Мой любимый сад... С. Рахманинов, Н. Петров

Ольга Сергеева -Саркисова
    
Люблю свой сад... Тот, старый, знакомый каждой веточкой, каждой тропинкой и травинкой до боли, которого уже нет, остались одни воспоминания... Закрою глаза и вижу его, слышу шелест листвы, пение птичек, как пели соловьи в кустах жасмина  и сирени, не давая спать, сразу "Соловья" Алябьева вспоминаю, как стучит по крыше и деревьям дождь, слышу, как падают яблоки, напоминая, что они уже созрели... А сколько встреч было в этом саду, свиданий. А сегодня у меня новый сад, дети приобрели.Я думаю,что посадить в первую очередь?
 Конечно, весной посажу куст белой сирени в память о своём любимом композиторе Сергее Васильевиче Рахманинове - "самый русский композитор". Как он любил всё русское! Когда они жили за пределами родины, то всё окружение было русским, начиная с прислуги, садовника, повара и до друзей. А русская сирень в его жизни была талисманом удачи. Он любил и всегда любовался ею с детства. А я однажды увидела чудо...и не поверила своим глазам, что такое может быть. Стояла долго и рассматривала облака этой прекрасной сирени у друзей на даче, которая находится под Питером на границе с Финляндией. Столько сирени я не видела никогда в жизни. Это был для меня настоящий шок. Такого количества сирени, да ещё какой! Такое можно редко встретить. Я видела это впервые. Куст от земли до неба словно окутан пушистыми, огромными облаками сирени, листьев не видно совсем. Хочу вырастить такую сирень в память о его музыке и о нём.    
Музыка его всегда вызывает у меня ассоциации с этим цветком - непременно в пять лепестков на пушистой ветке - знак счастья, удачи. Все знают эту примету и первым делом ищут их, чтобы загадать желание и съесть цветок… Посажу - ка я, пожалуй, персидскую сирень, чтобы уж наверняка, и искать не надо, жуй любой цветок - он многолепестковый... и счастье уже априори с тобой.
Ах, Рахманинов... Я очень люблю его прекрасную музыку, мои любимые его фортепьянные концерты - № 2, 3, 4, Прелюдии, знаменитую свою Прелюдию до- диез минор он исполнил впервые, выйдя на сцену в 19 лет! Потрясающий и его любимый «Вокализ»- духовное прозрение; романтичная, нежная "Элегия"- как слёзы, как дыхание, переживания о несчастной любви... и ложатся на эту музыку строчки стихов Вероники Тушновой - "А годы летят,/как летят облака,/ летят-пролетают,/ как листья, как снег.../Мы вместе — навек./В разлуке — навек./"Это он о себе так в музыке сказал, о своей несчастной любви.
И ,конечно, романсы! Их он написал более 80! И за каждым - событие, тайна, любовь... «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и последнее произведение «Симфонические танцы» вершинное и моё любимое, создал в 1941 г.  Все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки, их он создал в последние годы жизни.
