Сёстры

Харченко Екатерина
Три сестры  увлеченно плели фенечки из бисера и весело щебетали. Ещё одна, самая маленькая, постоянно сновала туда-сюда и по-своему принимала  участие  в процессе. Был самый разгар лета. Девочки жили с мамой на даче, отдыхали от города и наслаждались каникулами в полной мере.  Старшей, Вере, было пятнадцать  лет. У нее хорошо получалось плетение различными способами. Она уже умела делать толстые фенечки и училась плести объемные. Вторая, двенадцатилетняя   Яна, очень любила и уважала Веру, но все время пыталась доказать себе и другим, что она ничуть не глупее и легко может  освоить всё то, что умеет старшая сестра. Яна хотела казаться взрослее, чем она была на самом деле, и старалась подражать Вере во всем - от жестов до стиля в одежде.
Яна нанизывала бисер на леску и время от времени бросала завистливые взгляды  на маникюр сестры. Вера уже начала пользоваться косметикой, чего Яне мама пока не позволяла.

- Вер, смотри: у меня получается! - похвасталась Яна, показывая сестре начатое изделие.
- Молодец! - похвалила Вера, продолжая усердно плести объемную фенечку.
-  У меня сама фенечка будет синяя, а имя сделаю красным, - сообщила Яна.

Диане было семь. Она тоже училась плести украшения, но не из бисера, а из бусин. В раннем детстве она не умела произносить своё имя, и вместо "Диана" у нее выходило "Диди". С тех пор родные и близкие для краткости так и называли её: Диди.
- Кира, положи! - потребовала Диана. Кира  с зажатой в руке бусинкой отбежала в сторону и показала Диане язык.
- Кира, положи на место! - строго сказала Вера. 

Кира послушалась и положила бусинку обратно. Она была младшей и самой хулиганистой из четырёх сестёр. Ей было четыре года, и плести украшения она пока не пыталась, однако принимала участие в процессе активнейшим образом, хватая пакетики с бисером, разматывая леску, примеряя на себя еще не готовые украшения.

Рядом с девочками появилась мама.
- Яна, хватит плести. Иди почитай. А то этим ты с утра до вечера готова заниматься, а читаешь только из-под палки.
Яна глубоко вздохнула.
- Ну, почему только меня заставляют? - роптала она.
- Сама знаешь, почему, - тоном наставника ответила Вера. - Меня не надо заставлять - я всегда прочитывала почти все книги из списка литературы. А Диане и Кире пока не надо.
- Да, мне не надо читать! Нам не задавали! - похвасталась Диана.
- Это потому, что ты первый класс закончила. А со следующего года и вам зададут, - объяснила Вера.

Яна с унылым видом пошла читать книгу.
- А еще более кислое выражение лица можешь сделать? - иронизировала мама. - Ты опять хочешь одни "тройки" получать? Самой-то не надоело?
- Я хочу летом делать то, что мне нравится, а не заниматься этой скукотенью!
- Зря ты так. Чтение книг - это очень интересное и полезное занятие. Мы с тобой уже неоднократно говорили об этом.
Яна ушла на второй этаж дома - читать. Через час она спустилась.
- Мам, я прочитала одну главу.
- Хорошо, молодец.
- Я пойду?
- Куда?
- Фенечку плести.
- Мне надо, чтобы ты сходила в магазин. Надо купить молоко, хлеб, килограмм лука и стиральный порошок.

Яна  отправилась за покупками. Ходить в магазин было её обязанностью. Вернулась она уже к обеду. После обеда вся семья стала собираться на речку. Было жарко, и народу на пляже было много. Девочки побежали купаться. Вера, конечно, плавала лучше сестёр, и Яна старалась плыть не хуже. Диана еще только училась плавать, а Кира с ведерком и совочком возилась в мокром песке на берегу.
- Девочки, а давайте сегодня вечером на чердак пойдем, - предложила Диана, когда они сидели на подстилке и грелись после купания.
- Давай, давай! - одновременно поддержали Вера и Яна.

