Пока на земле есть глупость и жадность

Римма Ефимкина
(В тексте подразумевается ненормативная лексика, замененная точками, так что поборники чистоты литературного языка пусть сами делают выбор, читать дальше или игнорировать).

Друзья, я психолог и вращаюсь в среде психологов, а психологи разговаривают упорядоченными фразами: субъект – предикат – объект (мама мыла раму). Это приводит к моей профессиональной деформации, которая заключается в том, что мне трудно общаться с "нормальными" людьми. Когда ко мне обращается "не-психолог", я испытываю легкую тревогу, потому что стоит мне открыть рот, как я невольно провоцирую конфликт, нисколько этого не желая. Мой способ построения речи пугает и злит людей, что, в общем-то, одно и то же, только устроено по типу матрешки: внутри страх – снаружи злость.

Конечно, я умею разговаривать и "нормально", только это долго, утомительно, бесплодно, и все равно нах... придется посылать, так зачем на это тратить невосполнимое время жизни? Это было предисловие.

Так вот, пишет мне незнакомая женщина, с которой у нас 12 общих друзей (тоже мне не знакомых). Добавила я их недавно, в приступе человеколюбия, потому что скопилось в очереди больше 200 человек, подавших заявки. Когда я их добавляла, я рассуждала так: добавлю тех, у кого на аватарке фото человека (одного и лицом к зрителю) и есть имя и фамилия, похожие на настоящие. Остальных оставлю в листе ожидания, вдруг вставят свое фото и имя. Будут плохо себя вести – заблокирую, какие проблемы? И тут же добавленные начали себя вести плохо, то есть в данном случае не они сами, а их подруга:
 
– Римма! Здравствуйте. Зарабатываю в интернет-проекте и ищу активных людей среди друзей своих друзей к себе в команду, в партнеры. Не вкладываю и не продаю. Скажите, открыты ли вы к деловым предложениям? Может ли вас заинтересовать возможность дополнительного заработка?

– Это вас подпись под моим фото спровоцировала сделать мне предложение? Благодарю, нет.

– Какая подпись? Вы о чём? Я ищу партнёров на просторах интернета для бизнеса.

– Тогда совпадение. Хотите дальше продолжать разговор? Я уже ответила.

И правда, о чем я? Не должна она была подписи под моими фотографиями читать. Но так совпало (психологи вслед за Юнгом зовут это явление синхронией), что за пять минут до письма я разместила свое фото в Сети (я в позе витрувианского человека) и подписала буквально следующими словами: "Друзья, как только ни раскорячишься, продвигая товар! Тот, кто пытался продавать, меня поймёт. Две пары серёг «Витрувианский человек» все ещё в наличии. А на первом фото я в Венеции, вот такие там узкие переулочки, может, оттого в Италии народ и пытается вписаться то в круги, то в квадраты?"

Конечно, этот вопль не что иное, как шутка. Будучи в Венеции, я сфотографировалась, упершись руками и ногами в стены близко стоящих кирпичных домов, и стала похожа на человека Витрувия. Выложив фото в Сети, я получила камент, благодаря которому меня осенило, что из этого можно сделать отличную рекламу; смонтировала коллаж из себя, рисунка Леонардо да Винчи и своих непроданных серег и подписала вышеприведенным текстом. И тем самым накликала бизнес-предложение...

А теперь вернемся к тексту женщины, удобный случай, чтобы сделать его психолого-лингвистический анализ. Почему я сразу ответила "нет", ведь я даже не поинтересовалась тем, что она мне предлагает? Кстати, не сразу, я таки не удержалась от любопытства и спросила, есть ли причинно-следственная связь между моим текстом под фотографией и ее письмом. Если бы не профессиональная любознательность, то я не стала бы отвечать вообще и отправила бы женщину на всякий случай в блок.

За что? Разбираю ее текст по пунктам:

Первое. "Зарабатываю в интернет-проекте" – каком? Раз не пишет – мне придется эту информацию из нее доставать, то есть делать то, что (как я уже сказала выше) "долго, утомительно, бесплодно и все равно нах... придется посылать". Потому что раз сама не называет проект, значит, есть что скрывать. Я сразу думаю о плохом: сетевой маркетинг. В этом случае я предполагаю, что ей нужны лохи (зачеркнуто и исправлено на "доверчивые неопытные сотрудники") для привлечения клиентов, где тебя каждый первый посылает нах...
 