 Он с детства, ещё с деревни Ивановки, где отдыхал каждое лето, полюбил запах сирени, возил по всему свету кусты сирени, сажал в своём саду, написал самый нежный романс- «Сирень». С сиренью была связана одна таинственная история. Однажды после концерта он получал огромный букет прекрасной белой сирени от незнакомого дарителя, и после этого каждый раз после концерта в любой стране, где он бы не выступал, он стал получать эти цветы в любое время года- и зимой, и летом, и осенью, и весной, и даже когда уезжал навсегда в другую страну, в его купе лежала ароматная, пушистая ветка белой сирени. Каждый день рождения ему подносили огромный, роскошный букет белой сирени. Она всегда так пахла свежестью, как удивительный сад весной. Он не знал, кто посылает ему эти цветы. Друзья называли дарительницу - «Белая Сирень». Это был роман длиною в жизнь. Через несколько лет один из друзей узнал и рассказал ему о незнакомке - это была скромная учительница из Киевской губернии, которая пережила тяжёлые события и внезапную смерть мужа, и только его музыка спасла её от несчастья. Это была Фекла Яковлевна Руссо. Рахманинов написал ей слова благодарности, и они вели переписку долгие годы, стали добрыми друзьями, но никогда не встречались. Музыканты - личности загадочные, можно сказать инопланетяне.... Это необычные люди, которые говорят и думают на самом прекрасном языке на земле, языке музыки и говорят им о главном, о жизни, счастье и любви, и находят родственные души. Они дарят окружающим в своей музыке неподвластную времени вечную красоту, глубинные переживания,надежду на счастье ,гармонию и любовь, возвышающую и облагораживающую их душу. Американец Ван Клиберн - известный музыкант не только в США, но и в нашей стране, получивший первую премию на первом конкурсе Чайковского в 1958г, привёз и посадил на его могиле саженец белой сирени из деревни Ивановки, подаренный ему в Москве советскими студентами, и высыпал на могилу "русского гения" горсть земли из России, которую он прихватил с собой. И пусть Рахманинов покоится далеко за океаном, в Нью- Йорке, хотя завещал, чтобы его похоронили на родине, но живой и благоухающий куст русской сирени навеки связал его с родной стороной. А в Казани посажены аллеи сирени в память о Сергее Рахманинове, и там же вот уже много лет проводится в мае фестиваль - посвящение Сергею Рахманинову - «Белая сирень». Его внук всегда приезжал на этот фестиваль. Сколько великих певиц пели его знаменитый романс «Сирень», и я многих их слышала, но я с детства люблю в исполнении Зары Долухановой, её голос и исполнение - это шедевр на все времена. Но, я предвижу ваш вопрос: - Как возможна сирень зимой, осенью и летом? С весной всё понятно…- она цветёт в садах, а в другие времена года? Я вам дам специальный рецепт, как вырастить в любое время года сирень. В музее Рахманинова сохранилась надпись на нотах "Колокола", когда ему преподнесли белую сирень. Это было 1 января 1914 г.  и надпись: "Б С от С.Р"
 Да, недавно открылось, что у Сергея Рахманинова была ещё одна тайная любовь. Со слов (Натальи, жены Сергея, она же и его двоюродная сестра) влюблённые встречались всю жизнь - Сергей и Елена (Лана Даль). Она сообщила об этом своему внуку почти на смертном одре, за шесть месяцев до смерти про - Е. Д. (Елену Даль, восточную красавицу, дочь его врача, которой он посвятил много из своих произведений и мой любимый концерт №2). После провала первой симфонии, он переживал стресс и даже перестал писать музыку на три года. Семья Натальи посоветовала обратиться к знаменитому доктору, где он и встретил свою настоящую любовь. Он мгновенно поправился, но продолжал приходить в этот дом скорее уже не за здоровьем, сколько за вдохновением. Любовь окрыляет. Он вновь начал писать музыку после долгого молчания. Это была Елена, Лана Даль.... Он хотел посвятить ей второй концерт, но вынужден был исправить посвящение из - за Натальи, она считалась уже его невестой и настояла, чтобы скрыть навсегда имя соперницы - посвятить концерт №2 врачу Н.В. Далю. Дело в том, что Рахманинов воспитывался в доме тётки, так как отец промотал всё огромное состояние матери, играя в покер, и исчез из дома. Сергей с пяти лет увлекался музыкой, это было понятно, ведь в его семье мать, отец и дед были музыкантами. Он стал музыкантом благодаря тётке, и был безмерно благодарен ей, Сатиной Варваре, сестре его отца, что она спасла его и его мать от нищеты, и дала возможность учиться и стать композитором. Наталья, её дочь, с детства была влюблена в Сергея, и ждала, когда ей улыбнётся счастье. Вот уж действительно,"всё получает тот,кто умеет ждать...".Он к ней никогда особых чувств не испытывал, относился как к другу, часто дразнил и сочинял смешные стишки про неё- «Черная как галка, тощая как палка, мне тебя жалко, девка Наталка», делился с ней своими переживаниями о своих чувствах к Верочке Скалон, своей первой любви, а её отдали замуж за другого. Сохранилось более сотни его любовных писем к ней. Она ушла из жизни очень рано в 34 года, любя его до последнего вздоха... А он влюбился в супругу своего друга, беспутного музыканта Петра - Анну Лодыженскую, красавицу с огромными чёрными глазами, очень кроткую и нежную, хотя в ней гуляла цыганская кровь. Ей посвятил 1 часть 1 симфонии и романс : "О ,нет, молю не уходи!", ставший классическим. Своему другу он посвятил" Цыганское каприччио". Это была жгучая платоническая любовь. Ему было 17 лет! Есть Фотография, подаренная 19 мая 1892 г. с дарственной надписью А. А. Лодыженской:
«Дай Бог, чтобы эта карточка
как можно чаще напоминала
родимой Анне Александровне
Лодыженской человека, который
 был искренно ей предан
и будет всегда глубоко уважать
её память.
