За грибами

Игорь Англер
Веня осмотрелся вокруг. Людей было немного, да и те как-то быстро и незаметно разбрелись в разные стороны.
"Отлично! – обрадовался Веня. – Чем меньше конкурентов, тем лучше. "Тихая охота" любит одиночество".
Он набросил на голову капюшон неприметной толстовки цвета хаки и пошёл быстрым шагом. Уверенность, с которой молодой человек шуршал ногами по опавшей листве, свидетельствовала о том, что он хорошо знает эти места. Но вот он неожиданно начал петлять, без видимой причины сворачивая то вправо, то влево и почему-то постоянно оглядываясь назад. Неужели заблудился?
"Слава Богу, никто за мной не увязался. Я один. Теперь можно пойти медленнее. Они уже должны быть где-то здесь, рядом!" – размышлял Веня.
Он остановился. Обернулся. Постоял немного, потом ещё раз обвёл взглядом место, в котором оказался, и, наконец, полной грудью вдохнул воздух. Подрагивающие ноздри его опытного носа уловили знакомые прелые ароматы травы вперемежку с жареными каштанами. Трюфельная гнилость приятно охмеляла. В ней слышались нотки гвоздики. Местами, едва-едва заметно, пробивалась корица. Задержав дыхание, в послевкусии можно было "услышать" весёлую дробь рассыпавшегося разноцветного перца.
"В этом букете явно присутствуют какие-то восточные пряности, очень лёгкие и трудноуловимые запахи… Чего же? – Веня в наслаждении шевелил ноздрями, "прислушиваясь" к окружавшим его невидимым запахам. – Эх, не пойму. Ну ладно, потом разберусь. А поиск грибов словно дегустация вина! У каждого гриба свой неповторимый аромат – "винный нос", уникальный вкус и текстура  – "тело" вина… Каждый сбор – это новый миллезим. Как же вся эта фигня вместе называется? И спросить-то не у кого. Но одиночество всё равно лучше, чем толпа вокруг".
Веня остановился, пытаясь вспомнить забытый термин.
"Ну, такая… очень характерная связь с землёй? – напрягал память Веня. – Нет, не кладбище! Но что-то такое… т-р-р…т-р-р… траурное… Во-о-о, точно, терруар, он самый! У грибов всё как у вина – благородно!"
И Веня улыбнулся, найдя аристократическую "фишечку" в своём увлечении, и снова набрал полные лёгкие ароматного воздуха.
"Судя по всему, здесь точно должны быть грибы. А значит, я пришёл, и можно начинать… искать? Ну нет, они точно где-то рядом. Их не нужно искать – это долго и утомительно, настоящие грибы нужно собирать, но осторожно и внимательно, потому что гриб грибу рознь, и не всякий гриб одинаково полезен – всё как с вином… И дегустация должна быть только тет-а-тет, и никого вокруг. Никого? Никого. Ха-ра-шо!"
И Веня принялся сосредоточенно "сканировать" местность, которая почти сразу же принялась радовать его взгляд. То тут, то там его чувствительные "радары" выхватывали…
"Вот они, грибы-грибочки – выдержат ли мои почки?! Я же говорил, что искать не нужно – целая россыпь, только успевай собирать. И я один-один-один!"
Будто бывалый грибник, присевший над первым боровичком, Веня крякнул от удовольствия. Он поднёс к носу небольшой серо-фиолетовый грибок с сиреневыми прожилками, похожий на сыроежку, и зажмурился от удовольствия.
"Да, это он! А вот какие-то розовенькие как волнушки. Никогда не встречал таких…" – и Веня перебрался к новой грибнице неподалёку.
Это было самое настоящее грибное место. Спешить больше никуда не надо. Ты один, и тебя со всех сторон окружили те, кого ты с таким вожделением искал. Эльдорадо! Можно осмотреться по сторонам – нет ли конкурентов, и…
И Веня достал из кармана куртки свёрнутый целлофановый пакет…

– Так, все в сборе? Отлично!
Тараканов пересчитал свою компанию.
– А где Веня? Кто видел его последним?
– Веня, ау!
– Он сначала ходил со всеми, а потом отстал, наверное…
– Или потерялся…
– Какие ещё будут версии? – Тараканов смотрел на своих спутников.
– Да это ж Веня! Он, хитрожопый, специально от нас "отклеился", чтобы никто не видел, где-чё-как.
– Его стиль… Никому и ни за что своих мест не покажет!
– Может, Веню на фиг? Оставим одного, пусть сам выбирается как хочет!
– Не-е-е, так нельзя. Мы вместе пришли, вместе должны и уйти!
– Кто-нибудь звонил ему на мобильный?
– Не отвечает, молчит. Похоже, выключен. А если батарейка села, и он не может нас найти?!
– Скорее, вне зоны доступа. Посмотрите вокруг – небо "окошечками", да и то, только местами видно!
– Давайте подождём его немного. Он вернётся… может быть.
– Ну да, сделает, наконец, свой… coming out !
–Ага, щас! От этого "гондураса" дождёшься!
Компания бурлила, проклиная пропавшего Веню.
– Какие у него были планы? – не отставал Тараканов. – Может, кто-то слышал?
– Когда мы последний раз вместе курили, он сказал, что хотел бы грибы поискать…
– А поконкретнее? – уточнял Тараканов. – Оглянитесь – здесь все курят и за грибами ходят!
– Пол-литру купил... Рюмочку нолил… И грибочек… Один… А вот ты скажи, у вас за рубежом грибные леса есть?
– Хватит остроумничать – человек пропал!
– Так это ж классика жанра!
– Значит так! – Тараканов посмотрел на часы. – За нами скоро машина приедет. Вы вдвоём идёте направо, вы – налево.  Сделаете круг и возвращайтесь. Девушки остаются ждать здесь – вдруг он объявится, и ни в коем случае не отпускайте машину, пока мы не вернёмся! Я пойду наверх. Встречаемся на этом месте ровно через пятнадцать минут. Не опаздывать – никого больше ждать не будем! А сейчас разбежались!

