К 300-летию Александра Сумарокова

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:
Этот мой исторический очерк был опубликован в газете «Вузовский вестник»  № 23 (287) 1–15 декабря 2017 г., С-15. Я размещаю данный материал здесь на сайте в том же самом виде с новым графическим портретом юбиляра работы Аида Лисенковой-Ханемайер, с ее разрешения.

Александр Сумароков – первый в истории профессиональный российский литератор, один из выдающихся представителей  отечественной литературы XVIII века, талантливый поэт, драматург и литературный критик. Как поэт он отличался большим универсализмом, используя все существовавшие тогда размеры стихов, любил разнообразить применяемые рифмы.  Он писал торжественные оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы и т.д.  Сумароков также считается создателем русского театра.

Родился Александр Сумароков 25 ноября 1717 г. в Санкт-Петербурге в семье потомственного дворянина Петра Сумарокова, влиятельного военного и чиновника на службе у Петра I и его преемников. В детстве он получал домашнее образование, а учителем и наставником юного Александра  был педагог самого наследника престола Павла II. Начиная с 1732 г. Сумароков получал высшее образование в Сухопутном шляхетском корпусе, куда  обычно поступали только дети высшего дворянства. Литературный и поэтический талант обнаружился у него довольно рано. Уже в 1740 г. в печать вышли две оды Александра Сумарокова, посвященные действующей императрице Анне Иоанновне.

Учеба в Сухопутном шляхетском корпусе обеспечивала своим воспитанникам  разностороннее, хотя, в общем-то, и достаточно поверхностное образование. Однако даже само по себе окончание этого престижного учебного заведения могло обеспечить его выпускникам блестящую карьеру. Александр Сумароков закончил учебу в 1740 г. в чине  адъютанта вице-канцлера графа М. Головкина. А в 1742 г., когда на российский трон взошла Елизавета Петровна, он стал  адъютантом ее фаворита графа А. Разумовского. В этот период расцветает поэтический талант Сумарокова. Он сочиняет  модные по тем временам пасторальные стихи и песни, уделяя немалое внимание лирической теме.

Его творчество пользуется немалым успехом в определенных поэтических и литературных кругах Санкт-Петербурга. Сочиняя стихи в жанре эклоги, Александр Сумароков постепенно вырабатывал музыкальный стих, близкий к разговорному языку тех времен. Он широко использовал шестистопный ямб (русская разновидность александрийского стиха) в своих элегиях,  эклогах, эпистолах и даже в трагедиях. В этот период творчества большое влияние на развитие поэтического дара Александра Сумарокова оказывали оды Михаила Ломоносова.

Однако, в отличие от великого российского ученого-энциклопедиста, главную цель поэзии Сумароков все-таки видел не в общечеловеческих или общенациональных проблемах своего времени, а в служении высшим идеалам российского дворянства. Он стремился к тому, чтобы его произведения казались современникам не столько возвышенными, сколько  ласкающими слух и достаточно приятными с эстетической точки зрения.

В 1750-е гг. такой подход к поэзии привел его даже к своеобразной  конфронтации и полемике с «главным учителем», каковым он считал для себя Михаила Ломоносова. В этот период он выступал с пародиями на его оды, которые в определенной степени были и автопародиями на собственные высокопарные стихи. Занимаясь творчеством после окончания Шляхетского сухопутного корпуса, Александр Сумароков испытывал свой поэтический дар во всех классических жанрах эпохи. Причем, именно в те времена он и открыл для российской литературы совершенно новый жанр стихотворной трагедии. Он пришел к этому в результате создания (начиная со второй половины 1740-х гг.) девяти стихотворных произведений трагического жанра: Хорев - 1747), Синав и Трувор -1750, Димитрий Самозванец – 1771 и т.д.   

В 1756 г. Сумароков становится первым директором Российского театра в Санкт-Петербурге, что, в свою очередь способствует его собственному прогрессу в создании драматических произведений. При Сумарокове Российский театр процветает, но после его вынужденной отставки дела там идут значительно хуже, а Сумароков полностью посвящает свою жизнь поэзии, все более и более переходя в оппозицию к правящему режиму Елизаветы Петровны и ее заносчивых фаворитов. Этому в немалой степени способствовал и сам по себе достаточно тяжелый характер Александра Сумарокова, с его ранимостью, раздражительностью и презрением ко всему неидеальному.