Девочки довольно часто забирались на чердак. Они любили находиться там во время грозы, когда дождь громко барабанил по крыше. Любили  забираться туда по вечерам, когда там было совсем темно. Во время  посиделок на чердаке  они рассказывали друг другу страшилки, строили планы на будущее, делились секретами и сокровенными мыслями. Однажды произошел забавный случай. Вера рассказывала очередную страшилку. Вдруг в темноте, откуда-то из глубины чердачного помещения выплыло нечто светлое,  бесформенное, похожее на приведение, и стало двигаться прямо в сторону девочек. Сёстры завизжали и бросились к выходу. Оказалось, что Кира, исчезновение которой осталось незамеченным, нашла старую  белую тряпку, накинула ее на голову и стала расхаживать  по чердаку, изображая невесту. Испугалась даже Вера, понимающая, что все эти страшилки - не более, чем сказочный вымысел.

Так проходили веселые летние дни. Потом наступила осень, а вместе с ней начались столь нелюбимые Яной школьные будни. Училась Яна плохо. Но  эта проблема  была не самой серьезной. Главное, за что Яна не любила школу, заключалось в другом: она в своем классе была изгоем. Одноклассники дразнили ее, насмехались над ее внешностью, пихали и толкали. Все это возобновилось вскоре после начала учебного года. "Янка-портянка, Янка-портянка!" - выкрикивали мальчики новую дразнилку.
Один раз Яну зажали в туалете. Инициатором сей затеи была Лера - главная обидчица Яны. Она  была намного выше, крупнее и сильнее своей жертвы. Идти против нее Яна не решалась.
- Сидорова, а почему у тебя такая пацанская внешность?
Яна молчала и затравленно смотрела на Леру.
- Ты вообще пацан или девчонка?
Присутствовавшие в туалете девочки засмеялись.
- Ну, чего молчишь? Отвечай!
- Девчонка, - тихо произнесла Яна.
- Чего?
- Я девочка.
- А, ну-ка, докажи!
Яна молчала и не двигалась.
- Ну, докажи, что ты девчонка, и мы тебя отпустим.
Яна по-прежнему не шевелилась.
- Давай-давай, доказывай!
Лера стала дергать Яну за одежду. Та слабо сопротивлялась. Потом Лера с силой оттолкнула Яну. Девочки вышли из туалета и каким-то образом умудрились запереть дверь. Прозвенел звонок на урок. Несколько минут Яна с силой толкала дверь, чтобы выйти из заточения.  Наконец, ей это удалось. С небольшим опозданием Яна пришла на урок. Ребята захихикали. На вопрос учительницы, почему она пришла не вовремя, Яна лишь виновато опустила глаза: она стеснялась сказать при всех, что её закрыли в туалете.

В связи с постоянной травлей Яна ходила в школу, как на каторгу. Школа была для нее местом травли, а не источником знаний, которые Яна из-за постоянного психологического напряжения усваивала плохо. Всё это прямым  образом отражалось на  оценках.
- Вер, ну, что мне делать?! - в отчаянии спрашивала Яна. - Не могу я так больше!
- Сестрёнка, мне сложно сказать...Так хочется помочь тебе, но я не могу. Тебе надо быть поувереннее в себе, перестать бояться. Смело смотреть в глаза своим одноклассникам. Дети ведь чувствуют, когда кто-то их боится. И от этого травят еще сильнее.
- Да, я знаю, мне мама то же самое говорит...Она советует дать в лоб этой Лере, а как я могу это сделать? Она сильнее меня, и если я ее ударю, мне потом будет еще хуже. А ещё они говорят, что я уродина и похожа на пацана!
- Это неправда, и ты это знаешь. И мама тебе это говорит. Ты очень симпатичная. Они так говорят, чтобы уколоть тебя. Но придавать этому значения не стоит. Ты похожа на маму, а она у нас красавица.
В комнату вошла мама.
- С кем ты тут разговариваешь? - спросила она.
- Да так...- Яна смущенно смотрела на мать.
- Опять ты вся в  своих фантазиях! Иди лучше во двор! Погуляй с ребятами. Вон, как они весело бегают и играют - то в догонялки, то в "светофор", то в "Али Бабу"...Живи в реальном мире! Потому над тобой и издеваются, что ты как не от мира сего.

