал. Женя настояла, чтобы ей остановили в Пешках, у батальона. Я опросил инспекторов. Оказалось, что она зашла к нам, когда я был в классе службы на разводе. Так, как Евгения была в состоянии опьянения, то помощник дежурного, - дежурный тоже присутствовал на разводе, - ей сказал, что меня нет. Он ей предложил покинуть помещение, и она пошла пешком, стараясь остановить машину. Через километр она попала под фуру на не освещённом участке дороги, водитель которой, может быть, её даже не заметил, она была в тёмной шубе. У меня не было слов выразить всё, что я думал. Мы с дороги всегда убирали пешеходов, особенно в нетрезвом состоянии. Лучше довезти их до дому, - целее будут, - чем оформлять ДТП, или всю ночь заниматься розыском скрывшегося транспортного средства. А наш инспектор, чем думал? Хотя, он в то время один оставался у пульта управления, ему было некогда.
 
    Когда    её   хоронили,    я   был    на  службе,  и  проститься   приехал   на служебной машине прямо на кладбище.    Там я увидел своих одноклассниц,
которых не видел 30 лет. А меня никто из них не узнал, может быть мешала форма. Правда, я учился с ними только один учебный год, в 9-м классе. Лариса уговорила меня помянуть Женю со всеми в кафе «Юбилейный»:
- Посиди немного с одноклассницами, они с Москвы приехали. Когда ещё увидитесь.
Получилось так, что в дверь кафе я заходил вместе с Таней Петровской, и она меня спросила:
- Говорят, мы с вами учились?
- Да, учились, - подтвердил я.
За столом, во время разговоров, Ирина Комиссарова узнала меня по голосу,
услышав мою речь, о чём громко заявила. Через полчаса я попрощался, и Петровская тоже поднялась из-за стола, в след за мной. Она попросила меня подвезти её до станции «Подсолнечная».
- Тебе куда надо? В Зеленоград? – спросил я, выезжая со стоянки, – Ты, вроде там живёшь.
- Нет, в Москву, на работу.

Работала она на телевидении, и была директором программы «Время». Татьяна находилась в Останкино, когда штурмовали телебашню в 1993 году. Была в центре тех событий. На телевидении также работали её подруги-одноклассницы: Комиссарова, Галя Карева и Наташа Мечтанова. Они учились вместе с первого класса, и были хорошистками, в отличие от меня. Я её довез до станции «Крюково» в Зеленоград, на электричку, попрощались. Что можно рассказать за полчаса пути? Была надежда ещё увидеться, но очень слабая.  Только в зрелые годы осознаёшь, что если уходит детство, то уходит навсегда.

  Я позвонил Тане, как она просила после нашей поездке к её матери. Хорошо, что мы общались, пусть только по телефону. Она сообщила, что муж у неё ушёл на работу в ночь.
- Я буду одна, - как бы, между прочим, сообщила она.
У нас уже было несколько попыток встретиться в Зеленограде за эти годы, но Таня очень боялась попасться кому-либо на глаза, и в последний момент отменяла встречи. Олин раз мы погуляли с ней в лесном массиве минут 20-ть, и не более того.
- Может, увидимся, - предложил я, на всякий случай.
Она впустила меня в квартиру, но дальше пригожей я не проходил, и даже не
снимал пальто.   Она   сразу  же позвонила мужу, убедиться - на работе ли он
ещё. Спросила: не придёт ли он на ужин. Я привлёк её к себе, и как 12 лет назад, стал целовать. А она нервничала, стала снова звонить мужу по тому же вопросу, это в половине часа ночи. Не дело, конечно, свидание в квартире, и я ушёл. Я убедился, что чувства у меня к ней не изменились, и она такая же, несмотря ни на что.  Две сестры, и такие разные. Но хорошие.
      
