Поздневедическая версия Атлантиды

Олег Гуцуляк
«Махабхарата», «Пураны» и «Законы Ману» рассказывают о восстании против брахманов, которое поднял царь Вена, сын царя Анги из династии Дхрувы («Северная звезда») и царицы Сунитхи. Он стал царем с особым статусом великого мудреца – раджарши. Благодаря занятиям мистической йогой раджарши обретали способность делаться меньше мельчайшего, больше величайшего и получать все, что пожелают. Кроме того, раджарши могли создавать целые царства, подчинять людей своей власти и править ими.  Зачинщика «Законы Ману» описывают следующим образом: «… Это главный из царственных риши, владевший некогда всей землей, с мышлением, погубленным страстью». Царя обвиняют в том, что он отошёл от благочестия, перестал чтить богов, приносить жертвоприношения, закрыл храмы и притеснял брахманов, которые впали в нужду. Царь утверждал: «Только я достоин, величаний и славословий, только мне подобает принимать дары и жертвы. Боги возвещают свою волю моими, царскими, устами – я на земле их наместник»; «Тем, кто по своему невежеству отказывается поклоняться царю, который, в сущности, является Верховной Личностью Бога (Бхагаван Ишвара), не видать счастья ни в этой жизни, ни в следующей. Кто такие эти полубоги, которым вы так преданы? Поистине, ваше преклонение перед ними напоминает поведение распутной женщины, которая, пренебрегая своими супружескими обязанностями, все внимание уделяет любовнику. Господь Вишну, Господь Брахма, Господь Шива, Господь Индра, повелитель ветров Ваю, бог смерти Яма, бог Солнца, бог дождей, хранитель райских сокровищ Кувера, бог Луны, богиня Земли, Агни, бог огня, повелитель вод Варуна — эти и другие могущественные полубоги, способные благословлять и проклинать, пребывают в теле царя. Вот почему царя называют средоточием всех полубогов, которые являются не чем иным, как различными частями его тела. Поэтому, о брахманы, перестаньте завидовать мне и, совершая свои обряды, поклоняйтесь и приносите жертвы мне одному. Если вы достаточно разумны, то должны понимать, что во всем мире нет никого превыше меня и потому право первым принимать жертвенные дары принадлежит мне» [«Шримад- Бхагаватам», 4.2. гл. 14. –
 