На самом деле, никаких сестёр у Яны не было. Она была единственным ребенком в семье. Вера, Диана и Кира были не иначе, как плодом её воображения. А воображаемая Вера действительно не могла помочь. Яне очень не хватало старшей сестры. Ей давно не давала покоя мысль, что будь у нее сестра, никто  не обижал бы её.  Мама Яны время от времени ходила в школу и говорила  с учителями о проблемах дочери. Те, в свою очередь, проводили воспитательные беседы с Яниными обидчиками, но  работало это плохо: вскоре травля  возобновлялась. Яна росла замкнутой, робкой, неуверенной в себе. Она  проводила  много времени в своем, придуманном мире, в котором у нее была любящая, понимающая и преданная сестра Вера. Яна могла часами  разговаривать с воображаемой Верой, играть с ней, о чем-то спорить, представлять, как та защищает её от Леры  и других обидчиков. Нередко Яна, оставшись  дома одна, слушала песню сестёр Зайцевых "Сестра". И когда  слушала, не могла сдержать слёз.

Однажды  в шестом классе одноклассницы Яны, что-то обсуждавшие в своем кругу, поинтересовались у неё, знает ли она, что такое аборт. Яна ответила отрицательно. В  тот же день вечером она спросила у мамы, что означает это слово. Мама вкратце объяснила. Яна стала задавать  уточняющие вопросы. Отвечая на них, мама призналась, что тоже делала аборт, и не один раз.
- Когда в институте училась. Ну, и потом тоже, бывало, когда у меня уже ты была," - пояснила мама.


После этого разговора Яна поняла, что у нее действительно могли быть сёстры - не только старшая, но и младшие. Так в её воображаемом мире появились Диана и Кира. Роль старшей сестры Яне также очень нравилась. Яна воображала, как она следит за поведением сестрёнок, как отвечает  на их вопросы, как помогает  им, если у них что-то не получалось.
- Смотри, Кира, веди себя хорошо, чтобы воспитательница на тебя не жаловалась! А то вечно ты что-нибудь устраиваешь! - говорила она, когда перед школой  "отводила" несуществующую сестрёнку в детский сад.
- Диди, ты выучила уроки? Ну-ка, быстро за стол! - командовала она другой "сестре".
Эта параллельная, протекающая в Янином воображении жизнь была гораздо счастливее окружавшей её действительности.  И в мире своих фантазий Яне было  гораздо комфортнее, чем в реальной жизни.

- Я не люблю такие игры, - возразила Яна. - Я в них всегда проигрываю. И меня часто ударяют, пихают и толкают другие ребята, когда бегают туда-сюда. Иногда роняют. Поэтому мне больше нравится мой мир.
- Там тебя пихают и толкают, тут пихают и толкают...Как же ты дальше будешь жить? На родительских собраниях я только и слышу: "Сидорова не слушает", "Сидорова спит на уроках", "...не старается, не прилагает усилий". А я слушаю всё это и краснею! 
- Вот если бы у меня была сестра, она бы мне и с учебой помогала, и защищала бы меня! И научила бы, как самой защищаться.
- Ну, нет у тебя сестры, дальше что?! Смирись с этим! Я что, старшую сестру тебе рожу?!
- Но у меня могла быть сестра, не так ли?
- Хватит уже этих фантазий! Что есть, то есть. Не могла я тогда рожать! А когда смогла, у меня появилась ты, и скажи за это спасибо! Всё, я не желаю больше обсуждать эту тему!