  Сидим мы в кабинете с Юдиным, каждый за своим столом, разбираем бумаги и документы за прошедшие сутки. Стук в дверь.
- Войдите, - откликнулся я.
Дверь открылась, и на пороге застыл  Женя Завалкин.
- Разрешите войти, товарищ майор.
-Входи, ты уже вошёл, - ответил я.
Хотя мы оба были майорами, но увидев, что взгляд Завалкина обращён в сторону стола моего товарища, я снова углубился в бумаги.
- Товарищ майор, разрешите обратиться, - приняв стойку, произнёс Завалкин.
- Жень, давай по проще, некогда,- отозвался Юдин.
Завалкин, шагнув вперёд от двери, срывает с головы шапку, с силой бросает её перед собой на пол и выдаёт:
- Чего попроще? Чего попроще? Заколебал меня этот «РАФ». Не заводится и всё.
-Жень, с этим вопросом иди к Белоусову, он заместитель по технической части, - сказал ему Анатолий Николаевич.
- Его нет, а зла не хватает, - в  сердцах высказался Завалкин.
И, подняв шапку, он, не спрашивая разрешения, развернулся и покинул кабинет.
  Командир забрал у меня инспектора по розыску, Михаила Трусова, и по рекомендации начальника смены, Александра Цветкова, я предложил эту должность старшему инспектору ДПС, Иванову, из его смены. Александр Иванов никакого желания перейти работать в штаб не испытывал. Я вспомнил себя в аналогичной ситуации.
- Александр Борисович, ты попробуй. Не понравится, я держать не буду, - пообещал я ему.
Он согласился, и присоединился к Александру Липатову. Иванов поделился со мной тем, что имел инцидент с водителем, работая в смене. Эмоции его переполняли.
- Я ему отвечаю, что ты меня пугаешь? Почему ты думаешь, что тебе ответка  не прилетит. Ты хотя бы узнай: кто у меня дяди? Друзья? Есть ли у меня братья? – говорил он мне.
- Вполне резонно. Думают, что за них кто-то заступится, а за нас некому,- согласился я с ним. - За нами органы внутренних дел, как-никак.

  На наших постах скопилось много задержанного   транспорта,   и  командир  поручил  мне проверить: на каком основании он там стоит. Иванов мне доложил, что на посту Клин – Дмитровского направления находится автомашина «ВАЗ-2107» более трёх месяцев, и, что  эта автомашина числится в угоне из Солнечногорска.
- А почему машину не пробили по базе? – спросил я Иванова.
- Не знаю, её поставили в смену Панова, - ответил Александр. – На ней
имеются следы столкновения.
- Она вписана в журнал задержанного транспорта? – спросил я.
- Нет.
- По журналу ДТП проходит?
- Нет.
- Владельца машины установил?
- Да. Преподаватель московского института.  Он говорит, что автомашину дал своему студенту, который живёт в Солнечногорске, а у того её угнали, - доложил Иванов.
- Ты его вызвал? – спросил я.
- Да. Он приедет завтра, - ответил Александр.
- Хорошо. Передай мне все бумаги, я сам займусь этим делом, - сказал я Иванову.
Александр мне признался, что новая должность ему по душе, ему нравилось заниматься розыском и работать с документами.

   Профессор подтвердил свои слова, сидя у меня в кабинете.
- Что было в машине? – спросил я его.
- Документы на неё, и моё водительское удостоверение.
Начальник смены, Панов Владимир Николаевич не ждал, когда я его вызову, утром пришёл ко мне сам.
- Рассказывай, - без предисловий попросил я его.
- По поводу «Жигулей». Мне передали, что на улице Папивина столкнулись две машины, я туда выехал, - начал Владимир. – Водителя «Жигулей», виновного в ДТП, на месте не оказалось, он скрылся. Второй машиной  «БМВ» управлял Лёха Буратино.
- Блатной? – перебил я его.
- Ну, да. Он сказал, что оформлять не надо, сам разберётся. По угону машина не проходила.
- Конечно, не проходила, не успели передать. Мы же обязаны оформлять дорожные происшествия всегда, и любые. Ты же знаешь об этом?
- Знаю.
- Кто начальник смены, ты или Буратино? Даже, если авария случается на закрытых территориях предприятий, санаториев, домов отдыха, она подлежит учёту. Это не их внутреннее дело, а государственная статистика,-
 продолжил  я. - Потом-то надо было держать это на контроле,   тем   более,
здесь у тебя одно нарушение приказа за другим.
- Виноват.
- Виноват. Ладно. Где удостоверение владельца?
- У Лёхи. Он попросил его ему отдать, чтобы потом обменять на
компенсацию убытков.
- Ты мне нравишься. Ты понимаешь, чем это тебе грозит, Владимир Николаевич?
Панов удручённо промолчал.
- Значит так.   У нас   данных   на этого Буратино нет,   так что лови его в
городе,  и  пусть он приедет ко мне, - наказал я Владимиру.