После неудавшихся увещеваний, брахманы с помощью звуков магических мантр убили великого героя («махавиру»), царя Вену. Убитая горем мать Сунитха сохранила его останки с помощью специальных снадобий и мантр. Но после совершенного, когда мудрецы, совершив омовение в реке Сарасвати, приступили к исполнению своих повседневных обязанностей – принесли жертвы огню, а после этого, расположившись на берегу реки, принялись обсуждать трансцендентные игры и качества Верховной Личности Бога, – они  увидели вдалеке густую пелену пыли, вздымавшуюся до небес. Им стало страшно, и они спросили у людей: «Что это?». Люди ответили им: «Давно отвернулись от нас великие боги и нет порядка и благочестия в нашем царстве. А теперь, когда не стало в нем государя, нет ему защиты от разбойников и чужеземных врагов. Вот и ныне лихие люди, жадные до богатства соседей, скопились во множестве на нашей границе и уже движутся по большой дороге сюда, вздымая облака пыли».  Жрецы во главе с Бхригу испугались и начали манипуляции («пахтания») с телом мертвого царя Вену. Из бедер родился карлик Бахука (кожа его была черна, как вороново крыло, все члены его тела были очень маленькими, руки и ноги – короткими, а челюсти – огромными, у него был приплюснутый нос, красноватые глаза и медно-рыжие волосы), получивший прозвище «Нишада» («послушно сидящий»; он был очень послушным и кротким; едва появившись на свет, он поклонился мудрецам и спросил: «чем могу служить, досточтимые?» «Пожалуйста, сядь (нишида)», — ответили великие мудрецы). Появившись на свет, Нишада тотчас принял на себя все грехи царя Вены, – вот почему его потомки, найшады, испокон веков промышляют воровством, разбоем и охотой и по этой причине им разрешается жить только в горах и лесах. Затем жрецы начали пахтать руки царя Вену, из которых вышли юноша и девушка. И жрецы от радости провзгласили: «Этот юноша является полной экспансией энергии Господа Вишну, хранителя вселенной, а девушка – полной экспансией богини процветания (Лакшми), которая никогда не расстается с Господом. Этого юношу нарекут Притху (Prithu «огромный, великий, важный, обильный»), потому что слава его прогремит по всему свету. Воистину, он станет первым из царей. Родившаяся вместе с ним девушка с жемчужными зубами украшена всевозможными добродетелями, так что это она будет украшать собой надетые на нее драгоценности, а не драгоценности ее. Она получит имя Арчи и станет супругой царя Притху». Явившийся сам Брахма, обнаружив, что линии на правой ладони царя Притху такие же, как у Господа Вишну (знак диска), и увидев на ступнях царя знак лотоса, понял, что перед ним частичная экспансия Верховной Личности Бога.  Так Притху, в роскошных одеждах и драгоценных украшениях, был коронован и возведен на престол вместе со своей супругой Арчи. Боги одарили нового царя волшебными инсигниями. Так, хранитель небесных сокровищ Кувера подарил великому царю престол из чистого золота, а повелитель вод Варуна преподнес ему зонт, орошающий пространство мельчайшими капельками воды и светящийся подобно полной Луне. Повелитель ветров Ваю преподнес царю два волосяных опахала, а воплощение высшего закона Дхарма надел на него венок славы. Царь небес Индра подарил Притху драгоценный венец, а владыка посмертного царства Яма вручил земному царю жезл власти и правосудия. Брахма подарил государю доспехи знаний, а богиня мудрости Бхарати преподнесла ему жемчужное ожерелье. От Вседержителя Вишну царь получил огненное колесо Сударшану, а богиня Удача одарила Притху несметными богатствами. Господь Шива подарил царю меч, ножны которого украшало изображение десяти лун, а его жена Амбика вручила ему щит, на котором сияла целая сотня лун. Бог-луна Сома привел Притху коней, сотворенных из напитка бессмертия, а от Вишвакармы царь получил в дар великолепную колесницу. Огонь Агни преподнес царю лук, сделанный из козлиных и коровьих рогов, а бог Солнце – стрелы, сиявшие точно солнечные лучи. Земля подарила царю волшебные сандалии, а небожители снова и снова осыпали его с небес цветами. Боги наделили царя даром лицедейства и способностью становиться невидимым, обучили его пению и игре на музыкальных инструментах. Мудрецы даровали ему свои неизменно сбывающиеся благословения, а Океан преподнес царю раковину, рожденную в его пучинах. Mоря, горы и реки расступились, дабы царская колесница не знала препятствий, а сказители священных гимнов прославили государя в песнях и стихах.