Странствующий Музыкант 
Серёжка Р.»
 Они были очень хорошими друзьями долгие годы. Это было похоже на куртуазную любовь к замужней даме...  А потом он женился на Наталье в 29 лет, скорее из чувства благодарности её семье, чем из-за любви, как я понимаю. Потому что уже была Лана... В Наталье было мало женственности, это даже внук подтверждал. Она относилась к Сергею, как к Богу ,и всю жизнь посвятила ему, ухаживала за ним и за дочками. Конечно, это был компромисс. Здесь кодекс чести настоящего дворянина сработал. Он считал, что состоит в вечном долгу перед своей тёткой. Кто же думал,  что расплата за оказанную ему помощь, будет столь невыносимо жестокой - ведь у него просто отняли самое главное его жизни- Любовь, его Музу, и отсюда -  возможность творить. Обстоятельства сложились так, что их сердца с любимой так и не соединились до конца, а продолжили биться, напоминая раскрытую кровоточащую рану. Ведь понятно, что Любовь прекраснее всего на свете, и силою своего чувства, творит из двух сердец одно, навек неразделимое на доли. Это единство, целостность гарантирует наличие вдохновения для творчества,для создания музыки. Лана всегда вдохновляла его на создание произведений. Будь она всегда рядом, сколько бы он мог создать ещё гениальных произведений,но, обстоятельства, долг чести... и он уходил в музыку,находя поддержку и спасение в ней, занимаясь по много часов подряд. «Что отнимает жизнь, возвращает музыка». Эти слова Генриха Гейне Сергей Васильевич Рахманинов повторял очень часто,- как бы объясняя так трагедию своей жизни, я так думаю.Он задыхался, ему не хватало воздуха любви рядом, чтобы свободно дышать и создавать свою музыку.Нехватка любви всегда приводит к болезни и смерти. Такая участь была у многих гениев, увы. Только музыка давала счастье жить и творить, исцеляла его раненую душу. Он шутя говорил, что каждая хорошая жена музыканта должна ежедневно говорить своему мужу три вещи: 1.  - Ты гений! 2.- Ты гений! 3.- Ты гений!  Собственно, это она и делала всю жизнь.
 В 1917 г. они выехали в Швецию на гастроли на два месяца, но так и не вернулись в Россию. Его жизнь и жизнь близких была под угрозой - ведь он бывший дворянин, да и кто понимал и мог оценить, что перед ними великий музыкант, гений... Никто бы не стал разбираться. Почти все первые 10 лет эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя...». Он похож был на дерево,которое вырвали с корнем из земли и оно умирало,засыхая. Первое сочинение — Четвертый концерт и русские песни — он создал только в 1926–1927.
