Рейс длиною в жизнь стр. 75

Наталья Якубович
 
     ОЛЬГА ЛЬВОВНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО
Штабники (проводники штабного вагона) – это особые люди.
Кроме своих прямых обязанностей, они должны уметь выпол-
нять обязанности начальника поезда. Такие штабники, на кото-
рых я всегда могла положиться, доверить свои проблемы, беды,
радости, много лет проработали со мной. Ковригин Александр
и Чередниченко Ольга были не просто напарниками, они стали
сплочённым единым целым ядром, со схожими интересами. Что
Ольга Львовна, что Александр Васильевич, оба много читали,
писали стихи, сражались в стихотворных битвах. Однажды Ков-
ригин стал подстрекать Ольгу тем, что она не сможет подобрать
рифму к названию города, где он родился. Ольга тут же отреаги-
ровала: «Почему не смогу? Смогу. Родился в Кунгуре, женился на
дуре». Я, покачав головой, сказала Ольге: «Оля, ну зачем ты так?
Не надо наступать на больную мозоль». После чего Ольга выда-
ла: «Родился в Кунгуре, добряк по натуре».
Ольга могла часами наизусть читать стихи Блока, Есенина,
Маяковского, Саши Чёрного. При общности интересов интел-
лектуального характера, Ольга и Саша совершенно по-разному
относились к угольному отоплению вагона. Дружба с топкой у
Ковригина не складывалась. И, Ольга терпеливо, долгие годы
управлялась с топкой, поднимая температуру, упущенную Сашей
в свою смену.
Отпуск мы часто проводили вместе. Ездили дикарями на юг, в
гости к сёстрам и брату Ольги в Волгоград. Все три сестры Оли и
младший брат, не в пример многим семьям, очень дружны между
собой.
Семья Янулевич (Олина девичья фамилия), очень необычная
и особенная. Все пять детей родились в Пенджикенте (город в
Таджикской республике), в семье красавицы Натальи Алексан-
дровны и поляка Льва Казимировича. Наталья Александровна
заведовала инфекционной больницей, а Лев Казимирович вёл
приём в поликлинике. Он был врачом узкой специализации – ве-
нерологом-дерматологом. Вместо ковров, привычных для таджи-
ков, на стенах комнат висели плакаты с изображениями больных,
подверженным разным недугам. А, вместо горок с посудой, шка-
фы были заполнены книгами. Библиотеке старших Янулевичей
могли позавидовать многие библиотеки крупных городов. Всем
детям с рождения были привиты навыки к трудолюбию и чтению.
А приготовление таджикских блюд стало неотъемлемой частью
жизни всех сестёр. Плов, приготовленный Ольгой Львовной в по-
езде, был по достоинству оценен не только мной и Сашей, но и
офицерами штаба, проезжавшими в нашем штабном вагоне.
Ольга и Саша, по Ольгиному мнению, страдали топографи-
ческим кретинизмом. Не запоминали расположение улиц горо-
дов, магазинов, где наш поезд отстаивал от нескольких часов до
нескольких дней. Но, каково было моё удивление, когда поезд в
ночное время следовал по степям Забайкалья. Долгими часами мы
втроём сидели за столом в бытовом купе и слушали интересные
рассказы о жизни в Таджикистане или стихи, цитируемые Ольгой.
И вот, в одну из таких ночей, к нам зашёл офицер и задал во-
прос – где мы едем? На что Оля, отодвинув на окне шторку, отве-
тила: «Сейчас посмотрю». Вглядываясь в ночную тьму за окном,
где ничего нельзя было разглядеть, она выдала: «К Ксеньевской
подъезжаем» (станция Ксеньевская). По неясным очертаниям
ночного пейзажа за окном, по промелькнувшим деревенькам и
полустанкам, Ольга с точностью определяла местность на протя-
жении всего пути до Владивостока.
На станциях, где поезд делал остановки, мы покупали черем-
шу, папоротник, рвали крапиву. Варили изумительно вкусный суп
из крапивы, жарили картошку с папоротником. А из черемши мы
нарезали салат и приправляли майонезом.
Однажды, в 1995-м году, отработав с начала апреля три меся-
ца на воинском эшелоне, мы, не делая перерыва на отдых, выеха-
ли в Симферополь по приказу МПС. Маршрут нам определили до
Мурманска.
Шёл пятый месяц нашей непрерывной работы. Перепад тем-
ператур между Симферополем и Мурманском составляли 30 гра-
дусов. Из изнуряющей жары +36 в Симферополе, каждую неделю
мы попадали в зону северной прохлады, где столбик термометра
редко поднимался выше +6 градусов.
Сирень в тот год в Мурманске распустилась 4 августа, в день
профессионального праздника «День железнодорожника».
Как-то раз, когда мы ехали в Мурманск, нашей Ольге стало
плохо. Сказался резкий перепад температур. В Петрозаводске я
её повела в медпункт. Измерив У Ольги давление, врач спросила,
давно ли та находится в пути? На что Ольга ответила врачу, что в
дороге пятый месяц. Врач раздражённо сказала: «Я не спрашиваю
вас, сколько месяцев вы работаете проводником. Я задаю вопрос,
сколько дней вы находитесь в рейсе?». Ольга, спокойным голосом
повторила свой ответ: «Пятый месяц». Врач удивлённо перевела
на меня взгляд. В подтверждение Ольгиных слов, я в это время
кивала головой. Врач встала, достала и дала Ольге таблетки, ска-
зав при этом: «Маразм какой-то, как так можно?»
А мы могли и работали! Работали дружно, по нескольку ме-
сяцев не выходя из вагонов. Но, зато, после прибытия в Омск,
отдыхали по 3 – 4 месяца, за которые успевали проводить время
в совместном отдыхе.
Мы и сейчас дружны с Ольгой Чередниченко. Ковригин Саша
свою напарницу обожает и часто к ней приезжает. А мой внук
свои первые дни жизни провёл на руках у Ольги Львовны. Слу-
чилось так, что после выписки из роддома, дочери с внуком при-
шлось остаться без моей поддержки почти на месяц. Мне необ-
ходимо было срочно выехать в Китай для решения вопросов по
концертам, организацией которых я стала заниматься, выйдя на
пенсию. Оля, каждое утро, как на работу, приезжала к нам домой,
забирала крошечного Сашеньку и шла с ним гулять, тем самым
высвобождая свободное время моей дочери для уборки квартиры,
похода в магазин, приготовлении обеда.
Ольга часто пишет эпиграммы на мои стихи, читая которые,
я смеюсь от души и радуюсь тому, что судьба меня свела с таким
неординарным, интересным человеком.               
   
продолжение следует