380 Кинокомедия на корабле 1 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

380. Кинокомедия на корабле. 1 августа 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Среда 1 августа 1973 года, Дневная температура: мин.: 15.0°C, средняя: плюс 17.0°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:12, заход солнца – 20:35 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 759 мм. рт. ст. Скорость ветра - 9 м/с.

К вечеру среды 1 августа 1973 года облёты и налёты натовских самолётов на БПК "Свирепый" прекратились, был объявлен "Отбой боевой тревоги", экипаж корабля продолжил нести обычную ходовую вахту и дежурство во время стоянки на якоре. Все очень устали от сильного напряжения, вызванного атакующим стилем полётов немецких "старфайтеров" и "фантомов", но человек ко всему привыкает, привыкли и мы. Моряки РТС (радиотехнической службы) вовремя обнаруживали воздушные цели, вовремя их классифицировали, вовремя выдавали координаты, парметры полёта и целеуказания, а "рогачи" ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) привычно и ловко, вовремя и споро отрабатывали все необходимые действия по захвату воздушных целей в "перекрестие" своих систем наведения ЗРК "Оса-М" и АК-726 и готовы были ещё на подлёте сбить эти быстролетящие самолёты "вероятного противника". С каждым прилётом этих "старфайтеров" и "фантомов" росла спокойная рабочая уверенность в своих силах, желание фактически применить грозное смертоносное, жалящее, как жало осы, зенитное ракетное оружие БПК "Свирепый".

Мы снова под вечер остались одни на якорной стоянке у мыса Скаген. Я хотел было описать сегодняшние впечатления и ощущения в боевом листке, но замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин приказал мне показать экипажу корабля "какой-нибудь забойный кинофильм". Показ кинофильмов на корабле - это одна из священных советских флотских традиций, потому что иных массовых развлечений на корабле, как правило, нет. Кроме этого, как сказал В.И. Ленин в беседе с наркомом просвещения А.В. Луначарским в феврале 1922 года: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Эта фраза была сказана В.И. Лениным в 1922 году в период становления Советского государства, строя, идеологии, науки и искусства, советских общественных отношений. Телевидения тогда ещё не было и самым массовым средством воздействия на умы, восприятие и чувства народа было кино, поэтому В.И. Ленин говорил о развитии "коммунистического кинематографа", причём "не контрреволюционного и безнравственного", а реалистичного и высокохудожественного. Кстати, В.И. Ленин "отметил необходимость определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными, указал на роль документальной кинохроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность».

Тоже самое хотел сделать и я, показывая перед кинофильмом короткометражные документальные фильмы, но моряки БПК "Свирепый" неизменно требовали показа только одного подобного короткого фильма - киноконцерта артистов советской и зарубежной эстрады... Вероятно, в 101 раз мы перед показом любого кинофильма, либо затаив дыхание, либо с ликующими возгласами, смотрели и слушали как красивые, свободные, гибкие и сексуальные певицы на киноэкране "пели забойные песни" (особенно, в стиле рок-н-ролла) и никакие силы не могли помещать морякам БПК "Свирепый" орать мне: "Суворов! Рок-н-ролл давай!".

Правда, моряки на флоте переиначили знаменитую фразу В.И. Ленина о важности кино и киноискусства для советской и коммунистической пропаганды и в шутку говорили на политзанятиях так: «Из всех искусств важнейшими для нас являются кино, вино и домино», но, как известно, "в каждой шутке только доля шутки, а всё остальное - всерьёз". Так что показ весёлого кинофильма после напряжённого боевого рабочего дня - это было не просто времяпрепровождение, а настоящая политработа политслужбы БПК "Свирепый".

Вечером после ужина в среду 1 августа 1973 года я «крутил» в столовой личного состава БПК "Свирепый" кино – «Бриллиантовая рука». Эту цветную кинокомедию подарила мне лично «Хозяйка» фильмофонда штаба ДКБФ в Калининграде с наказом «вернуть обратно в целости и сохранности». Я берёг эту фильмокопию пуще глаза, хранил в "чужых" бобинах (с названием фильма "Король Лир"), никому не разрешал трогать и перематывать, чтобы, не дай бог, не повредить плёнку. Честно признаться - я гордился тем, что у нас была "не рваная" фильмокопия, что она была "не царапанная", "не прожжённая", не склеенная из кусков...   

