Арлет

Павел Фейгин
  В холодный вечер двадцать седьмого января во владивостокской синагоге было многолюдно. Последние лучи заходящего солнца пробивались через окно в форме шестиконечной звезды. Раввин  в черном сюртуке стоял у бимы и читал молитву. Община слушала, иногда вставляла свое – амен.  Лица людей были серьезны и печальны, у некоторых в глазах блестели слезы. В восточном углу синагоги на длинном столе стоял поднос с зажжёнными свечами. Между молящимися ходила маленькими девочка, с черными кучерявыми волосами и милым смешным личиком.  Она подходила к людям, звала, дергала их за одежду, но на нее не обращали никакого внимания. Девочка подошла к биме, залезла на нее, но раввин продолжал невозмутимо вести молитву. Она прыгала, топала ногами, кричала, но все безрезультатно.

  Малышка поднялась на второй этаж, где сидели женщины, но и здесь осталась незамеченной. Она села на стул, обитый бархатом, и стала смотреть вниз. Молитва закончилась. Женщины спустились к мужчинам. Раввин произнес трогательную речь, все стали прощаться и расходиться по домам. Раввин ушел последним, в синагоге остались только девочка и охранник. Свечи в углу стали гаснуть и когда погасла последняя, малышка исчезла.

   Молодой еврей вернулся домой из синагоги. Он сел за письменный стол и достал из ящика небольшой лист плотной зеленой бумаги, привезенный из далекой Польши. На листке была фотография маленькой девочки, возраст – пять лет, место рождения – Франция, две даты и имя – Арлет Флаксу. Юноша достал маленькую свечку, поставил на стол и зажег её. Он стал произносить молитву, хотя совсем не был религиозным. Парень вспоминал угрюмые вышки, железную дорогу, полуразрушенные бараки, и как вокруг это ужасного места цвела природа, тепло светило майское солнце, пели птицы. Он плакал, а позади него стояла девочка и держала руку у него на плече.

p.s 27 января день памяти жертв Холокоста. Арлет Флаксу была убита в лагере Аушвиц в 1944