 Говорят, что этот переезд помогла устроить Е. Даль. Позднее они переехали в Швейцарию в 1931 г. и построили виллу на берегу озера. Это место с домом они назвали «Сенар» - первые буквы имен Сергей и Наталья Рахманиновы. Там он посадил русские берёзки и сирень, чтобы они напоминали Россию.Берёзки не приживались- это его расстраивало... Со стороны чета Рахманиновых казалась безупречной, тем не менее, великий композитор был очень влюбчивым человеком. В него многие влюблялись, он был высок, очень импозантен, с красивой густой шевелюрой, стрижкой непокорных волос, да ещё эти красивые руки с ровными, длинными пальцами, без вздувшихся вен, которыми он брал 12 белых клавиш, как никто из музыкантов -  привлекали внимание многих. Что - то было в них общее с Ф. Листом, как мне кажется, даже в судьбе… и любви. Его талант композитора и исполнителя, гениальная музыкальная память - он мог, прослушав раз произведение, сыграть его без единой ошибки, это редкий дар удивлял многих. Да и в консерваторию он поступил в девять лет.Его с детства называли вундеркиндом и говорили о его таланте.Он закончил с большой золотой медалью по двум специальностям композитора и пианиста, навсегда оставаясь самым талантливым выпускником консерватории. Дипломная работа его была - опера "Алеко", и которую он создал за 17 дней, и её очень высоко оценил его кумир - Пётр Ильич Чайковский,хотел даже вместе ставить её,но вскоре умер.Сергей   всегда пользовался огромным успехом и имел много поклонниц своего таланта. Своей музыкой он покорил Париж, Стокгольм, Германию, Англию, США, Россию. Давал много концертов и везде его ждал успех. Публика на каждом концерте попадала "в плен" этого гения, и везде его сопровождала белая сирень… Он творил, когда ощущал любовь в своём сердце к своей Музе. "Красивая женщина - источник вечного вдохновения"- это его афоризм.
   Наталья всё терпела, так как понимала, что ей придётся терпеть всех соперниц всю жизнь, и все эти букеты цветов тоже, ... и молчать всю жизнь, потому, что она взяла чужое...- это был её крест. Он был деликатен с ней и старался её не травмировать, хотя думаю, что был не очень счастлив в браке, и это приводило его к разным настроениям. Одной из «Муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, сказочное сопрано, для которой он специально написал ряд вокальных партий, посвятил ей шесть потрясающих романсов. Они вместе выступали во многих городах с большим успехом. Был кураж от их совместных выступлений, и ,конечно, шлейф сплетен следовал за этим.
 Можно иногда встретить в прессе неверное мнение, что у Сергея Рахманинова был сложный, трудный характер и якобы он страдал длительной меланхолией, депрессией, был нелюдим. Как ни странно, слухи о нездоровье Сергея распространяла его жена, и они были слишком преувеличены. Больше всего она боялась слухов… о его тайной любви к Лане. Эти мнимые заболевания полностью опроверг их внук, рассказывая, что дед был очень тёплый, общительный, весёлый человек, любил шутить и устраивал розыгрыши.
 
    Это подтверждали и многие другие люди. Очевидцы рассказывали мне, что когда Рахманиновы какое - то время жили в США на острове Лонг - Айленд, что на юге штата Нью-Йорк, то местные жители часто слышали его игру. Им несказанно повезло.
   Они подплывали на лодках поближе к дому, чтобы послушать прекрасную музыку. Причём, он всегда начинал разыгрываться с И.С.Баха,и это было не случайно. Впитывая баховскую полифонию мира музыки, он строил своё проникновение в вершины этого искусства построения гармонии.
 Сергей Рахманинов нередко выходил к ним, беседовал и спрашивал: "Поиграть еще?". - Да! И он играл,словно приглашая их в Россию послушать звучание всех колоколов своей родины.Их много разных с густым голосом или звонким ,как ручей весной. Это встречаем почти в половине его произведений,прислушайтесь.Слышите их в Прелюдиях?    А мощные аккорды начала 2 концерта,... и в середине- тоже? Вот они, родные с детства колокола включались в образный ряд этих произведений. И все просили исполнить ещё и ещё. Он играл с удовольствием.И все вдруг начинали слышать мелодии Востока, его вибрации, и растворялись в божественной мелодии. Чаще всего
 исполнял свой любимый концерт №2… На воде звук летел на большое расстояние и все с озера на лодках подтягивались в сторону его дома. Его там помнят и ценят до сих пор, передают рассказы о нём своим детям и внукам. Его Муза жила не с ним, но где - то всегда рядом, незримо, а ему нужно было постоянное вдохновение, и видеть её, чтобы творить прекрасную музыку, дышать одним воздухом. Тогда он садился за рояль и играл то, что посвятил Лане, так он как бы разговаривал с ней… Это была мука… Все понимали, что с ним что-то происходит. Наталья понимала, что в этом её вина, её грех. Так всю жизнь она удерживала около себя человека, который любил другую женщину, которая была его настоящей Музой. Наталье он не посвятил ни одного произведения после свадьбы, только два до свадьбы. Очень красивый романс "Не пой, красавица, при мне" - я думаю,что и здесь не обошлось без его Музы,которая имела восточную красоту, он уже влюблён был в Лану,и она незримо подвинула на троне Наталью, которая не отличалась совсем красотой.Это было тоже приношение своей Музе. 
