381 Самсё, Мамсё, Ромсё 2 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

381. «SAMSЁ»,«MAMSЁ» и «RAMSЁ». 2 августа 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Четверг 2 августа 1973 года, Дневная температура: мин.: 14.0°C, средняя: плюс 17.5°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:12, заход солнца – 20:35 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 78%, Давление 760 мм. рт. ст. Скорость ветра - 4 м/с.

В четверг 2 августа 1973 года ветер совершенно стих, на море пролива Каттегат опять вернулся штиль и к нашему кораблю опять прибыли датские патрульные судёнышки, которые мы в шутку называли: «SAMSЁ»,«MAMSЁ» и «RAMSЁ», хотя их названия были другими...

Второй раз с утра 2 августа 1973 года прилетал странный натовский вертолёт Вертолёт радиолокационной разведки Белл 206 «Джет Рейнджер» или ОН-58А «Kiowa» (Дания) с радаром на месте второго пилота и кружил, стрекотал рядом с нашим кораблём. Зачем он прилетает и чего от нас хочет – неизвестно, но покружившись с полчаса, он улетел в туманную даль пролива Каттегат, где совершенно не видно было границы между небом и водой. Также непонятно зачем сегодня утром по совершенно гладкой воде приплыл кораблик со странным названием "SAMSЁ" Y 303 ВМС Дании.

Когда-то это было, вероятно, рыболовецкое судно, потому что у него был высокий и острый форштевень и нос корпуса. Сверху вместо обычного бака у этого судна было закруглённое плоское продолжение корпуса, как бы капот (как у автомобиля над моторным отсеком). Этот «капот», вероятно, защищал передний открытый трюм судна от захлёстывания встречной волной или буруном. На открытом мостике ходовой рубки этого судёнышка, как правило, стояли три человека: вахтенный офицер, оператор видеосъёмки и его помощник или «режиссёр», который поддерживал оператора сзади руками. Они снимали наш корабль на видео.

HDMS "Samso" Y303 ВМС Дании - это патрульное рейдовое судно типа "Барсё", которое было построено в Свеннборге (Ship Yard) в 1969 году. Это судно было очень характерной формы и облика с закрытым "овальной крышей" баком (носом судна) для защиты от морских волн. Судно было очень небольшого водоизмещения, всего 155 т, небольшой скоростью - 11 уз и размерами: длина - 25,5 м, ширина - 6,0 м и осадкой - 2,8 м, но обладало всем средствами и вооружением для осуществления патрульной и ревизорской службы. Основными задачами патрульных судов типа "Барсё" являются защита побережья Дании, охрана территориальных вод, рыбная инспекция, поиск и спасение, а также борьба с загрязнением окружающей среды. В 1969 году для нужд ВМС Дании было построено 6 таких патрульных судов: Y 300 "Барсё", Y 301 "Дрехё", Y 302 "Ромсё", Y 303 "Самсё", Y 304 "Турё", Y 305 "Вехрё". Каждый день к БПК "Свирепый" с утра (10:00) и иногда после обеда (13:00), как заведённые, то есть точно по часам, приходили: Y 302 "Ромсё", Y 303 "Самсё" и Y 305 "Вехрё".

Эти патрульные рейдовые судёнышки типа "Барсё", на которых не было видно никакого вооружения, приплывали по штилевой воде и проплывали мимо нашего корабля один или два раза в день, делали это очень тихо, спокойно, плавно. Правда проплывали они мимо нашего корабля на расстоянии всего 15-20 метров, а то и ближе… Каждый день с утра (10:00) и иногда после обеда (13:00), как заведённые, то есть точно по часам, приходили к БПК "Свирепый": Y 302 "ROMSЁ", Y 303 "SAMSЁ" и Y 305 "VECHRЁ". Всякий раз, когда появлялись эти судёнышки, вахтенные офицеры заметно напрягались, а вахтенные матросы на боевых постах ПДСС, приводили своё стрелковое оружие и гранаты в состояние «быстрого или мгновенного применения». При этом сигнальщикам БЧ-4 всякий раз напоминали, что они должны «смотреть в оба», фиксировать любые подозрительные перемещения и действия экипажей этих судов и немедленно сообщать о любых объектах в ближайшей акватории вокруг якорной стоянки. Наблюдение за окружающей средой вокруг БПК "Свирепый" велось постоянно и на все четыре стороны света, то есть по всей картушке компаса (360°). Особо внимательным и результативным на доклады о подозрительных объектах был старший сигнальщик Иван Михайлович Крючков (призыв 19.05.1971).