Поднявшись, Тараканов осмотрелся. И направо, и налево тёмным коридором уходила мягкая дорожка, скрадывавшая шаги. Тихо. Никого. Показалось, что справа, вдалеке, серела узкая полоска света, указывавшая, что там есть…
"Проход! – догадался Тараканов. – Может быть, он туда пошёл?"
"Только бы он был на месте! Только бы… – медленно и неслышно ступал Тараканов. – Сколько времени прошло?"
Полоса света становилась всё шире и шире, указывая, что пройти, действительно можно.
"Лучше бы его … не было! Господи-и-и!" – Тараканову вдруг подумалось о печальном, когда он остановился перед… приоткрытой дверью.
"Это его номер? Почему, ничего не слышно? Какого дьявола дверь открыта? А если он… его… того… Тьфу, лезет же в голову всякая чертовщина! Есть ли тут кто? Он – не он?" – не знал, чему молиться Тараканов.
"Хоть бы с Веней всё…" – всякие нехорошие мысли оккупировали Таракановскую голову.
Пересилив свои страхи, Тараканов, не касаясь дверной ручки руками, осторожно пнул дверь ногой.
"В-е-е-е… н-я-я-я! Эй, есть кто-нибудь..." – чуть не ляпнул "живой" Тараканов и поёжился от пробежавшего по спине холодка.
Никто не ответил. Тараканов нехотя, через силу, просунул голову в прихожую. Зловещая тишина напрягала. Он стоял на месте, не решаясь войти в спальню, как вдруг… В туалете зажурчала вода. Кто-то спустил воду в унитазе. А потом раздался знакомый голос… Тараканов осторожно заглянул в узкую щель.
На кафельном полу в рубашке с галстуком, но без штанов сидел пропавший Веня. Он прислонился спиной к стене, разведя худые волосатые ноги, между которыми была расстелена газета. На ней лежала высокая куча серо-розовых с фиолетовыми прожилками грибов, похожих на шиитаки. Рядом валялась пара пустых картонных коробок. На полке над умывальником стояли в ряд бутылки, взятые из мини-бара. В стороне стоял чайник с каким-то мутным отваром.
– Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море травы… – напевал Веня. – Ещё немного… ещё чуть-чуть! Последний "глюк" он самый сладкий!
– "Глюк" как в сказке… скрипнула дверь… стало ясно сразу теперь… Шампанского почётному пассажиру "Аэрофлота" Венечке! Танцуют все!
– Девушка, кушать хочется очень. Нельзя ли… Ах, уже взлетели?
– Вы давно придумали отдельные кабинеты с личным туалетом? Удобно! И всё-таки… обед скоро подадут?
– Пока только аперитив? Вот это да! Грибочки на закуску! Синенькие, фиолетовые… А вот эти розовенькие… Я никогда их не пробовал. Рекомендуете? Прям как наши волнушки? Да-а-а… хрустят приятно!
И Веня отломил от шляпки гриба маленький кусочек.
"Ш-ш-ш-шпок!"
Это Веня, взгромоздившись на унитаз, открыл бутылку шампанского.
"Бам-бум-бом!"
– Включите громче "глюк" – виртуальной жизни настоящий звук! Девушка, в каком ухе у меня вжикает? А-а-а, пробка выскочила! Сорри, не поймал… Она такая, оказывается, неуловимая! Просто "вжик" и… Вино… водка… коньяк… виски… Какой шикарный бар! И прямо не сходя с места! Вот это, я понимаю, бизнес-класс, не то что "КЛМ" – один унылый сэндвич с тёплым пивом. Три часа полёта, и никакого тебе удовольствия!
– А с вами, девушка, мне так хорошо… Жаль, что вы не… Неужели? Класс!
– Эх, присесть вам некуда! Только если на коленки… И это вам можно? Всё для клиента? Здорово! А грибочков отведать со мной под… да хоть вот под коньячок? Тоже разрешено? Даже рекомендуется для поддержания радостной атмосферы в полёте?!
– Вы знаете, у меня такое ощущение… – Веня обвёл взглядом туалет, – Что я до сих пор сижу в "Квартале красных фонарей"!
– Ой! Спасительный спасательный жилет! Какой жёлтенький! Модненькая такая расцветочка! Это мне? Полагается надевать при аварийной посадке? Я прям сейчас примерю. Ай, лампочка мне подмигивает! И свисточек подсвистывает! А что ещё на такой случай?  Двойная норма? Не может быть! Не верю! Ну-у-у, так летать мо-о-ожно… и без парашюта!
– А если я сейчас косячок забью? И вам тоже хочется? Вы меня разыгрываете! А дым в салоне? Ерунда? Раньше же летали, курили и ничего… Проветривали… А как, кстати? Можно просто открыть иллюминатор? Не шутите? Вот сейчас я, зна-а-ачит, вста-а-ану… Вы только, пожалуйста, на минутку слезьте с моих коленок… Спа-а-аси-и-ибо… Значит, мо-о-ожно подышать свежим во-о-оздухом? Я уже открыва-а-а-ю… Смотри-и-ите…
"Ну всё, пора! Пока он не вышел в открытый космос и не пробил башкой зеркало!" – и Тараканов резко распахнул туалетную дверь.
– Гражданин Тихонькин… Вениамин? Таможенный контроль! Предметы, запрещённые к ввозу в Российскую Федерацию…
Тараканов не успел закончить фразу, как Веня, переменившись в лице, подпрыгнул и начал лихорадочно подбирать с пола грибы и заталкивать их в унитаз. Широкие шляпки застряли. Мелкая крошка набухла. Напор воды был недостаточно силён, чтобы пробить образовавшийся затор. После нескольких нажатий на рычаг вода полилась через край…
– Суки! Сели уже что ли? Даже не предупредили! Где эта… этот… что сидел у меня на коленях? Облава! Гражданин… товарищ… друг… таможенник, они мне сами говорили, что можно… Вот только что со мной и курили, и пили… и грибами моими закусывали, гады! – запаниковал Веня. – Обещали помочь с декларацией! И куда-то пропали! Ну не сволочи, а?
– Говорили, что в ручной клади разрешается один килограмм грибов на одного человека… Подстава? А про два блока сигарет с травкой беспошлинно? Для личного удовольствия… Тоже враньё?!
Веня не узнавал своего приятеля.

