Развитие информационного сервиса как одного из вид

Владимир Курбалиев
      Ускорение прогресса в современном мире сделало  роль информации в  обществе чрезвычайно важной. Она пользуется огромным спросом и возможно стоит на втором месте, после товаров первой необходимости, поэтому роль информационного сервиса в жизни человека имеет огромное значение. Что же такое информация?
В общем виде информация - это поток диффреренциированных сведений, необходимых субъекту для осуществления своей деятельности.
Однако это не совсем чёткое определение информации, поскольку она может нейтральном виде, обычно это относится к рекламе или
к новостям. С латинского языка слово информация означает разъяснение, изложение. Информация поступает к нам из разных источников - книги, телевидение, радио, брошюры, и в настоящее время интернет. Информация как вид сервиса, в данное момент стремительно развивается, что вызвано весомым прогрессом в развитии науки и техники, в особенности с появлением персональных компьютеров и сотовой связи с мобильными телефонами.
      Информация, как само понятие, существовало со времени появления Человека на Земле. В древности, например,  государство, испытывало потребность в её распространении по идеологическим причинам. Для этого использовались глашатаи. Одним из основных источников необходимых данных в древности являлись библиотеки. С греческого языка "библион" - "книга" Отраслью информационного сервиса становится переписывание книг. Относительно средневековой Европы можно сказать, что в 5 веке нашей эры, появляются монастырские и церковные библиотеки на двух языках - греческом и латинском. Большое значение с точки зрения книг и их роли в информационном сервисе сыграло изобретение в 15 веке немцем Иоганном Гуттенбергом печатного станка. На протяжении второй половины 15 века книгопечатание распространяется по всей Европе. В 1611 году в Англии открылось первое рекламное агентство, предоставляющее информацию разным предпринимателям. В 19-20 веках в связи с открытием электричества и как следствие его, появление радио и телевидения произошло серьезное изменение информационного сервиса для человечества. Досуг человека теперь охарактеризовался плотным насыщением различной информацией.
      С середины 50-х годов 20 века началось фундаментальное формирование рынка информационных услуг. Поставщиками услуги в то время являлись государственные учреждения, учебные заведения, научно-технические общества. Основными потребителями услуг были научные деятели и  специалисты в области науки и техники.
      С 70-х годов с появлением и на базе этих устройств -  компьютеров - как результатом научно-технического прогресса, начинает формироваться сеть между компьютерами, которая через короткое время переросла в интернет, позволившая многим пользователям иметь более мобильный доступ к информационному сервису. С технической точки зрения интернет - объединение в единую сеть разных типов компьютеров из многих стран. Многие из интернет-ресурсов информационные, с помощью них можно найти практически любые данные, интересующие конкретный субъект. Большим преимуществом интернета как информационного сервиса является его мобильность, по сравнению с печатными СМИ или библиотекой. Также можно сказать, что интернет является по существу открытой системой, связь с которым если не брать в расчёт некоторые труднодоступные регионы планеты осуществляется достаточно быстро. К тому же большой выбор информации тоже можно назвать его преимуществом. На данный момент глобальная сеть имеет около 15 миллионов пользователей в 150 странах Мира. Каждый месяц её размер увеличивается на 7-10 %. Информационный сервис в интернете, представлен её ресурсами. Ресурс - это вид сервиса в интернете, представленный веб-страницами, работающим по принципу "http" - протоколу передачи гипертекста, то есть это посещение определённой страницы в сети, а потом переход пользователя по ссылке  на другой сайт. В настоящее время практически все предприятия, занимающиеся различными видами деятельности (промышленной, аграрной, сервисной, энергетической) пользуются для получения данных о разной информации (объём продаж конкурентов, каналы сбыта продукции) с помощью интернета. Также они посредством собственного сайта в глобальной сети предоставляют данные о себе простым людям. Можно сказать, что наличие собственной страницы в интернете является своеобразным индикатором успешности корпорации. Однако можно отметить, что информационный сервис развивается не только с позиций компьютерных технологий, а также и телевизионных, что выражено в разных видах информационно-телевизионного сервиса, например кабельного и спутникового телевидения. Также стоит упомянуть о бурном развитии сотовой связи, которая позволяет значительно упрощает связь между пользователями, включая беспроводной интернет.
      Как понятие, информационный сервис ввёл в оборот в 1989 году Д. Блюменау в своей книге "Информационный сервис" в которой писал, что сервис - это любой вид общественного труда, направленный на удовлетворение различных потребностей человека. Относительно настоящего времени, информационное обслуживание, в отличие от других видов сервиса тяготеет непосредственно к определённому индивиду, отсюда сложность определённых стандартов в этом виде обслуживания. В настоящее время отрасль информационных услуг занимает весомое место в структуре экономик развитых стран (США, Германия, Япония). К числу предприятий, которые работают с информацией относят вычислительные центры, консультативные фирмы, агентства.  Информационное обслуживание  направлено на решение будущих задач, а не настоящих, и должно снабжать своего клиента неизведанными им ранее материалами. В данный момент
поставкой информационного материала занимаются разные предприятия, учреждения, организации. Информационная продукция может быть представлена в материальной форме - например, если взять за основу экономику на предприятии, то это отчёт о финансовых результатах, бухгалтерский баланс и т.д., и в нематериальной - страницы в глобальной сети, благодаря которым пользователь получает информацию, физически не ощущая её. В общем виде информационная продукция представляет собой массив информационных данных, являющаяся результатом функционирования информационных систем, благодаря которым оказываются информационные услуги различным субъектам. Говоря более научным языком, информационная продукция – это результат процесса работы с информацией. К сожалению, даже, несмотря на то, что сфера информационного сервиса развивается довольно стремительно, это рождает проблему качественности и фильтрации обширных информационных потоков, ввиду того, что не все информационные источники обладают
достоверными данными. Несмотря на это, информационные продукты имеют ряд преимуществ:
1) Информация в большинстве своём, не подвержена устареванию, её можно подавать в течение нескольких лет и она может, не перестанет
быть актуальной для человека. Хотя с другой стороны, информация о некоторых данных может быстро поменяться, это касается, например
ситуации на фондовых рынках, валютных операциях, геополитического положения;
2) Моральное устаревание информации происходит значительно медленнее, чем материальных вещей (однако тоже не всей);
3) Применимость - одна и та же информация может быть прикладной в разных областях жизни (например, соотношение валют).