Старший матрос Ваня Крючков отличался весьма скромным поведением, сдержанным, спокойным, может быть, даже несколько флегматичным характером и очень высокой работоспособностью. Он делал практически всю и любую работу по сигнальному хозяйству БЧ-4 БПК "Свирепый", аккуратно складывал и обеспечивал хранение сигнальных флагов, великолепно «семафорил» флажками, прожектором и фонарём, мастерски «бил склянки» (отмечал время). Мне был очень приятен этот улыбчивый спокойный парень. Я с уважением относился к его любознательной готовности нести вахту (в том числе за кого-то из своих) в самых жёстких погодных условиях. Ваня Крючков был надёжным сигнальщиком и вахтенные офицеры, в том числе командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, без колебаний сразу реагировали на его спокойные, точные, по-уставному краткие, но информативные доклады. Ваня Крючков никогда не ошибался. Вот и сейчас Ваня Крючков первым заметил приближение датского патрульного судна Y 303 "SAMS;" и на этого "гостя" вышли посмотреть все свободные от вахты матросы, мичманы и офицеры.

БПК "Свирепый", стоя на якоре якорной стоянки у мыса Скаген, вёл размеренную корабельным распорядком жизнь и службу, состоящую из обычных ежедневных «ритуальных» приборок, ежедневного проворачивания машин и механизмов, ППО и ППР, завтрака, обеда, ужина и вечернего чая, вечерней поверки и личного времени. По вечерам и в свободное от вахт время все и каждый находил себе какое-то полезное или интересное дело… Кто-то стирал и чистил свою одежду, кто-то приводил свой «аттестат» (обмундирование) в ДМБовский порядок, кто-то ушивал и вставлял клинья в суконные чёрные брюки, гладил их, добиваясь «острой, как бритва, складки», кто-то читал, кто-то писал письма, но чаще всего, моряки собирались на баке или по "шхерам" группами и группками друзей-товарищей и «травили байки», то есть рассказывали друг другу реальные или выдуманные истории, анекдоты, истории…

Если погода, как в этот четверг 2 августа 1973 года была ясной, солнечной, жаркой, сухой (это на море-то…), то моряки, обычно, располагались на верхней палубе или на крыше надстроек на солнышке позагорать. Если погода была плохая: холодно, туманно, сыро, промозгло или дождливо, то моряки, как правило, собирались во внутрикорабельных тамбурах, в кубриках, в столовой личного состава, а по вечерам приходили ко мне в ленкаюту на "посиделки у Суворова". К сожалению, ленкаюта была всё ещё завалена не разобранными пачками книг и имуществом для организации и проведения культурно-массовых мероприятий, поэтому мне замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин приказал пока допускать матросов, мичманов и офицеров только к фондам корабельной библиотеки, а для этого я должен был в определённые распорядком дня часы сидеть в ленкаюте и «сторожить».

Такая участь «сторожить» мне не нравилась и противоречила моим обязанностям визуального разведчика, поэтому я разработал и оформил распорядок дня работы библиотеки и ленкаюты, освободил полностью зал ленкаюты от лишнего имущества и отныне матросы могли собираться в ленкаюте на «посиделки» в обозначенное время, то есть, практически, тогда, когда я там был. Я рассчитывал, что в ходе этих «посиделок» и «травли морских баек» найду таланты для организации художественной самодеятельности на корабле, а также смогу организовать и проводить комсомольские собрания по боевым частям. Для этого я объявил в этот четверг для самого себя «аврал» - наведение порядка в ленкаюте. Мне пришёл помогать мой друг-годок Славка Евдокимов, за ним - его друзья, за ними – их друзья и весь мой «аврал» кончился тем, что мы всё время «трепались», толкались, шутили и смеялись, вспоминали «гражданку» и свои «похождения по бабам». Давно известно, если встречаются более чем двое мужиков, то разговор всегда сводится к «бабам», то есть женщинам и девушкам…

Мы бы ещё долго и охотно рассказывали друг другу о наших влюблённостях и «любимых», но тут позвонили с ходового мостика и передали приказ: «Визуального разведчика Суворова срочно на ходовой мостик!». Это означало, что я должен был взять свой набор вещей и инструментов визуального разведчика (теперь это был пузатый портфель с карандашами, альбомом, блокнотом, справочником самолётов и кораблей США-НАТО, фотоаппаратами, магнитофоном "Десна" и биноклем) и «дуть» (бежать) на ходовой мостик. Я вытолкал всех годков за дверь, запер ленкаюту на ключ, запечатал её своей печатью и помчался по коридору личного состава на ходовой мостик. Опять появилось датское судёнышко с бортовым номером Y 303, опять надо было внимательно следить за его поведением, опять надо было заметить в его обычном облике что-то необычное...