   Но приехал не Буратино, а владелец «ВАЗ-2107», и он начал убеждать меня, чтобы я ничего не предпринимал, машину он получил, больше ничего не надо.
- Права тоже вам вернули? – спросил я.
- Нет, но я вас прошу закончить это дело.
Я понимал, что это неспроста, на него наехали, но мне не удалось разговорить  профессора. Я был зол, и на разводе объявил личному составу, чтобы задержали Лёху, по кличке Буратино, потому что на повестку он не является, и надо его доставить в батальон, оформив «привод» в милицию.
На следующее утро он приехал сам. С виду: простой, обычный парень.
- Говорят, вы меня искали? – спросил он меня от порога.
- Кто говорит?
- Мне передали.
Называть он мне никого не стал. Умный. У нас с ним состоялся содержательный разговор по текущему моменту, и по взаимоотношениям между людьми в эти 90-е годы. Минут сорок я открывал для себя совершенно другую точку зрения на жизнь, нежели чему нас учили, к чему мы привыкли. В конце разговора я его спросил:
 - Чем виноват преподаватель? Виноват, ведь, тот, кто угнал автомобиль. А вы не стали регистрировать аварию, тем самым, лишив сотрудников возможности приступить к розыску преступника.
 Алексей ответил:
- Вы же знаете, что, если нет раненных, или погибших, его бы никто не искал. Через два месяца розыскное дело бы закрыли, и мне от этого не легче. Я пострадал от машины владельца, поэтому он виноват. Если бы он не дал свою машину студенту, то ничего бы и не было.
Я попробовал дальше аргументировать:
- Тогда виноват студент, не обеспечил сохранность автомобиля.
- Со студентом пусть сам профессор разбирается, - отвечает он.
- А    где    водительское    удостоверение    владельца?   –  спросил    я
напоследок.
- Его больше нет. Товарищ майор, у меня тоже был период, когда в доме не было куска хлеба. Я же не жаловался никому.
Что сказать? Нет заявления – нет преступления.

     В ночь на службу заступила смена Полянского Владимира Трофимовича. По радиостанции прошла информация, что по Московской кольцевой автодороге движется автомашина «Опель-Фронтера», водитель, которой, двигаясь по Дмитровскому шоссе, не остановился на трёх постах ДПС. Московским коллегам тоже не удалось остановить нарушителя, и они передали, что «Опель» свернул на Ленинградское шоссе в сторону области. Ответственным по батальону был Работкин Александр Владимирович. Он выехал на пост 49 км, там приготовились к задержанию. Заслон решили организовать старым, дедовским способом – грузовыми машинами, потому что, если перекрывать дорогу специальным устройством «Шипы», времени не хватит. По инструкции: при применении спецсредства на определённом расстоянии должны были выставляться предупреждающие знаки, и ещё ряд условий. Оставили свободной только правую обочину, где встали инспектора ДПС. Приблизившись, водитель «Опеля», ни секунды не сомневаясь, направил машину на инспекторов. Те отскочили в сторону, машина въехала на перекрёсток, и по ней был открыт огонь из двух автоматов и пистолета. Проехав в прямом направлении, «Опель» съехал в правый кювет с прострелянными колёсами и двигателем. В машине за  рулём находился молодой человек в состоянии алкогольного опьянения, и два пассажира - парень и девушка. Так вот, пассажир был ранен в ногу и доставлен в Солнечногорскую ЦРБ. Причём, в ногу попали две пули от двух автоматов: с одного стрелял Игорь Журавлёв, с другого - Дмитрий Тихомиров. Сергей Кузов применил табельное оружие, пистолет «Макарова». Прокурор вынес постановление о правомерном применении оружия сотрудниками ДПС. Дознаватель, Владимир Игнатов, на следующий день поехал в ЦРБ опрашивать раненного пассажира «Опеля». Он предполагал, что выслушает от него массу обвинений в отношении инспекторов ГАИ, и подаст жалобу, но тот начал проклинать своего приятеля:
-Я ему ещё на «дмитровке» говорил: «Остановись», а он: «Проскочим, проскочим». Выйду из больницы, я ему башку оторву.