Опять же "в надцатый раз" матросы, старшины, подвахтенные и дежурные по кораблю коки с удовольствием, как будто в первый раз, ухохатывались, глядя на приключения Семёна Семёновича Горбункова (Юрий Никулин) и других персонажей замечательного (возможно, лучшего) фильма режиссёра Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Практически каждый кадр этого фильма вызывал бурю восторга и смеха…

Фильм начинался с того, что смешно закатывал глаза и «терял сознание» пожилой человек с подозрительным лицом и в помятой белой шляпе, выкапывая на субботнике по благоустройству клад – баночку с царскими золотыми червонцами. Смешно вскидывал голову и свой чубчик с пробором молодой Геша, Геннадий Петрович Козодоев (Андрей Миронов), приветствуя этого "Шефа" с подозрительным лицом (Николай Романов), а Анатолий Папанов в роли "Лёлика" – хмурил брови и пихал Гешу в спину. Смешно и правдиво записывала участников круиза женщина-экскурсовод (Татьяна Никулина) и при этом «советским» голосом инструктировала советских туристов перед посадкой на теплоход «Михаил Светлов». Очень смешно и пародийно брал интервью у жены Семён Семёновича радиожурналист (Герман Качин), а на все вопросы отвечала его жена Надежда Ивановна (Нина Гребешкова) и дети (Александра Лисютина и Дмитрий Николаев). Чрезвычайно смешно, весело и задорно пел Геша "Козлодуев" песню «Про остров невезения» и при этом неподражаемо танцевал... Даже улыбающаяся кучерявая девушка-чертовка выглядывала из круглого иллюминатора парахода "Михаил Светлов" так задорно и весело, что мы все её приветствовали дружным ором…

Мы, моряки БПК "Свирепый", с открытыми ртами смотрели, как Геша прижимает к своей груди загипсованную руку Семён Семёныча и с чувством говорит, что «на твоём месте должен был быть я». Мне, например, очень понравилась женщина-экскурсовод в Турции, которая взобралась на возвышенность и очень профессионально и точно распоряжалась нашими советскими туристами. Я видел в Севастополе точно такую же женщину-экскурсовода...

Особенно всем понравился эпизод с женщиной-проституткой в переулке Стамбула (Виктория Островская). Как мы «вперились» глазами в экран, когда она, изгибаясь всем телом, стремительно завлекала Семён Семёныча в свои двери и повторяла: «О! Ай бьёханабаден! Томас каронораль! Бьёнрадо колоссален джевито горелла! Лунхадомарен цигель, цигель! Ай-лю-лю!.. Лючипарон ай-лю-лю!»…

А как мы гоготали в ответ на ругань контрабандистов (Григорий Шпигель - аптекарь и Леонид Каневский - помощник аптекаря) на «тарабарском» языке, который за кадром переводила невозмутимым голосом наша советская девушка-переводчик:

- Урген ластен "щёрт побьери"? (Пароль старый, "черт побери"?).
- Ахмат пасрано! Йерровас трухаверробит!!! Крокэс кус то бен шлак шмардюк!
- Крокэс кус шмардюк то бен шлак! (непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений) !..
- Порко мадонна ди умпесто пер бако костале ди не брано химаре эн те сервести хандураля! (Простите, погорячился).

Смешно упал, поскользнувшись на шкурке от банана, Семён Семёнович Горбунков и смешно закатывали ему в гипс на вывихнутой руке бриллианты, золотые цепочки и монеты контрабандисты. Смешно торопили этого «большевика» на пароход «Михаил Светлов». Смешно пытался Геша найти путь к пароходу «Михаил Светлов» в лабиринте улочек Стамбула. Смешно Семён Семёнович советовался с капитаном парохода (Лев Поляков) и нажимал на голову сувенирного чёртика. Очень смешно Семён Семёнович пытался подсказать таможеннику на таможне (Иван Жеваго), что у него в гипсе контрабанда. Смешно общался Семён Семёнович с милицейским майором (Станислав Чекан), а потом с милиционером-водителем такси Володей (Владимир Гуляев). Невероятно смешным был короткий эпизод встречи Семён Семёновича Горбункова на ступеньках общественного туалета с огромным бородачом в тёмных очках и кулоном на волосатой груди в виде черепа с пустыми глазницами. Фраза: «Папаша, огоньку не найдётся?» стала на некоторое время нашей любимой и дежурной фразой в отношениях с молодыми матросами и «салагами». Те, «по правилам игры в кино», должны были смутиться и «слинять», то есть не мешать «годкам» жить и служить…

Все зрители нашего корабельного "кинотеатра" в столовой личного состава экипажа БПК "Свирепый" смеялись, оглядывались друг на друга и весело комментировали знакомую по «гражданке» сцену, когда милиционеры грузили «труп» пьяного в коляску милицейского мотоцикла. Не менее смешно выглядел худющий житель дома, гуляющий с собачкой, которая всё время мотала и дёргала хозяина за поводок (Игорь Ясулович). Всем запомнилась фраза продавца лотереи (Андрей Файт) и ответ Нонны Мордюковой -управдома Варвары Сергеевны Плющ и соседка Горбунковых: «Кто купит билетов пачку.. Тот получит водокачку…».