Я не торопясь (визуальному разведчику нельзя показывать свою заинтересованность, «не спугни») прошёлся вдоль борта корабля по сигнальному мостику, посмотрел как датское патрульное судно осторожно приближается к корпусу нашего корабля на расстояние 15-20 м и совершенно спокойно, разными фотоаппаратами («ФЭД» и «Зоркий») подробно сфотографировал HDMS "SAMSЁ" Y303 ВМС Дании и его антенны. прошлось вдоль нашего правого борта, развернулось, для порядка прошлось ещё и ещё раз, и уплыло обратно, откуда пришло…

Я поблагодарил вахту сигнальщиков БЧ-4 за телефонный звонок-вызов, на что получил стандартный ответ моряков: «Спасибо не булькает!». Мои друзья-годки разошлись кто куда, а я опять пошёл в ленкаюту - наводить порядок. Однако работать больше не хотелось. Мне что, больше всех надо? Нет, мне больше всех не надо, только столько, сколько всем и каждому, поэтому я с удовольствием начал сочинять новую песню…

Это «разговоры о женщинах» подвигли меня на создание очередной песни, порождённой моей историей взаимоотношений с моей школьной первой любовью – Валей Архиповой. Вот эта песня:

Повстречались мы весной
До сих пор дружу с тобой,
А гитара, словно во хмелю,
Шепчет мне, что я – люблю!

А ты посмотришь мальчишке вслед.
Милый мой, люблю тебя навек!
Вот тогда тебе себя дарю,
Я тебе - дарю!

Мне гитара говорит:
В мире очень много сеньорит,
Никого, сеньор, не удивлю,
Тем, что я тебя – люблю!

А ты посмотришь мальчишке вслед.
Милый мой, люблю тебя навек!
Вот тогда тебе себя отдам,
Я тебе - отдам!

Отпуск мне за ратную службу дан,
Дома сразу я попал на бал.
Повстречались мы опять с тобой,
А ты командуешь: «Отбой!»

Тогда мужчине посмотришь вслед,
Поздно мне прошепчешь: «Люблю навек»!
Вот когда я всем тебя отдам,
Я тебя - отдам!

Однако снова мне смотрят вслед
И кричат мне: «Я люблю навек»!
Щедро я вновь себя дарю,
Вам любовь - дарю!

А ты, гитара моя, не плачь,
Словно к нам пришёл уже палач.
Пусть счастья нет для нас с тобой,
Я же - твой!

Это была уже восьмая моя песня, сочинённая по следам несостоявшейся «первой школьной любви». Эта песня исполнялась редко, обычно для самого себя, пока её не услышали мои самые близкие друзья-моряки. После чего эта песня поменяла грустный мотив на весёлый, шуточный и озорной. Все уже жаждали «новых любовей», в том числе и я, потому что мы с момента выхода на БС (боевую службу) начали стремительно взрослеть. К ужину меня вновь срочно позвали на ходовой мостик: к кораблю приближалась небольшая морская яхта.

Фотоиллюстрация: 02 августа 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". HDMS "Samsё" Y303 ВМС Дании - патрульное рейдовое судно типа "Барсё", которое было построено в Свеннборге (Ship Yard) в 1969 году. Это судно было очень характерной формы и облика с закрытым "овальной крышей" баком (носом судна) для защиты от морских волн. Судно было очень небольшого водоизмещения, всего 155 т, небольшой скоростью - 11 уз и размерами: длина - 25,5 м, ширина - 6,0 м и осадкой - 2,8 м, но обладало всем средствами и вооружением для осуществления патрульной и ревизорской службы. Основными задачами патрульных судов типа "Барсё" являются защита побережья Дании, охрана территориальных вод, рыбная инспекция, поиск и спасение, а также борьба с загрязнением окружающей среды. В 1969 году для нужд ВМС Дании было построено 6 таких патрульных судов: Y 300 "Барсё", Y 301 "Дрехё", Y 302 "Ромсё", Y 303 "Самсё", Y 304 "Турё", Y 305 "Вехрё".