Бумажные деньги - удивительный феномен

Валериан Чупин
На Руси первые собственные монеты появились в конце X века, когда начали чеканить монеты золотые и серебряные. О возможности введения бумажных денег задумалась Елизавета Петровна в 40-х гг. 18 века. Однако идея, будучи вынесенной на обсуждение в Сенате, показалась преждевременной и дальше обсуждения не пошла. Во второй половине 18 века размеры внутреннего долга в стране достигли устрашающей по тем временам цифры – 4 млн. рублей. Для покрытия долга чеканить 4 миллиона монет в сжатые сроки накладно и невозможно. Затем, Петр III намеревался с помощью бумажных денег рассчитаться с кредиторами, он успел только издать соответствующий указ в 1762 г. Были изготовлены пробные образцы банкнот, когда в стране произошел переворот, Петр III был убит, а престол заняла Екатерина II. Необходимость в производстве бумажных денег возникла из-за острой нехватки серебра. В России активно развивалась торговля. К тому же нужны были огромные средства на вооружение и армию. Медь не решала проблему, потому что она была очень тяжелой. Налоговикам приходилось возить подать в повозках, ведь тысяча медных рублей весила около одной тонны. Выход был только в том, чтобы начать производство банкнот. Поэтому бумажные деньги впервые появились в России при Екатерине II. Это произошло в 1769 году. Стали выпускать купюры номиналом 25, 50, 75, 100 рублей, которые каждый обладатель мог свободно выменять на медные монеты. Но скоро  от 75-рублевой банкноты пришлось отказаться, потому что умельцы могли свободно переделать 25 на 75.
 Екатерина II издала специальный манифест, в котором утверждала ряд основополагающих нововведений: создавались два государственных банка - в Москве и в Петербурге, в обязанность которых входило не только производство бумажных денег, но и их обмен на медные монеты. Бумага для печати ассигнаций изготовлялась Красносельской мануфактурой (позже — Царскосельской бумажной мануфактурой), а сами банкноты печатала типография Сената. Фактически со времени правления Екатерины II история бумажных денег в России и начинает свой отсчет. С точки зрения производства введение бумажных банкнот было очень выгодным, так как стоимость бумаги была намного ниже цены меди. Банкноты по сравнению с монетами было не только дешево производить, но и намного легче транспортировать.