Во время своего правления Притху преследовал Землю (Притхиви) в облике коровы и угрозой убийства заствавил её плодоносить, совершил первое царское жертвоприношение кона («ашвамедху»), выравнивал землю, снося горы и холмы, строил священные колодцы. Важно, что во время сторазового жертвопринношения коня владыка небес Индра завидовал Притху и пытался всячески ему мешать, прибегая к средствам, которые со временем осквернят чистый путь религиозной жизни, но попытка Индры помешать устроенному жертвоприношению по наущению брахманов окончательно лишила его былого могущества. Также было провозглашено, что согласно «Ведам», которые гласят, что поскольку «путра», достойный сын, может помочь своему отцу попасть в рай, то ныне эти слова «Вед» подтвердились, ибо величайший грешник Вена, убитый проклятием брахманов, теперь вызволен из непроглядной тьмы ада его сыном, махараджей Притху. В уста Притху вкладывается победный гимн жрецам: «…Кшатрии, вайшьи и шудры едят свой хлеб только по милости брахманов. Только брахманы наслаждаются тем, что принадлежит им, одеваются в то, что принадлежит им, и жертвуют другим то, что принадлежит им. Все мы в неоплатном долгу перед теми, кто с полной убежденностью, опираясь на свидетельства Вед, указывает людям путь к постижению своей духовной природы, помогает им осознать свои отношения с Верховной Личностью Бога и просвещает их. Нам остается только отблагодарить их, поднеся им воды в пригоршне. Такие великие люди находят подлинное удовлетворение лишь в собственной деятельности, которой они по своей безграничной милости занимаются на благо всех людей». В отличие от царя-бунтовщика Вену, который сам воплощал в себе божественные силы, его сын Притху только был равный этим силам, потому что он – аватара Господа Бога [Шри Вьяса Двайпаяна, «Шримад Бхагаватам», 04 «Книга Царств», гл. 16, строки 2-4 // http://audioveda.ru/audios/2420]:  брахманы величали Притху титулом «Сома-раджа» – «повелитель Луны», поскольку «… он был таким же могущественным и требовательным, как бог Солнца, который обеспечивает планеты вселенной теплом и светом и в то же время забирает у них всю воду. Махараджа Притху был таким сильным и могущественным, что ослушаться его распоряжений было так же невозможно, как победить огонь. Сила его была столь велика, что его сравнивали с Индрой, небесным владыкой, обладающим неодолимой мощью. Вместе с тем Махараджа Притху был терпелив, как Земля, и исполнял все желания своих подданных, как само небо. Махараджа Притху умел угодить всем своим подданным, подобно дождю, который исполняет желания всех живых существ. Глубиной помыслов он был подобен морю, а своей непреклонностью напоминал царя гор Меру. Разумом и ученостью Махараджа Притху не уступал Ямарадже, повелителю смерти. Он был богат, как Гималайские горы, хранящие в своих недрах неисчерпаемые запасы драгоценных камней и металлов. Сокровища Махараджи Притху не уступали сокровищам Куверы, казначея райского царства, и разгадать его секреты было так же невозможно, как проникнуть в тайны полубога Варуны. По физической силе и силе, которой были наделены его органы чувств, Махараджа Притху мог сравниться только с незнающим преград ветром, а своей неукротимостью он не уступал всемогущему Рудре, экспансии Господа Шивы, или Садашивы. Он был прекрасен, как бог любви, и рассудителен, как лев. Он был таким же любящим отцом, как Сваямбхува Ману, и столь же великим правителем, как Господь Брахма.  В своей повседневной жизни Притху Махараджа был образцом добродетели, в духовных вопросах он разбирался ничуть не хуже Брихаспати, а по самообладанию не уступал Самому Верховному Господу… Слава Махараджи Притху гремела по всей вселенной, о нем знали все обитатели высших, средних и низших планетных систем. Все женщины и святые мудрецы слушали рассказы о его деяниях с тем же удовольствием, что и повествования о подвигах Господа Рамачандры» [«Шримад-Бхагаватам», 4.2. гл. 22. –
Также махараджа Притху имел в дворцовом саду определенный «контакт» с сошедшими с небес четырьмя мудрецами (риши) и повелителями мистических сил Кумара («Дети»), «сиявшими, как солнце» и «похожие на огонь, пылающий на алтаре». Их имена – Санака,  Санатана,  Санандана и Санат-кумар. В «Пуранах» они описываются как сыновья Брахмы, родившиеся из его ума. Будучи ещё детьми, они, против воли своего отца, дали клятву пожизненного целибата (брахмачарья). За то, что они не хотели помогать ему заселить потомками вселенную, Брахма очень сильно разгневался на них. Из гнева Брахмы появился Шива, вышедший из его межбровья. Но затем, когда Брахма увидел, насколько чисто было сердце четырёх Кумаров, его гнев улетучился. Зная, что притяжение мужчины и женщины становится очень сильным, когда человек достигает определённого возраста, четыре Кумара решили не взрослеть, а остаться пяти-шестилетними детьми до периода разрушения вселенной. Описывается, что они путешествуют по всей вселенной в виде маленьких, голых детей, несмотря на то, что возраст их достигает нескольких миллиардов лет: «…Вы путешествуете по всем планетам вселенной, но люди не видят вас, … С самого рождения вы строго храните обет безбрачия, и, хотя у вас за плечами огромный опыт поисков освобождения, вы все время выглядите как маленькие дети… Я уверен, что такие личности, как вы, – единственные друзья людей…», – так славословил их махараджа Притху. Учение, которое сообщили Кумары в ходе этого визита, следующее: «… Преданному следует жить просто, оставаться невозмутимым, сталкиваясь с проявлениями контрастов материального мира, и терпеливо переносить все, с чем ему приходится сталкиваться в этом мире… Занимаясь служением Господу, человек выходит из-под влияния гун материальной природы и без труда достигает трансцендентного уровня сосредоточенности на Верховной Личности Бога. Когда душа, находящаяся в сердце и покрытая пятью элементами, по милости духовного учителя и благодаря пробудившимся в ней знанию и отрешенности развивает в себе привязанность к Верховной Личности Бога, она сжигает свои материальные оболочки так же, как огонь сжигает дрова, из которых появился…». После обучения махараджи Притхи на глазах у всех Кумары поднялись в небо и восславили добродетели царя. Вначале Кумары были имперсоналистами – поклонялись безличному Брахману, но затем осознали, что изначальным проявлением Абсолютной Истины и источником безличного Брахмана является Верховная Личность Бога Кришна. Получив милость Кришны и духовное посвящение в «Гопалу-мантру», они начали проповедовать путь отречения. Они обучили своего младшего брата мудрецу Нараде Муни и тот получил божественное благословение в любой момент иметь возможность путешествовать в любой уголок материального творения. С тех пор он странствует по всей вселенной, проповедует бхакти («преданность») и воспевает Господа Нараяну. Родившийся после начала Кали-юги (в 3096 г. до н.э.) вайшнавский святой и философ Нимбарка получил от Нарады наставления четырёх Кумаров о том, как поклоняться божественной чете Радха-Кришне и особую «Радха-Кришна мантру». Так была основана одна из школ вайшнавов – Кумара-сампрадая.