     Рассказывали, что он очень много курил, почти как Черчилль, видимо, переживал гнёт долга,невозможность идти по жизни вместе с любимым человеком.Когда такой заводик по производству негативных чувств и реакций работает все 24 часа, в любом организме произойдёт катастрофа.Это как атомный реактор начинает работать, и ничем уже не помочь, не разрушить эту программу. Плюс эта пагубная привычка курить привели к болезни, заболел раком. Последние дни провёл в Калифорнии. Уже на смертном одре он метался в бреду. Сергею всё казалось, что играют его гениальную "Всенощную"... Наталья послала за той, кто была его Музой всю жизнь, так как хотела искупить грех. Теперь ей уже нечего было бояться - ведь он шёл уже к Богу...и с этого пути уже было не свернуть. Как только Лана подошла к нему, и присела рядом в изголовье, положив свою руку на его - он покинул этот мир. Он покинул этот мир за три дня до своего 70-летия 28 марта 1943г. «Я бы умереть хотел душистою весною» - писал он. Сердце великого Человека остановилось в Беверли-Хиллз, где уже во всю была весна! Наталья просила хранить тайну их отношений 50 лет. Внук Александр выполнил её просьбу.А мне всё время слышатся строки из стихотворения Кочеткова, когда думаю о Сергее и Лане, строчки предостережения ...
"С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, —
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

"Всенощная"... как много он вложил души в это произведение- это была исповедь музыканта перед Богом, он словно вымаливал прощение. Он очень любил свои «Колокола» и «Всенощную», считал их главными произведениями в своём творчестве. Он был очень верующим человеком. Ещё с раннего детства они с бабушкой отстаивали службы в соборах Петербурга, - в Казанском, Исаакиевском и других, где Серёжа ловил каждый звук с благоговением, и запоминал, как звучало на 12 голосов «Господи, помилуй!» - душа замирала и радовалась. Эти впечатления займут своё достойное место в его произведениях. Образ родной земли и судьбы народа станут центральными в его творчестве. Глубокая лиричность в произведениях его -это его стиль. Чтобы он не писал в музыке,- это всегда будут мысли о  любви к Родине, к родным людям, к русской культуре.         
Его «Всенощная», как и «Всенощная» П.И. Чайковского были в запрете долгие годы. Их так долго не исполняли… 70 лет! Ужасное молчание! Для композитора- это страшная трагедия. Она не звучала ни в концертах, ни в соборах, ни в церквях... Музыке словно вырвали язык… Пауза слишком затянулась.