– Багаж ваш? – Тараканов показал на дорожную сумку и портплед, валявшиеся в номере. – Другие вещи есть? Не забывайте зубную щётку и пасту – в камере пригодятся! Собирайтесь. Быстро!

Веня поправил съехавший галстук и встал по стойке "смирно" как был… без штанов.

– Пройдёмте, гражданин, для составления протокола! Никакого чистосердечного признания… Поздно, Тихонькин, поздно… С полной конфискацией и с отягчающими… Это же вы спрятали контрабанду в унитазе? Иллюминатор пытались открыть! Вам грозит смертная казнь в виде расстрела без обезболивающего!

Веня упал на колени, размазывая по ковру сопли и слёзы. Так, в позе паломника, добравшегося наконец до Шамбалы, и молил прощения то ли у Будды, то ли у таможенника.

– Простите меня, господин инспектор! Я не хотел… Стюардесса сама мне предложила… Сказала, что у них ввели специальное грибное меню для бизнес-класса… А стюард даже курил со мной и разрешил открыть форточку…

– Помилование не в моей компетенции… Расстрел есть высшая мера наказания… Высшая… Понимаете, Тихонькин, высшая! Только Будда или сам…

– Я буду молиться тебе, о великий и справедливый Вишна! Я буду целовать твои ноги… массировать твой толстенький животик… Только не…

Дым из накуренного туалета постепенно проник в комнату. Дымоуловитель часто-часто заморгал и… Противно запикала пожарная сигнализация. Бывший в тот день за Будду-таможенника-нарколога, Тараканов потащил Веню с вещами вниз, в фойе отеля.

– Вот, принимайте! Где был… где был… Буквально снял с рейса "Амстердам – Москва"… Он уже улетел… и без нас!

Веня крутил головой с остекленевшими глазами.

– Ну и что с этим астронавтом делать? – спросил кто-то из компании.

– А почему меня в общую камеру с этими? Протестую! У меня билет бизнес-классом. Имею право сидеть в лаунж-зоне! И вообще, я иностранный гражданин! Требую консула!

– Будет тебе и зона, и консул, но сначала таможенный досмотр… Потом допрос с пристрастием… – Тараканов с силой тряханул Веню. – Эй, гражданин Тихонькин, протокол подписывать будете?

– Кто-нибудь, проверьте его багаж – не заныкал ли чего-нибудь по дурости, а то он втирал мне про килограмм грибов и два блока сигарет в ручной клади… беспошлинно! Побыстрее давайте! У него в номере сработала пожарная сигнализация! А в туалете Ниагарский водопад! Видели бы вы сколько Веня грибов в канализацию спустил! Завтра все крысы Амстердама соберутся под отелем и с похмелья такой тут "Щелкунчик" устроят! Хорошо, что номера фирма заранее оплатила! Валим!

– Гражданин Тихонькин, марш в патрульную машину!

********
Амстердам, 1998 год