     Дежурный по батальону доложил мне, что наш экипаж, работающий на служебной машине в Солнечногорске, преследовал автомашину «Мерседес», которая уходила от погони. Её задержали в парке имени Крупской, с применением табельного оружия.
- Дело   ещё     в   том,      что    водитель       представился         депутатом государственной   думы.    Вас  ждут   на   посту    65 км, -    закончил     доклад дежурный.
У поста, на площадке, стоял серебристый «Мерседес», и инспектор указал мне на переднее крыло, которое было пробито пулей. Назвавшийся депутатом был молодым человеком, и с ним находились две девушки. В предъявленном мне удостоверении, в графе: «Должность», было написано: «Помощник депутата государственной думы РФ …», и фамилия известного политика.
- У вас есть водительское удостоверение? – спросил я его.
- Да, конечно.
Я взял протянутый мне документ и передал его инспектору со словами:
- Составьте протокол на общих основаниях, помощники депутатов не
пользуются иммунитетом. Я сразу сомневался, что он депутат. Депутаты себя так не ведут.

   Но и с депутатом я тоже столкнулся. На 35 км, у «Лося», - так мы называли это место со скульптурой сохатого на пригорке, - произошло дорожно-транспортное происшествие: столкновение двух легковых машин. В этот день оно уже было четвёртое по счёту. Уже, в этих ДТП два человека погибли, двое пострадали. Я с одной аварии едва успевал на другую.   
 Приехав на 35 км, я, прежде всего, выслушал инспекторов, занимающихся оформлением происшествия, и выяснил, что автомашина, двигавшаяся в сторону области, по неустановленной причине выехала на полосу встречного движения, и совершила столкновение с автомашиной «Нива», за рулём которой находился Цыганков Александр, житель Солнечногорска. Пострадал Цыганков, его на «скорой» доставили  в больницу. Второй водитель находился на месте, сидел на траве на краю обочины. Он предъявил инспекторам удостоверение депутата Московской областной думы. Я подошёл к этому водителю и попросил сказать, где он работает. Он назвал: «Московская областная дума». В 23.30 произошло новое происшествие, при котором один человек погиб и трое пострадали. Просто – чёрный день.

Мне позвонил дежурный по УГАИ Мособлисполкома, Александр Васильев и попросил:
- Давай сделаем так: погибшего и одного раненного вы передаёте сегодня, то есть в 23.35, а других двоих раненных – после полуночи.
- Саш, у вас установлен лимит на пострадавших?
- У нас руководство смотрит: в чьё дежурство меньше аварий, а также это   положение   распространяется   на  руководителей,   ответственных по
области. А они к этому относятся болезненно.
На следующий день мне был объявлен выговор приказом по полку. Не за ДТП, как мне объяснили, а за то, что в телефонограмме об аварии на 35 км, переданной в Управление ГАИ дежурным по батальону, было указано, что виновное лицо является депутатом думы. Этого нельзя, оказывается, было указывать.


фото: пост Клин-Дмитровского направления