Кашменская

Михаил Самуилович Качан
№ 2

Запись беседы с О. В. Кашменской

Встреча состоялась в ноябре 2004 г. При первом знакомстве поразила молодость и энергия нашей собеседницы, – ей никак не дашь ее лет. Это живая, со вкусом одетая, веселая и остроумная дама. Она воспринимает события 1968 г. как вполне актуальные, – видно, что они стали важнейшим, быть может,  главным событием ее жизни. В то же время она не рассматривает себя как жертву, относится к той ситуации с пониманием и даже юмором. С точки зрения фактической она практически ничего не смогла дополнить, – видимо детали событий все же изгладились из памяти. Однако эмоциональные реакции были очень живые и непосредственные, что и представляло основную ценность для нас.

Прежде всего речь зашла об оценке личностей Лозовского и Шалагинова. Она подчеркнула,  что это были очень искренние и порядочные люди, только, быть может, «слишком горячие». О  Бланкове (ударение на первом слоге!) она сказала, что это был исключительно порядочный человек. Следует иметь в виду, что впоследствии  две этих семьи породнились: сын Ольги Вадимовны женился на дочери Бланкова. Характерный штрих: после  событий в институте Бланкову позвонил Г. И. Будкер и сказал, что в случае увольнения он приглашает его к себе.

Начальник лаборатории Филиппов, по ее словам, показал себя в этой ситуации как карьерист и приспособленец.

Что касается Трофимука, то, по ее словам, ярость его была такова, что, казалось, он вот-вот вцепится в горло виновным. Однако наша собеседница относится с пониманием к его поведению: он действовал искренне, действительно считал, что перед ним враги…

Личный архив автора-составителя.