После этого разговора слово  "аборт" не выходило  из головы у Яны, и в какой-то момент она решила разобраться в данной теме получше. Теперь Яна, зачастую, вместо того, чтобы сразу идти домой после школы, заходила в книжный магазин. Там она подолгу листала и изучала  медицинскую литературу. Пару раз Яна пользовалась для тех же целей интернетом. Однако её  мама,  узнав об этом, очень рассердилась.
- Тебе больше делать нечего?! Зачем тебе это?! Иди лучше математикой и русским займись! - заявила она.

На день рождения Яна попросила в качестве подарка медицинскую энциклопедию, а часть  карманных денег  откладывала на покупку анатомического атласа. Весной Яна приняла  решение: она должна хорошо учиться. Просто обязана. Почти всё свободное от школьных занятий время Яна уделяла самостоятельному повторению материала и выполнению домашних заданий. По каким-то из основных предметов ей удалось получить  хорошие годовые оценки. По другим, как и прежде, стояли "тройки". Но Яна знала: со следующего года она будет прилагать все усилия для того, чтобы учиться как можно лучше.

Начался  новый учебный год. Яна пошла в восьмой класс. Она старалась, насколько это возможно, не зацикливаться  на отношениях с одноклассниками и все силы направлять  на учёбу. Особый упор она делала на биологию. У неё была цель, и она с завидным упорством шла к ней.
Одноклассники обратили внимание на хорошие оценки Яны. Они стали реже задирать  её и нередко обращались к ней с просьбой объяснить материал, помочь решить задачу, ответить на вопросы из домашнего задания. Среди итоговых оценок за первую четверть у Яны не было ни одной "тройки". Колонка оценок за вторую четверть  состояла по большей части из "пятёрок". Мама не могла нарадоваться и пыталась понять, в связи с чем её дочь вдруг "взялась за ум". Однако Яна предпочитала до поры  до времени  скрывать истинные причины своих стараний.
- Ты же хотела, чтобы я хорошо училась. Ну, вот...- уклончиво отвечала она.

Помимо отношения к учебе, в сознании юной девушки изменилось ещё кое-что. Она еще летом стала замечать, что общение с Верой, Дианой и Кирой уже не особо занимает её. Мир фантазий становился всё менее интересным для Яны. Если раньше  воображаемое общение с сёстрами рождалось в голове само собой, то теперь Яне  требовалось прилагать для этого усилия. Впрочем, последние тоже плохо помогали: Вера, Диана и Кира постепенно сходили на нет. Поначалу Яну это удивляло,  но потом она поняла, что просто стала старше. Взрослела она, а вместе с ней взрослело и её воображение.


- Ну, чего, все собрались?  - спросил один из врачей.
- Вроде, все...Или не все?
- Беловой нет.
- Ну, она там как всегда, наверное...
- Скажите ей, что все собрались, пусть идёт уже!
- Да наливайте уже!
- Ой, я сигареты забыла...Я быстро!
- Лена, позови Белову заодно! Все только её ждут!
- Ладно!

Лена  подошла к двери кабинета.
-...Почему? Как раз с появлением ребёнка зачастую открывается второе дыхание. Как раз ребёнок во многих случаях становится стимулом и для саморазвития, и для того, чтобы мобилизоваться и постараться быстрее решить свои проблемы. А аборт...он не решит ни одной из твоих проблем. Рано или поздно у тебя будет свое жилье, но ты всегда будешь помнить, как убила своего сына или свою дочь, испугавшись временных трудностей...- слышалось за дверью.

Лена осторожно заглянула в кабинет.
- Яна, ты ещё долго? Мы уже начинаем. Не хватает только тебя.
- Начинайте без меня. Я пока занята.
- Ну, Ян...
- Лен, я не могу. Передай всем мои поздравления   с наступающим. У меня тут более важное дело.

Лена вздохнула и вернулась к коллегам.
- Короче, Яна сказала начинать без неё. Она там какую-то девицу от аборта отговаривает, так что сами понимаете.
- Ну, что ж, тогда начинаем.
Один из врачей женской консультации стал наливать шампанское в бокалы.
- Ну, с наступающим!
- С наступающим!
- С наступающим!