После смерти Махараджи Притху Виджиташва, старший сын царя, будучи также прославленный, как его отец, стал царем всего мира и из любви к своим младшим братьям сделал их правителями разных сторон света. Восточную (Прачим) часть мира Махараджа Виджиташва отдал во владение своему брату Харьякше, южную (Дакшинам) – Дхумракеше, западную (Пратичим) – Врике, а северную (Турйам) – Дравине. От царя небес Индры Виджиташва получил почетный титул «Антардхана» – «Исчезновение». Его жена, которую звали Шикхандини, родила ему трех замечательных сыновей – Павака, Павамана и Шучи, в которых воплотились боги огня. У махараджи Антардханы была другая жена по имени Набхасвати. Она подарила ему сына, которого нарекли Хавирдханой.

У Хавирдханы, сына Махараджи Антардханы, была жена по имени Хавирдхани, которая родила ему шестерых сыновей: Бархишата (другие его имена – Праджапати, Прачинабархи), Гаю, Шуклу, Кришну, Сатью и Джитаврату. Брахма велел махарадже Бархишату (Прачинабархи, Prachinabarhi) жениться на дочери океана Шатадрути. Она была совсем юной и очень красивой. Когда Шатадрути, облаченная в роскошные одежды, вышла на площадку, где проводился свадебный обряд, и стала обходить вокруг жениха, Агни, бог огня, плененный ее красотой, возжелал близости с ней, так же как до этого он хотел наслаждаться обществом Шуки.

