Вот и зима. Пора печку налаживать

Алексей Захаринский
Когда я выбирал, какую печь класть у себя в доме - отопительную или отопительно-варочную, я остановился на второй, хотя КПД у неё значительно ниже. Дело в том, что сельский дом должен быть автономным - не зависеть от электричества и газа. Мне помнится, как лет двадцать назад, когда я был единственным жителем посёлка, который жил и зимой, мне пришлось целую весну сидеть без электричества. Случилась авария на магистральном кабеле, и до мая никто не занимался ремонтом. И тогда печка кормила меня борщами и блинами.
В сильные морозы печь приходится топить дважды в день. Чугунная плита может такого не выдержать и треснуть. Это раньше плиты отливали так, что им любой жар был нипочём. А сейчас даже плиты лить разучились. Мою плиту давно надо было менять. Из-за трещин печь дымила, и приходилось топить её, открыв летний ход. Но когда же заниматься ремонтом, если до снега лес манит натуралиста тайнами, а после того, как снег ляжет, становится холодно - не будешь же ремонтировать в холоде.
И вот сегодня лесом пришлось пожертвовать. Как же это было нелегко! Ведь только вчера я нашёл в лесу пересохшее болотце, где ещё ждали своей очереди, чтобы попасть ко мне в фотогалерею добрый десяток видов грибов и лишайников. Я ощущал, как они звали меня к себе. Ведь на следующий день они могли просто замёрзнуть. Но, увы, соображения материального плана взяли верх. Из сараев и чердаков были извлечены печная смесь и асбестовый картон, новомодные уплотнительный шнур и термостойкий герметик. За холодильником была найдена новая плита, а конфорки прятались в шкафу с инструментами. Всё давно было куплено и лишь ждало своего звёздного часа.
Плита оказалась слишком большой. Она была рассчитана на полноценную двухконфорочную варочную печь. Но мне не нужно было такой - когда на печи не готовишь постоянно, вполне достаточно одной конфорки. Пришлось отрезать края болгаркой. И вот первая примерка. Тяжёлая чугунная панель ложится в заранее вырезанные в кирпиче четверти. Ну что ж, неплохо. Снимаю плиту, и кладу по периметру кладки огнестойкий шнур. Для полной непроницаемости обмазываю его специальным печным герметиком. На шнур кладу плиту. Теперь уже окончательно.
Колю обрезки вагонки на щепки, запаливаю кусок бересты, кладу его в топку, наваливая сверху щепки. Печь со вчерашнего вечера ещё тёплая, тяга хорошая и пламя весело разгорается. Медленно, с трепетом закрываю летний ход. Не дымит! Если бы дым нашёл хоть какую-то лазейку, он сразу бы показался снаружи. Ведь дым всегда ищет самый короткий путь. Но сейчас он был вынужден пойти вниз, омыть жаром духовой шкаф снизу, а потом свернуть в длинные дымоходы с тремя оборотами, которые выложены в задней стенке печи. И только вынужденный отдать почти всё своё тепло кирпичам, он свободно уносится через трубу ввысь.
Но пока нельзя полностью раскочегаривать печь. Плита должна закалиться. Если сразу дать большой жар, она треснет. Поэтому пока топлю полегоньку, щепками.
Сейчас нас обеспечивают электричеством, обещают провести газ. И некоторые жители даже начали строить дома без печей. Но кто знает, что будет завтра? Как бы то ни было, без печи в деревенском доме не обойтись. Печь - матушка, так говорили, - и накормит она и обогреет. А долгими зимними вечерами огонь в печи нашёптывает сказки. И я надеюсь, друзья, что скоро сумею записать их для вас.