В разгар веселья Лена вышла покурить. К ней присоединилась  молодая акушерка Валя. Она совсем недавно начала работать в женской консультации и еще  не очень хорошо знала своих сотрудников.
- У нас Яна Александровна - которая Белова - никому не даёт направлений на аборт. Всех отговаривает, а особо упёртых, скандальных и  угрожающих  просто выгоняет  из кабинета. Очень строгая в этом плане, прямо фанатичная. Хотя  специалист она хороший, - объяснила Лена молодой сотруднице.
- Ну, это, конечно перегиб. Но вообще, хорошо, что отговаривает! - заметила Валя.
- Если бы только это! Она гормоналку и спирали никому не назначает.
- А это ещё почему?
- Ну, это  тоже типа аборт.
- О, ну если так...
- Да, святоша ещё та. Ирина Сергеевна собирается уходить, так мы шутим, что если новой заведующей станет Белова, - а такая вероятность есть - вообще головы с плеч полетят. Попробуй назначь что-нибудь не то.
- Так она, наверное, просто запретит всё это.
- Наверное.
- Ой...
- Вот-вот.
- А многих ей удаётся отговорить?
- Ну, да, многих. Плакаты смотрела у нас на этажах? Тоже  её инициатива.
- А она правда может стать новой заведующей?
- Не знаю, но слухи такие ходят...

Яна спокойно смотрела на сидящую перед ней пациентку. Пациентка  - молодая девушка - держала в руках макет шестинедельного эмбриона. Её голова была опущена, а по щекам текли слёзы.
- Какой он...с ручками, ножками...- произнесла она.
- Да, именно такой, - ответила Яна.
- Я думала, там ещё ничего нет...

Девушка положила фигурку на стол.
- Ну, что? Ты сохранишь жизнь своему малышу?
- Да.
- Вот и молодец. Слава Богу. С работой я постараюсь тебе помочь. А приобрести  принадлежности для ребёнка бесплатно или недорого - это не проблема. Люди отдают, и вполне охотно. Просто надо знать, куда обращаться. И запомни: люди, готовые оказать ту или иную помощь, всегда найдутся. Они рядом с нами. Они вокруг нас. Главное, не бояться и не стесняться попросить помочь. Но об этом чуть позже. А сейчас - вот, это рецепт, по которому ты можешь бесплатно получить витамины для первого триместра беременности. Позже я дам тебе направление на получение дополнительного питания для беременных и кормящих...

Дверь приоткрылась, и в кабинет заглянула Лена.
- Ты еще здесь?! У нас уже все по домам расходятся.
- Я тоже скоро пойду.
- Тебя, наверное, муж заждался!
- Он всё равно ещё в магазин собирался  после работы.
- Ох...в общем, с наступающим тебя! И до встречи в новом году! Вот, меня попросили передать тебе.

Лена поставила на стол Яны бокал вина.

- Спасибо, Лена! До встречи! С праздником!

Яна снова обратилась в пациентке.
- Алиночка, всё будет хорошо. Ничего не бойся. Ты приняла правильное решение. Твой малыш будет жить, а это главное. У нас у всех бывают те или иные трудности. Но несмотря на это, мы рады, что живём  на свете.
- Да...согласна.

Алина впервые за всю беседу улыбнулась.
- После праздников приходи вставать на учёт. Буду ждать.
- Ладно. А...где получать витамины?
- Там на бланке внизу  указан адрес.
- А, хорошо. Всего доброго! С наступающим!
- И тебя с наступающим! До встречи!

Яна осталась в кабинете одна. Она глубоко вздохнула, чувствуя  сильную, но приятную усталость.  Затем она взяла в руку бокал с вином.
- Да, с Новым годом! И с новыми надеждами!
 Яна сделала глоток вина и посмотрела за окно. На улице шёл снег. Лампочки  на гирлянде то и дело мелькали разноцветными огоньками. Яна улыбнулась.
- До новых встреч, малыш! Теперь я спокойна за вас обоих.