      Но времена меняются. И вот, я сама свидетель перемен и присутствую в Ленинграде, на первом исполнении этой прекрасной музыки после долгих лет молчания. Это было незабываемо. «Всенощное бдение» - одно из главных сочинений Сергея Рахманинова, золотой фонд всемирного наследия. Выдающееся произведение появилось, как реакция на события Первой мировой войны. Это была молитва о судьбе своей Родины, на долю которой выпали суровые испытания - начало первой мировой войны, предвестие революции, падения Самодержавия и смены государственного строя. Революцию он не принял, но свою родину любил всегда, и переживал за её судьбу.  "Всенощная"- вершина русской духовной музыки, великое произведение хоровой музыки. Его можно рассматривать в одном ряду с мессами Баха, Монтеверди и другими творениями великих композиторов. В ней использованы древние распевы, песенные родные протяжные мелодии, используются интересные приёмы пения с закрытым ртом. А лесенка басов всегда является украшением этого произведения. Я очень люблю распев «Богородице дева, радуйся».  Народу в зале тогда было битком, висели "гроздьями" с ярусов. Исполнение «Всенощной», осуществленное Ленинградской государственной капеллой под управлением Владислава Чернушенко,- было выше всех похвал. Это было грандиозное зрелище и исполнение, мы не могли сидеть и слушали стоя, так как нас просто поднимало волной магической силы и энергии, и при этом мы обливались слезами. Нас даже трясло от удивительных вибраций - так изумительно исполняли «Всенощную». Сердце готово было разорваться от переполнявших нас эмоций и чувств. Впечатление осталось на всю жизнь от того концерта. Домой мы брели потрясённые, молча, переваривая услышанное, музыка всё ещё звучала у нас в душе. Все трамваи шли мимо, мы их не замечали... Даже не помню, как мы добрались до дома... Позднее, мне посчастливилось слушать эти распевы на Валааме, пел мужской хор, я дважды слушала его. Это было великолепно. "Русский гений" оставил огромное музыкальное наследие.
    Одно из моих любимых произведений у Сергея Рахманинова волшебный по красоте "Вокализ" - совершенно гениальная музыка. В апреле 1915 года Сергей Рахманинов написал "Вокализ" - чудеснейший романс без слов - и посвятил его несравненной Антонине Неждановой, народной артистке- соловью русской оперной сцены. Она пела на одной сцене с самыми известными мировыми звёздами с Энрико Карузо в Париже в 1912 г. в Гранд - опера, в опере "Риголетто", где заглавную роль исполнял Титта Руффо, а Энрико пел герцога, выступала и с Федором Шаляпиным. А Бернард Шоу восхищался её талантом, и считал её "лучшим творением природы". Её красивый голос обожали А.Скрябин, К.С. Станиславский -" Вы — Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры. Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю».
и многие другие. Всем сценам она предпочитала Большой театр и спела огромный репертуар сольных партий.
    В "Вокализе", этом неземном произведении, он настолько явно разговаривает с Господом, что это чувствует каждый человек, кто слышит эту музыку. Его часто исполняют великие музыканты не только голосом a cappella-  , но с оркестром, органом, ф-но и без. Однажды, его исполнял на сцене нашей филармонии очень известный, замечательный пианист и мой друг - Николай Арнольдович Петров. Он исполнил его дважды,второй раз на бис…  Оваций было столько, что он не мог отказать. Что происходило в душе - надо было видеть… Тогда на концерте, у меня было какое - то предчувствие и тревога… Я написала своё впечатление от этого концерта, а вскоре его не стало… Диагноз – заражение крови…    Мне сообщили об этом, когда я возвращалась из поездки по Норвегии... Я разрыдалась... Так в мире пауза настала.

Вот слышу "Вокализ" во мне звучит опять
Хочу о «Вокализе » я  сказать:
Рахманинов - философ в музыке и жизни -
Открытия особого тут нет!
Все знают,
что он в музыке - поэт!
Как только  «Вокализ» его  услышу –
слеза стекает по щеке...
Я друга своего  как- будто вижу
и вспоминаю  Николая, в шарфе,
с рисунком чёрно- белым,
тех клавишей его любимого рояля.
Теперь он там, в хоромах  Рая,
играет вечно на струне.
Надеюсь, помнит обо мне.

Как он играл в последний раз!
Концерт последний, полный зал.
Там  «Вокализ» он исполнял
с такой душой, так тонко и трагично,
что музыкой становится душа.
Она скорбит и плачет, просит жизни,
но вычерпана чаша до конца.
И ощущение давЯщее венца,
какое-то предчувствие тревоги...
О! Боги! Что же происходит?
Вдруг  поняла, что он уже уходит!
Прощается, а значит, сам
всё чувствует и понимает, знает,
что всё...
и бездну музыкой своей прекрасной
перед собою открывает.
Как горло больно чёрным бархатом сжимает.

Играет это он в последний раз...
И как играет!!! - просто  сердце замирает!
Я понимаю - так Бессмертие наступает.
Так Николай Петров –
Великий пианист  играл тогда,
А вскоре, да, его не стало.