Второе. "Ищу активных людей" – манипуляция похвалой. Лично я разная: активна, когда работаю на себя, и пассивна, когда работодатель ждет, что я буду работать на него. Обычно в подобных льстивых оценках зашифровано ожидание, что некие "активные люди" возьмут на себя самую черную работу в сфере "человек-человек". Почему она самая черная? Из-за наличия у людей эмоций. Вещи не испытывают эмоций, поэтому с ними работать несоизмеримо легче. Люди испытывают. Но именно люди, а не предметы приносят нам деньги. Удивительно, что многие этого не знают и соглашаются на эту разрушительную работу, быстро приводящую к синдрому сгорания. Пока на земле есть глупость и жадность, организаторам сетевого бизнеса жить можно.

Третье. "Ищу ... среди друзей своих друзей". С чего бы это? Если дело стоящее, то в первую очередь предложила бы друзьям. Но, видимо, дело такое, что друзьям не предложишь, иначе без друзей останешься.
 
Четвертое. Зачем-то женщина пишет этим самым "друзьям своих друзей" персональные письма, хоть и "под копирку". Почему бы ей не сделать объявление на своей странице, где ей полная воля? А она, кстати, сделала, я зашла посмотреть в ее профиль. Это оказалась действительно сеть, а женщина называет себя психологом. Регулярно на своей странице она выкладывает суггестивные ура-патриотические тексты, в которых сама себя убеждает, что заниматься сетевым бизнесом ох как штырит! Добровольно читать это может только НЛПист в профессиональных целях, поэтому и нужна персональная рассылка.

Пятое. Женщина приглашает меня "к себе в команду, в партнеры". Можно и так сказать. Манипулятивные тексты тем и прекрасны, что не придерешься: сеть – это команда? Команда! Только в этой команде командир тот, кто все это организовал, остальные работают на командира, пытаясь этим же текстом загипнотизировать тех, кто пока еще не получил опыт подобной "командной" работы. Теперь о партнерах. Слово "партнер" означает компаньон, соратник, этимологически восходит к "часть" (part). И опять не придерешься: компаньон? Да! Имеешь часть? А как же! Только малюсенькую, потому что партнерство в сети так устроено, что один с сошкой – семеро с ложкой.

Шестое. "Не вкладываю и не продаю". Перед нами отрицательная конструкция из серии как откроешь холодильник – и чего там только нет: и мяса нет, и молока нет, и масла нет. А что есть? Об этом женщина не пишет. Потому что если она напишет утвердительную конструкцию "сетевой бизнес", то мгновенно получит встречное предложение – пойти куда? Правильно, нах... Кстати, мозг наш при восприятии отбрасывает отрицательные частицы, воспринимая только содержание текста: "вкладываю, продаю". Это и есть правда.

Седьмое. "Скажите, открыты ли вы к деловым предложениям?" Разумеется, ответ на такое построение фразы может быть только один: да! Но это не деловое предложение, а манипуляция, то есть обман, так как гарантированная выгода в этом предложении есть только одному "партнеру" – ей. Если я соглашусь искать клиентов для сетевого бизнеса, то львиную долю моей прибыли будут забирать мои командиры. Друзья, если я настолько крута, что способна выдерживать многочасовые ежедневные диалоги с людьми и втюхивать им неликвид, который сама не покупаю, то зачем мне, скажите, сеть и партнеры с командирами?! Не заняться ли мне тогда действительно настоящим делом – тем, что я люблю, во что верю и что меня радует?! Короче, ответ: идите нах...

Восьмое. "Может ли вас заинтересовать возможность дополнительного заработка?" Вот где слабое место в этом замороченном тексте! Заработок, ради которого я должна работать от 8 до 12 часов в сутки (статистика для новичков в сетевом бизнесе, ничего личного), будет не основным, а дополнительным! Мне кажется, комментарии излишни. Ответ: нет, мне не нужен дополнительный заработок, я хочу, чтобы мой основной – тот, который я честно и радостно получаю, делая дело своей души, – закрывал все мои потребности.

***

А теперь закольцовка, то есть возвращение к тому, с чего я и начала – с послать нах... Почему нельзя по-человечески, "по-нормальному"? Потому что естественное человеческое чувство в ответ на обман – унижение + возмущение. Если вы хотите по-доброму и попытаетесь проглотить ваши эмоции, то останется осадочек, который, накопившись, перерастет в психосоматику (недаром говорят, что хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие – куда хотят). Это не полезно, а полезно возвращать разрушительную энергию тому, от кого она пришла (вербально, разумеется). Но тут есть подвох. Если выскажете свое возмущение, то вам придется выдержать ответный натиск. Причем вам достанется за всех предшественников, пославших нах... рекрутера, и он отыграется на вас за все свое перенесенное унижение. Так что мой способ более экологичный – распознавать вербальные структуры на входе и блокировать отправителя письма сразу, не доводя до посылания нах...


11.11.18