Царь Прачинабархи зачал во чреве Шатадрути десятерых благочестивых сыновей – Прачет (Prachetas «Пред-ум»). Получив от своего отца указание жениться и произвести на свет потомство, Прачеты погрузились в океанские глубины, где на протяжении десяти тысяч лет совершали суровые аскезы. От Шивы, явившимся им верхом на птице Гаруде, они получают особые наставления в бхакти-йоге и мантры, а их отец получил от мудреца Нарады Муни знание о существовании такого явления, как переселение душ. После этого он издал завещание своим сыновьям по поводу праведности царствования и удалился в Капилашрам для занятия практикой йогических жертвоприношений. Все десять Прачет стали мужьями Мариши (Marisha), воспитаной деревьями и богом Луны, дочери находящихся на небесах мудреца Канду и апсары Прамлочи. Чтобы заставить деревья отдать им девочку, Прачеты начали изрыгать из своих ртов пламя и почти уничтожили большинство деревьев на Земле. Только тогда им удалось взять эту девушку в жены. Из ее чрева родился величайший жрец Дакша (Daksha «Десница») и в момент своего рождения он сиянием даже затмил солнце. По замыслу богов ему суждено было произвести на свет те виды живых существ, что населили мир в правление Ману Чакшуши после Всемирного Потопа. После этого Прачеты много тысяч лет прожили дома и, одухотворив свое сознание, обрели совершенную мудрость. В конце жизни они вспомнили о благословениях Верховной Личности Бога и ушли из дома, оставив свою жену на попечение достойного сына. Прачеты отправились на запад и дошли до берега моря, где жил великий мудрец, освобожденная душа, Джаджали, который обучал их йогическим асанам. Там их нашел мудрец Нарада, который их вопрошает: «Какой смысл в суровых аскезах, слушании писаний, умении произносить речи и строить умозаключения, в сильном разуме, крепком теле и развитых органах чувств, если человек не занимается преданным служением Господу?». Когда Прачеты услышали от Нарады повествования, которые способны избавить мир от всех несчастий, в их сердцах тоже возникла привязанность к Верховной Личности Бога. Медитируя на лотосные стопы Господа, они достигли высшей обители (Брахмалоки) [Шри Вьяса Двайпаяна, «Шримад Бхагаватам», 04 «Книга Царств», гл. 30 // http://audioveda.ru/audios/2434  ; Шри Вьяса Двайпаяна, «Шримад Бхагаватам», 04 «Книга Царств», гл. 31 // http://audioveda.ru/audios/2435].

***

Здесь важно, что в тексте о Вене говорится, что от «вероотступников», поднявших восстание против брахманов, произошли северо-иранские саки (скифы), т.е. та часть европоариев, наиболее известная и соседствующая с индоариями. Также мотив изменения направления и видов жертвоприношения очень схож с известным из греческой мифологии сюжетом о титане Прометее, когда он обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь – лишь кости.  Кстати, Прометей считался именно царем скифов [Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrHist) 31 F30 (Herodorus Heracleensis); Fragmenta historicorum Graecorum (FHG) Vol.II, Lib.I, s.34 (Herodorus Heracleensis) F23].
 
Миф о рождении из бедер Вену Бахуки очень схож с рождением из бедра Зевса Бахуса, повелителя сатиров, очень похожих по описанию на самого Бахуку. Факт о том, что имя Притху означает «огромный, великий, важный, обильный» соотносит его с греческим Гигант. Т.е. в версии индоариев победили не олимпийцы, а гиганты.
 
Второе имя царя мира Виджиташвы как «Исчезновение» и последующий отказ царя от власти явно намекает на мифологическую традицию «сокрытого царя (имама)».

Десять сыновей Прачет, ушедших на запад, владеющие особенными знаниями и могуществом, связанных с океаном, без сомнений, можно соотнести с пятью парами близнецов – царями Атлантиды, угрожающей западноиндоевропейской традиции, рожденных, но и исчезнувшей в пучине океана. Есть тут даже отрезок времени в «десять тысяч лет», с которыми связано существование Атлантиды.