Осиротел его рояль одетый в траур
и в мире пауза настала.

***
В тот скорбный  час там музыка звучала.   
В его же исполнении - «Вокализ»
А на концерте он сыграл на бис.
Он в моём сердце музыкой живёт,
Пока живу -  он для меня, как Бог!
   
Его очень многие любили и уважали, а некоторые боялись. Так как он говорил всегда правду, а это не всех устраивало. Подонков, негодяев он мог послать «в пешее эротическое путешествие» (вы представляете себе куда). При этом был очень толерантным человеком. Я горжусь, что судьба подарила мне дружбу с таким прекрасным человеком и великим музыкантом. Он родился 14 апреля(1)  1943 г. в Москве, в творческой семье музыкантов: его дед был знаменитый русский бас. Он блистательно выступал в течение двадцати лет на сцене Большого театра вместе с Шаляпиным, Неждановой, бабушка великолепная пианистка, окончила когда-то консерваторию с золотой медалью. Мать - балерина Большого театра, музыкальный драматург, а отец знаменитый виолончелист, игру которого сопровождал сам Д. Шостакович. Николай был сибарит, гедонист, получал удовольствие от жизни, и дарил своим близким друзьям его тоже. Очень любил свой сад с домом на Николиной Горе, за городом на природе, – как он говорил-  его «малой родиной», в которую «он буквально вложил свою душу». Украшал свой дом гжелью и радовался творческим подаркам, сделанными своими руками. Как-то на его юбилей я подарила огромное расписное яйцо, «золотое», украшенное вязью и красивыми камнями, сделанное своими руками. Сама не смогла поехать, а передала ему подарок через своего друга дирижёра нашего оркестра. Так Николай Арнольдович ходил весь вечер в обнимку с моим подарком, так он ему понравился. Это мне рассказал дирижёр, а потом он благодарил меня сам. Я была счастлива. Он любил всякую музыку, говорил, что «всеяден», играл всё, начиная с джаза, который он обожал, всё, кроме авангарда. В нём не видел смысла, не чувствовал горения духа, отсутствовала душа и образ. Любил играть Рахманинова - все его концерты, прелюды,- всё переиграл, из всех композиторов он ему нравился больше всех. Ещё очень любил Артура Рубинштейна.  Николай Арнольдович говорил: "Конечно, как личность, мне ближе всех Рахманинов. Этот человек был велик в трех ипостасях: и как пианист, и как дирижер, и как композитор". А весной любовался в своём саду белой сиренью, как и Рахманинов, распахивал окно, играл и наслаждался. Часто у него жили-гостили его ученики, он их любил и подкармливал в прямом, и переносном смысле, помогал деньгами из своего фонда и замечательными блюдами, которая готовила супруга. Мне Саша Гиндин рассказывал, что любил у «Арнольдыча» репетировать, готовиться к их совместным концертам,- «живёшь, как в Раю» - делился Саша. В репертуаре пианиста было около 50 сольных программ и 93 концерта с оркестром! Он был трудоголик. Очень много выступал, играл от 70-100 концертов в год! Давал аншлаговые концерты в самых престижных залах Европы и Америки. В его репертуар входило большинство произведений классического и романтического наследия. Он знал несколько языков и свободно общался на них. Как-то в Американском посольстве в Москве, мы встретились на приёме, он выступал вместе с Александром Гиндиным в дуэте и представлял программу на английском языке. А потом к нему подходили гости из разных стран поблагодарить за исполнение, и он разговаривал с ними на французском, итальянском, английском, польском языках. Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, большой общественный музыкальный деятель, наград он имел огромное количество, даже не стоит перечислять, - это сложно. Так что, сирень обязательно будет в моём саду, а главное, и мне будет, что рассказать своим внукам и гостям о прекрасных музыкантах - Сергее Рахманинове и Николае Петрове, дети мои знали Николая Петрова, а внукам и гостям приготовлю винегрет, который так хвалил у меня в гостях Николай Арнольдович.  Ему так он нравился, и он всегда спрашивал: -" Что ты туда такое особенное кладёшь? У тебя самый вкусный винегрет, который я ел." Я отвечала, перечисляя не только картошку, огурцы солёные, горошек, свеклу, лук, яблоко, фасоль, капусту с клюквой и добавляла: - «ну и, как всегда, самое главное, не забыть положить - кусочек своего сердца». -" Я так и думал, и это правильно! Поэтому он такой неповторимый."- говорил Николай Арнольдович. Он всегда был щедрым на комплименты, и очень искренним, простым в общении человеком, потрясающе рассказывал анекдоты и шутил, никогда не заносился, не строил из себя звезду, хотя реально ею был и остаётся навсегда. Я его часто вспоминаю. Его именем названа одна из малых планет. Когда я смотрю на звёздное небо, то всегда вспоминаю его… и мне кажется, что его планета мне подмигивает… и я с небес вот-вот услышу какую-нибудь зажигательную шутку от него… Светлая ему память.
