Икона Божьей Матери Толгская

Алиса Лемешко
Икона Божьей Матери «Толгская»
Празднуется 21 августа

     Под Ярославлем, на берегу Волги, стоит Толгский монастырь, эта обитель славится древней чудотворной иконой Богоматери. В 1314 году, когда Ярославлем правил князь Давид Федорович, явилась эта икона при весьма интересных обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор, в схиме Трифон, произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла очень высоко над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епископ стал со слезами молиться перед иконой Божией Матери «Владычице, ты призираешь на людей твоих и не забываешь достояния твоего! Что воздадим, какие дары принесем тебе» После горячей молитвы епископ, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Его спутники спали и не знали о случившимся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут владыка Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о происшедшем. Потому что Богу угодно сделать известным виденное им чудо. Сопровождающие его переправились через реку, и нашли в лесу, стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой Божьей Матери стоял епископский жезл. Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе Богородицы и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники. Заложена была небольшая церковь. В тот же день слух о чудесном явлении иконы Божьей Матери дошёл до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Положено тогда же ежегодно 8 августа (по старому стилю) праздновать явление иконы. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления её на реке Толге были названы Толгскими. Прошло более полувека. 16 сентября 1392 года во время утренней службы, когда священник возгласил «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим» из правой руки Богородицы на иконе истекло миро, благоухание от которого распространилось по всей церкви. по случаю такого чуда стали служить молебен и при пении «Владычице, приими молитвы раб твоих» истекло миро их левой ноги Младенца. Это миро исцелило многих больных. Вскоре в монастыре случился пожар, сгорел и храм, где находилась икона. Вынести ее не успели. Все горевали, думали, она погибла. Но через три дня ее нашли в монастырской роще, целой и невредимой.
      В 1638 году был неурожай, и обитель стала кормить всех бедных, приходивших под покров Богоматери. Народу прибывало все больше, и тогда игумен испугался, что братия останется сама без хлеба, отказал народу в пропитании. После этого монастырская братия стала чувствовать необъяснимый голод. Игумен приказал удвоить количество трапезной пищи, но братия еще больше стала испытывать голод. И тогда понял игумен наказание Божие и велел кормить народ по-прежнему. И после этого монастырская братия стала сыта. Известно, что перед Толгской иконой Божией Матери молился царь Иоанн Грозный, когда у него разболелись ноги. Царя внесли в монастырские помещения в кресле. После усердной молитвы со слезами перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы царь «воста и здрав бысть, укрепився ногами». Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, после в нём разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрождённую Толгскую обитель. На этой святой иконе с незапамятных времен существует серебряная позлащенная риза, служащая памятником, какого то благодатного происшествия, признанием благодарности или же особого уважения к этой святыне, но, к сожалению, до наших дней никаких летописных записей не дошло. Копии с иконы Божьей Матери Толгская известны во многих местах России. Излечивает она от многих болезней, только надо молиться, и не просто второпях прочитать молитву, а всей душой, всем сердцем растворится в молитве.   
    Молитва это самое мощное средство к исцелению всех болезней, как  телесных, так и душевных. Молитвы бывают хвалебные, благодарственные, просительные и покаянные. Если мы провинились перед богом, согрешили, мы должны просить у Него прощения, то есть каяться. Такие молитвы называются покаянными. Если у нас всё хорошо, если мы и наши близкие здоровы и благополучны, есть, где жить, во что одеться, чем питаться, то за это надо прославлять и благодарить Бога. Такие молитвы называются хвалебными или благодарственными. Если случилось какое-то несчастье, болезнь, беда или нужда надо просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными. Так как мы постоянно грешим пред Богом, то мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Него, сначала покаяться пред Ним, а затем уже просить у Него о наших нуждах, то есть покаянная молитва, как и благодарственная, должна всегда предварять просительную молитву. Надо помнить: когда молишься какому-нибудь святому в особой нужде, обращаясь к нему за помощью - молитва о нас будет святого, а помощь по его молитве получаем от Бога. Лучше всего молиться в церкви, заказать молебен с водосвятием, тогда молитва будет успешнее. Наблюдая в последнее время современное христианское общество, я пришла к печальному факту люди почти не молятся! Весь мир запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании еще худших бедствий. Все ищут разрешения мировых проблем. И почти не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях. Верующие ищут разрешения мучительных вопросов теми же путями, что и неверующие, то есть умом, политикой, войной, соглашениями, а не молитвой к Богу. Хуже того, заявляя себя верующими, люди в постоянной ежедневной жизни или не молятся совсем, или ограничиваются посещениями своих приходских храмов в известные праздничные дни, если только еще делают это. Наступило время пустой веры! Еще если и говорят о Боге, – то Ему не молятся, точно Его и нет вообще, и для них в частности. Если прежде повторяли слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть», то теперь приходится добавлять: «Вера без молитвы – мертва». Исчезает из жизни молитва. Истинный христианин знает, что молитва это великий труд, и человеку сложно сконцентрироваться так, чтобы никакие посторонние мысли не отвлекали его от разговора с Богом. Даже находясь на службе в храме, которая длится порядка трех часов, многие отвлекаются, разглядывая других прихожан или священников, это происходит из-за "ограниченности нашего естества". Но чем больше верующих объединены в общей молитве, тем она сильнее, "как огненный столп, энергия нашей молитвы достигает престола Божьего". Многие считают, что молиться можно и дома. Некоторые говорят, зачем нужно ходить в церковь, дома помолюсь. На это я хочу ответить очень важными словами из Евангелии «там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Поэтому приходите в храмы, не ленитесь! Помните, что здесь ваша слабость в молитве будет восполнена силой другого человека, которого вы, может быть, не знаете, на которого никогда внимания не обратите, но он где-то рядом стоит, и он молится в тот момент, когда у вас, нет сил молиться. И это и есть общая молитва церкви, которая достигает Господа, и Господь отвечает на эту молитву.

Молитва первая перед иконой Божьей Матери Толгская
О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную бла¬женному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизречен¬ному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Пребла-гословенная рода нашего Заступ¬нице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятеж¬ном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любо-вию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеп¬риятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною ру¬кою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред линем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аше токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко жи¬вей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем на¬шим, Господем Иисусом Хри¬стом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Божьей Матери Толгская
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпо¬же Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недо¬стойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слыша¬щей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбя¬щим бо скорби облегчаеши, не¬мощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных ка¬ющихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Тво¬им к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пре¬святая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, не¬достойных рабех Твоих, славя¬щих Тя и почитающих, и по¬клоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих не¬возвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



                Алиса Лемешко