Василий Архипов

Александр Таубин
Василий Александрович Архипов (на фотографии) был командиром флотилии подводных лодок, находившемся во время похода на одной из лодок под номером Б-59 в Карибском море, когда с ней "связались" американские корабли, осуществлявшие блокаду Кубы во время Кубинского ракетного кризиса 1962 года - напряженного противостояния между США и СССР по вопросу наличия советского ядерного оружия на Кубе.
Американцами 27 октября были сброшены глубинные заряды с целью вынудить субмарину подняться на поверхность и идентифицировать себя. По некоторым данным это были не глубинные бомбы, а специальные минизаряды, используемые для создания акустических волн при поиске подводных объектов гидролокаторами надводных кораьлей. Это было дурное решении, так как ударная волна от минизаряда бьет по корпусу почти неотличимо от удаленной бомбы. 
Командир подводной лодки Валентин Савицкий решил, что это враждебная атака, направленная на уничтожение его подводной лодки и скомандовал уходить на глубину, но в этом положении лодка  была отрезана от всех внешних коммуникаций. Капитан подлодки в этой ситуации пришел к выводу, что началась война. Он добивался необходимого одобрения на запуск ядерной торпеды по надводным кораблям от двух других находившихся на борту офицеров: замполита Ивана Масслиникова и командира флотилии Василия Архипова. Здесь надо пояснить, что командир флотилии по должности выше командира отдельного своего корабля, но по флотскому закону на корабле все подчиняются исключительно командиру, и его приказы должны выполняться беспрекословно. Командир является главным у себя на корабле и может не считаться с приказами даже вышестоящих начальников, то есть поступает как считает нужным. Тем более, в подобных особых обстоятельствах.
Замполит по некоторым данным поддержал решение запустить торпеду с ядерным зарядом, а командир флотилии Архипов отказался поддержать это решение. В итоге остался  только один человек, не согласившийся использовать ядерное оружие с непредсказуемыми последствиями. Архипов держался до конца против растущего гнева командира подводной лодки, отказываясь одобрить запуск ядерной торпеды, который, скорее всего, спровоцировал бы конфликт, который обрек бы цивилизацию на уничтожение. Надо иметь в виду, что в тот период у вероятного противника было очень много лодок с баллистическими ракетами «Поларис», расставленных по морям вокруг СССР.
В результате погружения на предельную глубину вышла из строя система кондиционирования и температура в отсеках стала расти до труднопереносимых значений. Архипов сохранил выдержку, даже когда спор внутри субмарины дошел до предела при невыносимой жаре.  В его пользу тогда работал авторитет, заработанный предыдущими делами, в частности, поведением на другой лодке в аварийной обстановке. Он был дублером командира  и вместе с командиром лодки спас её тогда, за несколько лет до описываемых событий во время крупнейшей аварии, когда часть экипажа погибла. В тот день 27 октября 1962 года он, наконец, убедил капитана рискнуть всплыть и получить обновление данных и приказы. Несмотря на американское противостояние, им это удалось. Им подтвердили, что войны нет.  Вместо проведения атаки  им было приказано вернуться в СССР. По сушеству, Василий Александрович Архипов всех нас тогда спас. Не больше и не меньше. Всякие противостояния, особенно, с ядерным оружием упираются в человеческий фактор. Что с нами будет, если, не дай бог, подобное повторится и такого Архипова там не окажется?
Vasili Arkhipov - Wikipedia
 https://en.wikipedia.org/wiki/Vasili_Arkhipov