 Поскольку деньги быстро вошли в обиход и стали пользоваться доверием у населения, банки очень скоро стали брать процент с операций по обмену. Но что же было дальше? У Павла I и его матери Екатерины отношения были очень сложными. Павел ненавидел мать и все, что она приняла и совершила во время своего правления. Естественно, что и производство бумажных денег для него тоже было ненавистным. В его время происходит падение курса денег из бумаги - за один бумажный рубль давали около 75 копеек серебром, которого так не хватало стране. Тогда император Павел приходит к простому решению - собрать все бумажные деньги в стране и сжечь в костре. Как заметил тогда князь Куракин, на Дворцовой площади нужно было прилюдно сжечь 6 миллионов рублей, которые еще не выпустили, а остальные - по мере их вступления. А это еще 12 миллионов. Как видно, суммы огромные! Таким образом, период Екатерины - это время, когда в России появились бумажные деньги, а период Павла - это время, когда их спалили. В чем же увидел выход из затруднительного положения император Павел? Он решился на следующее действие, которое вряд ли можно назвать правильным и здравым. Павел повелел взять всю фамильную серебряную посуду и переплавить ее для изготовления серебряных монет. Как выразился император, он готов был есть с оловянной посуды, лишь бы достичь благополучия для страны. Но этого не вышло! Прекрасные серебряные сервизы, которые стоили около 800 тысяч рублей, переплавили и изготовили из серебра деньги, которых получилось всего на сумму до 50 тысяч. Поэтому проблема так и не решилась. Вскоре все же государство было вынуждено вернуться к изготовлению бумажных денег. Вместе с выпуском купюр появилось и множество фальшивомонетчиков, ведь даже государственную бумагу тогда было легче подделать, чем отчеканенные монеты. В то время как Наполеон собрался напасть на Россию, он совершил аферу. В 1812 году по его приказу печатаются фальшивые российские банкноты. 20 млн. фальшивых ассигнаций, напечатанных французами перед войной 1812 года, заставили Александра I задуматься всерьёз. «Наполеоновки» ощутимо превосходили оригинал по качеству. Они были напечатаны на более плотной и добротной бумаге, а печать была более чёткой. Единственным отличием служила подпись: каждую российскую банкноту особый чиновник подписывал от руки, и французские фальшивки не всегда могли похвастаться точностью поддельной подписи. После войны «наполеоновки» ещё долго ходили в народе, а государство выкупало у людей фальшивки, несмотря на серьёзный экономический урон. Тогда император Александр I понял, что пора что-то изменить в денежной системе. Качественные бумажные деньги в России появились, когда император учредил основание Экспедиции изготовления государственных бумаг. Это произошло в 1818 году. На набережной Фонтанки в Петербурге появилась фабрика по изготовлению купюр, бумаги с водяными знаками и различных документов, которая работает и в наши дни. Со временем между Фонтанкой и Рижским проспектом вырос целый городок, всё население которого занималось производством российских денег. Датой его основания считается 21 августа по старому стилю (2 сентября по новому) – день, когда Александр I утвердил проект Экспедиции. Это было следующим периодом эволюции бумажных денег в России. В том же году был издан указ: «Детей мастеровых Царскосельской фабрики оставлять в ведомстве для успешнейшего приучения их к работам». С этих пор «денежный город» стал развиваться по своим внутренним законам. В скором времени на Фонтанке появились ясли для новорожденных, а позже – и школа, где обучались грамоте будущие потомственные печатники и гравёры. При Экспедиции была построена собственная церковь, которая существует и функционирует до сих пор – это Андреевская церковь на Рижском проспекте. В городе печатников были свои магазины, лазарет, со временем появилась библиотека. К началу XX века население Экспедиции, включая всех рабочих и служащих, их жён и детей, достигло 10 тысяч человек. На территории ведомства появился даже собственный театр, где работники производства ставили самодеятельные спектакли. В конце концов, здесь трудилось много выдающихся мастеров – от гравёров до художников. «Денежное ведомство» занималось не только ассигнациями – на Фонтанке создавали марки, документы, печатали книги высочайшего качества. Именно здесь было издано первое посмертное собрание сочинений Пушкина. Книги снабжали изумительными иллюстрациями – недостатка талантливых художников в Экспедиции не испытывали. Лучшие художники занимались отрисовкой изображений для купюр. В 1910-1912 годах в обращение вышли удивительные по красоте и изяществу ассигнации – сторублевая купюра с изображением Екатерины II и пятисотрублёвая купюра с портретом Петра I. Эти банкноты быстро приобрели в народе ласковые прозвища «катенька» и «петенька». Они стали последними кредитными билетами правительства, которые можно было обменять на золото. Один «петенька» — это две годовые зарплаты российского рабочего в 1910 г. Эти деньги почти втрое больше современных купюр. Фактическое обеспечение этой банкноты составляло 403 грамма золота. Внешний вид российских купюр менялся за прошедшие 199 лет много раз, и многие эскизы, не воплощённые в жизнь, могут немало удивить. В советское время, когда Экспедиция превратилась в Гознак и продолжала с успехом работать, интересных историй с невоплощёнными эскизами было ещё больше. Так и не увидели свет пятирублёвки с портретами Калинина и Халтурина 1925 года – выбор был сделан в пользу Ильича.

С развалом Советского Союза в стране в очередной раз появились новые деньги. Мало кто знает, что вариантов и в этот раз было много. Победила всем известная городская серия: современные купюры изображают Хабаровск, Ярославль, Архангельск, Москву и Петербург. Но были и другие проекты. Самым многообещающим из них был по созданию билетов банка России с портретами великих людей. Если бы выбрали его, сейчас мы могли бы расплачиваться купюрами с изображением Гагарина, Пушкина, Менделеева, Ломоносова, Чайковского и Циолковского. Однако этот проект так и не был реализован.

Разработка новых эскизов ведётся постоянно. В 2013 году была выпущена «Олимпийская сторублёвка» – купюра, посвящённая Зимним Олимпийским играм в Сочи. А в 2015 году появилась ещё одна «праздничная» банкнота – с видами Крыма. К концу 2017 года выпущена купюра номиналом 2000 рублей с видами космодрома «Восточный» и двухсотрублёвка с изображением Севастополя. К ЧМ по футболу 2018 года в свет вышла оригинальная сторублевка.
Бумажные деньги – удивительный феномен, придуманный человечеством. Изобрели его гораздо раньше, чем может показаться. Первые бумажные деньги были пущены в обращение в Китае в 812 году. Они были ручной работы. Печатать деньги на бумаге придумали в средневековом Китае, и уже в 13-14 веках они стали главным средством денежного обращения в стране. Впервые в Европе печатать бумажные деньги начали шведы. В Стокгольме в 1661 году выпустили первый тираж банкнот. В Российской Империи первые бумажные деньги появились веком позже, в 1769 году, при Екатерине II. В Старом и Новом свете банкноты появились значительно позже: в США – в конце 17 века, во Франции — в начале 18 века, а в Австрии и Пруссии – в середине 18 века.

© -  Чупин Валериан Дмитриевич