Как мужик корову продавал

Владимир Еремин
                КАРТИНА 1

Канун Рождества. Идет крупный снег. На небе блестит месяц. Мужик имеет несоразмерно большие усы в разные стороны, на нем надета шапка-ушанка с оттопыренным ухом, один большой зуб у него по-заячьи выдается из-под губы.


МУЖИК (Один). Эх, нелегкая, чтоб тебе разъязье! (Задумчиво) Да-а-а! Что за год такой был! Весной две моих уточки пало, бычка волк худобокий задрал, курей моих лиса оголодалая вместе с перьями пожевала! Летом такая страшная жара стала на постой – только вой да вой! Весь хлеб пропал. Колосья пустые, как седые волосы, к полю ветром нагинаются! Теперича и есть-то нечего. Теперича ложись и помирай. Дак, смешно сказать, одна-то коровушка Зорька и осталась. (Чуть не плачет). Бывало, выхожу подоить – жена-то моя, Авдотья Ильинична, уж давно Богу душу отдала! – выхожу это, значит, к Зорьке-то, а у ней молока полное вымечко, только цвырк-цвырк-цвырк – успевай ведро подставлять!

КОРОВА (За сценой, измученным голосом) Му-у-у-у!

МУЖИК (Один). Да, Зорька, так и было. Да нынче вот худо стало, молока-то и нет у тебя. Взял я тогда нож, да к тебе в хлев. А ты смотришь-то на меня так жалобно. Глаза с поволокою, изо рта пар идет, а на реснице слеза замирает, как человеческая, только больше. Пал я перед тобой на колени, кормилица ты моя, да так и просидел незнамо сколько, а ножик рядом лежал. Решил я тогда тебя продать, все равно ведь околеешь, Зорюшка, а там и я за тобой! (Отрешенно, подавленным голосом). Взял я веревку, приладил из нее петлю, да давай завязывать узлом. Да нарочно такой сложный узел выбрал, чтобы подольше повозиться. Вот завтра пойдем вместе на базар, ты уж прости меня, Зорюшка! (Плачет).

КОРОВА (За сценой, утешительно, очень ласково) Му-у-у-у!

МУЖИК (Один, растроганно). Нет, Зорька, не могу я тебя продать. Ты ведь кровинушка моя, я тебя с детства знал, как ты теленочком неразумным была, на ноги в хлеву встать не умела, и все мокрой мордочкой мне в ладошки ластилась! Слепая, беспомощная! Как я могу тебя продать? Друзья не продаются. Ведь в целом свете никого нет, чтобы обо мне вспомнили! Уж старый я стал, скоро самому перед Богом ответ держать, а как с эдаким грехом жить-то? Уж лучше пусть черт меня заберет, чем я завтра тебя, Зоренька, продавать пойду!

                КАРТИНА 2
               
Он же и белый чертик. Белый чертик имеет очень длинные смешные ноги с копытцами и хвост кисточкой. Говорит он высоким, почти детским голосом. Появляется очень эффектно и неожиданно: раздается сильный гром, сверкает молния.

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (деловито). Вызывали?

МУЖИК (крайне удивлен, стоит с открытым ртом несколько секунд). Так это… Того воно…

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (подбоченясь, в тон МУЖИКУ) Вот то то и оно, что воно. А ты нашего брата под Рождество не поминай, у нас расписание четкое. Работаем в три смены так, что копыта просушить некогда, хвост дыбом стоит! Между прочим, за ложный вызов штраф 1000 рублей, на месте и выписываем! Да, Родион Ардалионович?

МУЖИК (еще более удивленно, к зрителю) Надо же! Никто сызмальства по отчеству не величал! (К БЕЛОМУ ЧЕРТИКУ) А ты чего, хвостатый, дождь вызвал? Грома и молнии ведь зимой не бывает…

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (огорченно) Ну вот! Какая тебе разница? Ты дело говори!

МУЖИК (не слушая) И белый, главное! Ты где видел, чтобы черти белыми ходили? Черные черти – это другое дело. Тут и из названия понятно: черт потому и черный, что черт. Ну ладно, еще могу зеленых чертей назвать, у них свое ведомство и особые люди. Но белые…

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (обиженно) Так я и знал! У меня ничего не получается! (Хочет уйти).
У меня все не так, как у чертей!

МУЖИК (сконфуженно) Да ладно тебе! Я же это… Того воно… Любя, что ли…Расскажи свое «не могу», может, я тебе и помогу!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (сначала тихо, потом все более воодушевляясь) Родился таким. Я чертенок-альбинос. И за это или за что другое я провинился, но только не любил меня никто. Каждого чертенка с самого детства учат в Рождество делать мелкие пакости, но я так и не научился этому. Вот сегодня хотел погоду испортить, появился с дождем и громом, только видишь – опять снег идет! Других чертенят куда только ни посылают: к пьяницам, чтобы больше пили, к ворам, чтобы честнее крали, к драчунам, чтобы больнее били, а меня вот…

МУЖИК (дружелюбно) Ну а ты попробуй сделать доброе дело и посмотрим, что получится.

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (радостно) А как это? Вот у тебя, например, что за беда?

МУЖИК (Печально) В этот год был сильный неурожай, зимой есть нечего, вот и решил последнюю корову продать да руки не поднимаются.

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Лукаво) А ты меня продай!

МУЖИК (Опешив) Кто ж тебя, рогатого, купит?

