Воспоминание о Каменном море

Сергей Сокуров
 
К лирическому очерку «Каменное море», написанному по впечатлениям молодого геолога о Карпатах, у меня особое отношение.  Это сочинение, опубликованное в «Известиях» (2-я по рангу газета СССР) и отмеченное  «серебром» на всесоюзном конкурсе,  стало для меня проводником в большую литературу. С тех пор «Каменное море» переиздавалось многажды в моих книгах, в журналах и газетах,  побывало и на сайте «Завтра» (http://zavtra.ru/blogs/kamennoe-more).
 «Воспоминания – осенние листья, уносимые ветром. И радостно глазу от пестроты красок, и сердце грустит об отлетающем былом» (пов. «История одного тайника»).
Моему былому, связанному с первой публикацией «Каменного моря» скоро 50 лет. Далеко «отлетевшее былое». Не имея возможности в последние годы посещать Карпаты, уже заграничние», я мыслями, листая последнюю книгу с заветным очеркам, переношусь в Карпаты, где остались мои фантомные следы на горных тропах и явные отметины моего геологического молотка на камнях,  сотворенных временем из  глубинных осадков водоёма Мезозойской эры.
В свой срок все мы станем «ископаемой фауной», как назывют окаменелые органические останки в слоях земной коры. Неизбежно исчезнут наши океаны и омываемая ими суша, сотрутся до основания  царящие ныне горы.  Всё повториться сначала.  Поэтому, уходя в прошлое,  я беру с собой со всем, что для меня свято, и  голос Каменного моря. Сегодня он как бы  развеял туман пяти десятилетий и породил эти строки:
1.
Помню, вчера… нет, полвека назад:
синие небо и горы;
будто плывёт поисковый отряд
волнами древнего моря.
2.
Именем Тетис, богини его,
назван простор океана -
общая родина  царственных гор,
мирных вершин и вулканов.
3.
Крик, шевеление тверди земной,
вызов всесильному Крону
замерли в камне.  Волна за волной,
видно, устали от гона.
4.
Но иногда в летний день, поутру,
в сизых потоках тумана
видел в Карпатах, как  горы плывут –
дивная fata morgana.
5.
Помню ладони росистых долин,
сосен восковые свечи,
пышные стоги зелёных куртин,
с конной лесничихой встречу.
6.
По разнотравью пятнистой змеёй
тропка вилась к перевалу;
скальная падь ледяною водой
жажду мою утоляла.
7.
Недра земные на стук молотком
мне отзывались лукаво:
- Слушай и думай, узнаешь потом;
Гея – не шар для забавы;
надобно тысячи вёрст исходить,
без передышки и стона,
чтобы  заветные  двери открыть,
с  благословенья Плутона.
8.
Помню, когда у костра коротал
ночь я под крышею звёздной.
Тетис томила, в душе созревал
образ – прекрасный и грозный.
9.
Где твой приют, богородная дочь?
Высох, исчез без возврата?
«Каменным морем» назвал я в ту ночь
первый рассказ о Карпатах.
10.
Больше не свидимся. В чуждом краю
ныне любимые горы.
Издалека я душою пою
песню о «Каменном море».

10 ноября 2018 г. Подмосковье.