Простота, актуальность, объёмность - важные параметры, характеризующие качество информационной продукции.
К особенностям информационного продукта относится:
1) Полезность, то есть значимость конкретной информации для важного решения в определённый момент времени;
2) Распространение. В отличие от материальных продуктов, распространение этой услуги обходится более дешевле, без дополнительных
затрат финансовых и человеческих ресурсов;
3) Адресность. Благодаря конкретному адресу осуществляется индивидуальный подход к каждому пользователю (электронная почта);
4) Научные изобретения. Чем стремительнее развиваются наука и технологии, тем обширнее становится информационный сервис.
Объектом информационной услуги являются определённые информационные данные, которые хочет получить пользователь или предоставить источник информации. Субъектом являются производители и потребители информации. В этом контексте стоит упомянуть об информационном рынке - системе юридических, экономических отношений по торговле интеллектуальными продуктами на коммерческой основе. Для этого рынка услуг характерна номенклатура товаров, их цена.
Товаром здесь выступают, например различные "ноу-хау", патенты, лицензии.
При рассмотрении структуры информационного рынка можно выявить два её вида;
1) Рынок частных информационных ресурсов - это рынок, на котором регулирование всех отношений осуществляется, следуя экономическим принципам;
2) Рынок общественных информационных ресурсов - регулирование с вмешательством государства.
Также можно сказать, о вертикальной структуре информационного рынка, которая включает в себя:
1) Производство информации;
2) Распространение информации;
3) Потребление информации.
Также стоит упомянуть и об инфраструктуре информационного рынка как о совокупности определённых секторов, объединяющих определённую группу граждан, предлагающие конкретные информационные услуги. Чем более сильно развита эта инфраструктура, тем эффективнее рыночные отношения в данной области. Совокупность средств, методов и условий, которые дают возможность использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь технологический комплекс средств  производства, обработки и передачи информации, но также и сеть государственных, научных организаций, занимающихся информационным обслуживанием исходя из информационных технологий.
Информационный рынок  относительно других рынков работает на опережение, так как может дать анализ, сложившийся ситуации и сделать прогноз на будущее развитие в той или иной отрасли. Возникновение
полномасштабного информационного рынка имеет свои объективные причины:
1) Вытеснение бумажных носителей электронными средствами;
2) Расширение телевизионной системы кабельными службами, которые способствуют увеличению информационного рынка;
3) Постепенное расширение системы образования на базе компьютерного обучения;
На Мировом рынке информация подразделяется на три основных сектора:
1) Рынок деловой информации;
2) Рынок научной информации;
3) Рынок информации для массового потребления.
На данный момент информационный рынок можно поделить на 3 области, который соединены друг с другом:
1) Программное обеспечение;
2) Электронная информация;
3) Системы сетевых коммуникаций.
      До середины 80-х годов лидером на рынке Мировых услуг с большим отрывом от других стран занимал США. Стоит отметить, что государственная политика Соединённых Штатов была ориентирована на повышение роли рынка с уменьшением роли государственного вмешательства. Однако позже страны Западной Европы и Япония сравнялись с США благодаря смешанной модели экономики, которая подразумевает органичное существование рыночных отношений и государственного регулирования. Что касается настоящего времени, то отставание США от Японии вынуждает американское правительство скорректировать государственную политику в сторону её вмешательства и усилить финансирование системы научно-технических связей.
      Говоря о развитии информационного рынка в России, можно сказать, что его рождение по времени совпало с распадом Советского Союза. Этому есть объективные объяснения:
1) Конец монополии государственной телефонной сети и появление совместных с западными компаниями средств связи;
2) Появление множества различных сетевых структур, предлагающих своим клиентам разнообразный товар. Таким образом, это вызвало конкуренцию на информационном рынке.
В связи с этим, можно выделить основные тенденции информационного рынка в России:
1) Качественно развивается программное обеспечение для внутренних и глобальных сетей, систем обеспечения удалённого доступа и электронной почты;
2) Получает быстрое развитие сектор рынка, предоставляющий сетевые услуги населению.
Несмотря на это, Россия на данный момент не является участником глобального информационного рынка, доля в ВВП от этой сферы составляет всего 4,9 %. Факторы, повлиявшие на этот показатель:
1) Технологическая отсталость электронной промышленности;
2) Слабое развитие телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.
Приоритетными задачами в этой области для нашей страны являются:
1) Ликвидация электронного цифрового неравенства между регионами страны;
2) Внедрение единой системы координатно-временного навигационного обеспечения;
3) Развитие механизмов финансирования новых технологий.
Возможно, в скором будущем эти задачи будут выполнены и наша займёт равное место с развитыми в этом отношении Мировыми странами.
      В заключении можно сказать, что рынок информационного сервиса является сегодня самым динамично развивающимся. Исходя из этого информационный бизнес становится более прибыльным и привлекает большее количество корпораций и фирм. Многие хотят получить информацию о ценах, конкурентах, геополитическом положении и многом другом. Информация сегодня нужна и представляет важность для разных слоёв населения. В настоящее время модно такое изречение: «Кто владеет информацией – тот владеет Миром».



                Владимир Курбалиев