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Шепотом) Ты бери Зорьку за аркан, ничего не бойся, да иди, а я рядом буду.

                КАРТИНА 3

Те же и корова. Мужик ведет ее на базар, белого чертика не видно, он сидит за пазухой у мужика, и кажется, что на сцене только двое.

МУЖИК (Как бы сам себе) А ты мою душу потом не заберешь?
ГОЛОС БЕЛОГО ЧЕРТИКА Правильно, мужик! Вам, людям, о душе думать надлежит. А вот и сын Божий идет, бородой трясет, брюхом подметает да псалмы напевает. Ты, брат, не робей, ослушаться меня не смей! Что я тебе на ухо скажу, то ты попу и жу-жу.

Навстречу героям идет поп с бородой до самых пят и такой толстый, что, как шарик на новогодней елке, перекатывается. Губа у него масленая, оттопыренная, вывернутая, глазки поросячьи.

ПОП (Елейно, нараспев) Здравствуй, раб Божий. Да благолепны и благоприобретенны будут дни твои, да благовоспитанны дети твои, да избавит Он тебя от благоглупости и благоугождения.

МУЖИК Ну, заблажил, заблажил, братец! Ты не мели околесицу-то, Емеля! (В сторону, к зрителям) Что я говорю! (К попу) Вон, харю-то какую отъел на церковных харчах, за пузом и ног не видать! А простые люди с голоду пухнут!

ПОП (Елейно, нараспев) Да простит Бог прегрешенья твои, сын мой! Ибо не ведаешь, что творишь! Я иду со всенощной, после разговора с Иисусом и, забери меня черт на этом месте, если я вру!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Неожиданно выскакивает и грозно стучит копытцем перед попом) Вызывали?

ПОП (Ошалело, падая в ноги КОРОВЕ)  Святой Антоний! Святые францисканцы!

КОРОВА (испуганно) Му-у-у!

МУЖИК И БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Вместе, громко) Экий чудак, уж простой корове молится!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (важно, к ПОПУ). Ты вот что, святейший… э-э-э (Заглядывает в свиток)… о. Гундосий. (Разворачивает свиток) На тебя тут целая телега. Пожертвования на храм себе присваивал?

ПОП (Причитает, стонет) Охо-хо!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Читает) Обет безбрачия для монахов не соблюдал?

ПОП (Причитает, стонет) Охо-хо!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Читает) Заздравные и заупокойные молитвы поименно забывал?

ПОП (Причитает, стонет) Охо-хо!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Читает) Тайну исповеди разглашал?

ПОП (Причитает, стонет) Охо-хо!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Читает) Тяжкие грехи за мзду отпускал?

ПОП (Причитает, стонет) Охо-хо!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Хитро) Вот. Поэтому тебе дорога в места не столь отдаленные, куда я призван тебя доставить незамедлительно.

ПОП (Орет) Не вели казнить!

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК  (Передразнивает попа) Раздели с голодным хлеб твой, тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою…

Поп рыдает и отдает мужику кошелек с золотом.

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК  На первый раз прощаю. Срок тебе один год, до следующего Рождества исправиться. Ступай, сын мой!

                КАРТИНА 4

Мужик, белый чертик и корова встречают Рождество за самоваром.

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК Слушай, братец, не возьмешь ли ты меня к себе жить? Я как-то понял, что делать добро людям мне приятнее. Это, можно сказать, мое призвание. С такими убеждениями идти ко всем чертям мне не резон. Приду, а они скажут: «Да пошел ты к… людям!»

МУЖИК (Смущенно бормочет) Оно конечно… Теперича… Того воно… Ежели б Авдотья Ильинична здесь была… А так живи-от!

КОРОВА Му-му-музыка, а не слова!

МУЖИК И БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (Вместе) Зорька, а ты что, по человечьи шпаришь?

КОРОВА (Хитро) В Рождество и древесная палка иногда стреляет…

БЕЛЫЙ ЧЕРТИК (К МУЖИКУ) Родион Ардалионович, тут письмо для тебя есть, от жены. Померла-то она у тебя лет тридцать назад, молодой еще, в колодец упала. Райские служаки строго-настрого запретили передавать, они все письма читают. Да я ведь ни нашим, ни вашим, затерялось, я и подобрал. Ты прочитай себе, а мы с коровой пока на двор пойдем.

Белый чертик и корова уходят. Мужик при свече читает письмо от жены. За сценой весь текст письма говорит женский голос.

ПИСЬМО АВДОТЬИ Здравствуй, Родя мой ненаглядный! Люблю я по-прежнему тебя, хоть и в разлуке мы. Скучно тут без тебя, Родя. Все своих ждут, кто на Земле остался. А ждать приходится годы, десятилетия. Помнишь, как на звезды смотрели с тобой, Родя? Так одна из этих миллионов звезд – я, родной мой! Ты не вини себя ни в чем, так уж вышло мне упасть в колодец. Я головой ударилась. Вылетела из колодца, а ты, такой молодой и красивый, зовешь меня! Полетела я к звездам, Родичка, а ты стоишь такой одинокий как дуб в поле. Ты не думай раньше времени за мной, Родя! А то снова разлучат нас. Ну не поминай лихом, милый, Авдошку свою! Всю жизнь я тебя одного любила, да мало пожили мы с тобой. И за гробом, вечно молодая, тебя одного люблю…

Закончив читать, Мужик вздрагивает всем телом. Медленно догорает свеча и гаснет. 

2018