Размышления библиофила

Олег Аркадьевич Александров
Размышления библиофила

Для человека, любящего читать, общество делится на библиофилов и остальных, интересующихся книгами время от времени. Есть прихожане, воцерковленные, знающие догматику, литургию, молитвы, посещающие службы и проповеди, и есть прохожане, заходящие в храм исполнить формальный обряд, покушать кулич и вспоминающие о боге в период невзгод.
Такая же аналогия действует в отношении читателей. Одни воспринимают процесс чтения как приобщение к миру идей, образов, эмоций и иллюзий, другие – как «убийство» времени. Библиофилы почитают и восхищаются произведениями гениальных и талантливых писателей, собирают библиотеки, совершают паломничества.
Мне как библиофилу всегда была интересна Книга, дарящая свободу и полет фантазии, лечащая и поучающая, серьезная и развлекательная. Фридрих Ницше написал прекрасные строчки о философии: она – последнее убежище человека, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца…То же можно сказать и о книге (не говорю о пропагандистской или политической литературе; это инструмент манипуляции массами).
Любители книг на протяжении всей Истории собирали библиотеки, искали редкие экземпляры, обменивались информацией о типографиях, ценах, издателях. Книга стала элементом культуры, дизайна, наконец, статуса.
Культурная диффузия распространяется сверху вниз, от элит к низшим социальным слоям. Подражая дворянству, протобуржуазия в Средние века покупает книги, отдает детей в школы и колледжи, ведь образование дает возможность устроиться на государственную службу, сделать карьеру.
Сменяются эпохи, совершенствуется технология книгопечатания, расширяется книжный рынок, захватывая постепенно страны Азии, России, Восточной Европы. На смену религиозным библиотекам приходят собрания сочинений философов, экономистом, писателей. В печати освещаются острые вопросы политики, социологии, медицины, искусства.
Книгу и книгопечатания породили ментальность, экономика и техника. Они же в XX веке, как с тревогой думают библиофилы, похоронят бумажный формат книги. Действительно, появления компьютеров, электронных средств связи и Интернета перенесли Книгу в виртуальный формат.
Более того, изменяется тематика художественной литературы, ведь новые темы – миграция, формы семейной жизни, взаимовлияние культур – диктует быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия.
Конечно, изменения затронули не только книжный мир. Киноискусство, музыка, архитектура находятся в творческом, может, и системном, кризисе. Интернет-технологии, компьютерная техника меняют формы и образы искусства. Например, расцвет переживает примитивное искусство в виде граффити. Наверное, это своеобразный возврат к истокам…
Вернемся к книжному рынку. В Европе, США, в нашей стране падают объемы тиражей научной, художественной литературы, вызывая рост цен. Рынок книг сокращается, частично уходя в виртуальную реальность. Современное поколение молодежи отдает предпочтение социальным сетям, блогам, общению в чатах. Но и в них обсуждаются проблемы мира искусства: модный фильм, новая картинная галерея, направления музыки…
Так выживет ли книга в ее классическом, печатном виде ? Безусловно, да. В условиях информационного уклада экономики знания продолжат играть главную роль. Книги станут, как на заре книгопечатания, предметом роскоши, наподобие картин или скульптур.
Книга была и остается хорошим подарком, знаком внимания к интересам и интеллектуальным потребностям человека. Библиотеки, которых будет меньше, будут рассматриваться в контексте культуры прошлого, как музеи.

Собирание коллекций картин, скульптур, драгоценностей, машин, и, конечно, книг – это своеобразная дань моде. Моде, которая часто возвращается. Это видно на примере музыки: аналоговые синтезаторы уступили место цифровым, но и сейчас есть музыканты, предпочитающие теплый аналог сухой «цифре». Так же и любители чтения: кто-то возит в метро толстый том, а кто-то – электронную «читалку».
Уходящие поколения цивилизованных стран учат молодежь бережному отношению к прошлому. Книги отражают, пусть и не в научном виде, историческую память. Они входят в состав музеев, коллекций. Пример синтеза предметов искусства и сохранения культурного наследия демонстрируют маленькие музеи Парижа, Лондона, Эдинбурга. В последнем есть Музей авторов (Дефо, Стивенсона и других), в котором быт сочетается с историей жизни и творчества писателей. Туристы, пусть немногочисленные, с интересом рассматривают книжные издания ушедших эпох…
Книги, как и знания, не теряются; всегда находятся неравнодушные люди, сохраняющие их для будущих поколений.