С 1759 г. Александр Сумароков берется за издание собственного журнала «Трудолюбивая пчела», посвящая его будущей императрице Екатерине  II, которая в тот период была женой наследника престола Петра III. Он тогда надеялся, что ее приход к власти поможет воссозданию идеалов дворянской нравственности на государственном уровне. А, пока этого не произошло, Сумароков изобличал в  своем журнале взяточничество и казнокрадство, процветавшие в Российской империи. 

Понятно, что российским вельможам и чиновникам такого рода деятельность Сумарокова была совершенно не по нраву. Так что, и неудивительно, что ровно через год после выхода в свет первого номера «Трудолюбивой пчелы», журнал был закрыт по распоряжению властей.
 
Однако столь желанное Сумароковым и наконец-то реализовавшееся в 1862 г. восхождение на императорский трон Екатерины II разочаровало его достаточно скоро.  Дело в том, что она пришла к власти не сама по себе, а с плеядой самолюбивых и эгоистичных фаворитов, заботившихся не об общественном благе, но об удовлетворении собственных потребностей.

Естественно, что поэт перешел со временем в оппозицию и к режиму Екатерины II, занявшись сочинением сатир, притч, эпиграмм и сатирических комедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению, 1772 и др). Причем, государственным идеалом для Сумарокова по-прежнему оставался  дворянский просвещенный патриотизм. А естественной целью своих литературно-поэтических нападок он, как рационалист по философским убеждениям, выбрал  процветавшие в России и при Екатерине II дремучий провинциализм, продажность чиновников и  преклонение высшего общества перед всем французским (т.н., галломания).

В 1774 г. Сумароков издает две из многих написанных им стихотворных эпистол: «О российском языке» и «О стихотворстве в одной книге. Наставление хотящим быти писателями». К этому времени язык самого Александра Сумарокова уже гораздо больше соответствует русскому разговорному языку по сравнению с языком дворян, и даже таких просвещенных деятелей культуры, как Ломоносов и  Тредиаковский. Творчество Александра Сумарокова оказало большое положительное влияние на российскую литературу XVIII века. Его заслуги в развитии русского литературного языка признавали поэт Александр Пушкин, просветитель Николай Новиков,   литератор и философ Александр Радищев.

Последние годы жизни поэта были омрачены материальными лишениями и тяжелым душевным состоянием из-за козней реакционных  кругов. Скончался Александр Сумароков 12 октября 1777 г. в Москве и был похоронен на Донском кладбище. В посвященном ему некрологе утверждалось, что именно он, Сумароков, а не Ломоносов является создателем русской поэзии. Аналогичное мнение было выражено историком и поэтом Николаем Карамзиным, а также поэтом и баснописцем Иваном Дмитриевым.
 
При жизни Сумарокова выходили его стихотворные сборники, но так и не было издано полное собрание его сочинений.  Лишь через некоторое время после смерти поэта, в 1780 г., было издано полное собрание номеров «Трудолюбивой пчелы», а высоко ценивший его творчество Николай Новиков дважды издавал «Полное собрание всех сочинений Сумарокова» в 1781 и 1787 гг. Еще позже, в 1801 г., в Париже увидело свет двухтомное издание всех стихотворных трагедий Сумарокова в переводе на французский язык Поппадопуло. А в 1957г., уже при СССР (в серии «Библиотеки поэта») был издан объемистый том избранных сочинений Сумарокова с образцами всех использовавшихся им жанров, причем также и с переводами.

К 300-летию Александра Сумарокова известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер любезно предоставила для газеты написанный ею  графический портрет юбиляра (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с очерком о нем. Историческая ситуация сложилась так, что до нашего времени дошло  мало портретов Александра Сумарокова, а на тех, что сохранились, он изображен в классической манере своего времени в возрасте 40-50 лет. В этом плане новый портрет юбиляра кисти Аиды позволяет увидеть поэта в несколько более молодом возрасте. Здесь он предстает перед нами, очевидно, в момент творческого озарения, с одухотворенным лицом и сосредоточенным взглядом мэтра, так много  сделавшего для развития  российской культуры.