Замерев и широко открыв рты, мы смотрели на показ мод и слушали удивительно «заграничный» голос женщины-демонстратора платьев и купальников мини-бикини (Серафима Холина)… Но особенно живо мы реагировали на сцены рыбной ловли Семён Семёновича в море и на приготовления Геши для битья Семён Семёныча по голове… Это было что-то!.. Очень смешно отреагировала Мордюкова-управдом на сувенир с чёртиком из табакерки. Смешно пел и танцевал Семён Семёнович в ресторане "Плакучая ива", исполняя песню «Про зайцев». Чрезвычайно смешно выглядел и вёл себя после ресторана Геша, Лёлик и невидимый "Шеф", который отодрал Гешу за ухо...

Отныне годки часто протяжно и с ленцой говорили как говорил Геша из кинофильма "Бриллиантовая рука": «Я не могу. Я должен сперва выпить чашечку кофэ-э-э, принять ван-н-ну…». Всем запомнилась фраза Мордюковой-управдома: «Наши люди на такси в булочную не ездят» и то, как Лёлик (Анатолий Папанов) смотрит на красивейшую Анну Сергеевну, проститутку из гостиницы «Интурист» (Светлана Светличная).

Мне запомнился краткий миг появления на экране одного из посетителей ресторана «Плакучая ива», в котором дебоширили Геша и Семён Семёнович. Это худое, «клювоносое» лицо пожилого месье Дюка было очень похожим (в моём представлении) на лицо американского резидента-шпиона… При этом всем очень понравился добродушный, открытый и добрый человек-медведь, который приглашал Гешу к себе в Магадан (Евгений Николаевич Ладыженский, гость с Колымы - Роман Филиппов): «Ну, будете у нас на Колыме… Нет, уж лучше вы к нам».

Все хохотали, глядя как жена вытряхивала из пьяного Семён Семёновича Горбункова деньги и пистолет, но больше всего мы радовались и веселились, глядя как соблазняет его коротким белым халатиком Анна Сергеевна - роковая красавица в гостинице, а потом кричит: «Не виноватая я! Он сам пришёл!».

Весёлых и смешных кадров в фильме "Бриллиантовая рука" было столько, что у некоторых ребят от смеха уже болели животы, грудь, шея, сводило судорогой скулы. Некоторые матросы уже смеялись, зажав руками челюсти, стиснув свои стриженные головы руками. Совместный смех заражает и поражает, как эпидемия…

Последние кадры фильма с прогулкой семьи Семён Семёновича Горбункова на катере по Чёрному морю вызвали в нас всеобщую грусть и сочувствие, особенно, когда в реальности на голову Юрия Никулина опустился крюк автокрана. Мы знали, что такое удар тяжёлого крюка по спине… Долго, ещё очень долго на БПК «Свирепый» матросы, мичманы и даже офицеры весело шутили, разыгрывали друг друга и играли в общении друг с другом в эпизоды этого гениального советского комедийного фильма…

Я перематывал в кинобудке ленты частей фильма с бобины на бобину и слушал восторги моих друзей-годков. Они требовали от меня «огласить весь список, пожалуйста» имеющихся на корабле фильмов, но я, по приказу замполита, держал его в секрете, чтобы каждый вечер в субботу и в воскресенье у экипажа был «кино-сюрприз».

Поздно вечером я записал в свой дневник-ежедневник:
01 августа 1973 ср
Сегодня хороший день. Работа спорится. Только в конце дня опять настроение испортилось. Завтра буду снова проявлять плёнки и печатать фотографии. Надо закончить стенд. Совсем немного осталось. Что-то у меня стали портиться отношения с ребятами (из-за того, что я не разрешаю пользоваться моим фотоувеличителем, плёнками и фотореактивами). Значит, я стал грубым, невнимательным. Плохо!

Фотоиллюстрация: 01 августа 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый".
Кадры из кинокомедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Этот кинофильм был одним из самых любимых и востребованных на первой БС (боевой службе) БПК "Свирепый" в июле - октябре 1973 года.