 
 Второй концерт Рахманинова я слушала впервые в 60-х годах , в исполнении замечательного музыканта - Виктора Ересько. Он меня потряс тогда своим искусством звукоизвлечения, "взвешенностью", пластичностью и филигранной завершенностью каждой музыкальной фразы. Он тогда, совсем молодой музыкант собрал несколько престижных наград на разных конкурсах: жюри Международного конкурса имени М. Лонг - Ж. Тибо, присудило в 1963 году московскому пианисту первую премию. И на Конкурсе имени Чайковского(1966), где Ересько был третьим, его высоко оценили в трактовке рахманиновских произведений. С того момента главным репертуаром всей его жизни был всегда Сергей Рахманинов. У них даже руки похожи – красивые, с длинными пальцами. На наши сцены он не выходил  уже более двадцати лет. Он живёт в Париже и выступает во всех странах с самыми престижными дирижерами и лучшими оркестрами мира. В 1993 был удостоен звания Кавалера ордена Искусства и Литературы Франции, став третьим русским пианистом (после В. Ашкенази и С. Рихтера), получившим эту награду. Он мне тогда открыл Рахманинова с новой стороны, погрузил в его мир  раз и навсегда, и я влюбилась в его музыку. Он исполняет Рахманинова на всех самых главных сценах мира. А ему, как и Рахманинову, дарят сирень….
Я вспоминаю, что когда крупнейшие музыканты 20 века Э.Гилельс и С.Рихтер играли Рахманинова, было ощущение, что гений исполняет музыку гения,...так оно и было. Им тоже дарили белую сирень. Миф и сегодня работает, традиция продолжается.
 
 ***Рецепт сирени: Срезать в октябре хорошие ветки сирени без листьев, только берите веточки с наиболее крупными, развитыми цветочными почками , сложить в холодильник, хранить при температуре -2-5 градусов не меньше 5 недель, и даже больше, сколько вам нужно. Когда нужно, достать за две недели до нужного срока и на 12 часов положите в холодную воду, чтобы они оттаяли. А потом ударами молотка расплющите им концы и поставьте в вазы с водой комнатной температуры, в которую добавьте сахара столовую ложку и немного дезинфицирующих веществ, например, щепотку хлорамина, (в аптеке взять) - чтобы не завелась вредная микрофлора или аспирина. ещё добавьте кусочек своего сердца... Через 10-14 дней сирень зацветет. Чудо существует...оно рукотворно. Так вы можете и жасмин заставить цвести зимой, вернее, попросить, так надёжнее.   
10.11.2018
 На фото- Сергей Рахманинов.
*О Лане (Елена Морицевна Даль- "Дельмо") не сохранилось никаких сведений, документов, нет фотографий. Знают только, что она была красавица с восточными чертами, такие нравились Сергею. Она была дальней родственницей врача -Н.В.Даля, воспитывалась, как дочь и он считал её дочерью. Их тайна так до конца и не раскрыта. Эта сторона их жизни так и осталась в тени. Сам Рахманинов имел татарские корни. В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения С.Рахманинова, и 75 со дня смерти. Светлая память ушедшим!
В годы ВОВ он перечислял деньги нашей Армии для создания самолётов. Всегда помнил о Родине и помогал, как мог.
 11.2018.