Паробоч

Еремин
     Во время Каспийского похода в 1722 году царь Петр I детально знакомится c притеречной зоной. Его интересуют не только военные дела, но и животный и растительный мир  края, а также народы, населяющие его и их занятия. От него исходит указание о развитии шелкового производства на Тереке. Не обошел царь и вниманием вопрос организации виноделия в нашем крае, побывав в гостях у гребенских казаков.  Еще в 1651 году терские воеводы доносили в Москву, что «по Сунже и в казачьих городках виноградного кустья дикого растет добре много и из него терские и гребенские казаки делают виноградное питьё».

     Обычно во всех делах и походах царя сопровождали люди разных профессий и умений. И на этот раз вместе с Петром I в походе участвовал находившийся на русской службе венгр полковник Паробич, большой знаток виноградарского дела. Доподлинно известно, что он впоследствии возглавлял садовую контору, поставлявшую фрукты и виноград в Петербург, а также занимался в окрестностях Астрахани разведением культурных сортов винограда. В XVIII веке территория Терека и терские казаки находились в ведении астраханского губернатора. Венгр Паробич получил в имение небольшой надел на Тереке, где и был основано селение, получившее на русский манер название ПАРАБОЧЕВО (Парубоч, Паробоч). Его жителями были русские крестьяне и армяне, которые занимались в основном виноградарством и торговлей.

     После перехода гребенских казаков в 1712 году на левый берег Терека и основания между станицами Щедринской и Новогладковской казенного шелкового завода только в 1757 году проходит межевание земель и выделение наделов для селений Парабочево и Шелкозаводское. На этом документе «сочиненном Астраханского гарнизона Самарского пехотного полку» четко определены границы земельного участка, на котором написано «Парабоча прежнее владение», а само селение находится на земле Щедринского городка. Четкий ориентир расположения селения – «бывшее пустое городище», известное ныне как хазарская крепость.

     С середины XVIII в. пустопорожние земли на Северном Кавказе передаются во владение дворянства. Бывшее владение Паробича получает знаменитый, но бедный в то время род князей Вяземских и в 1794 продают свое имение армянскому купцу Калустову, имевшего звания титулярного советника.В начале XIX века в Парабоче проживала ещё одна дворянка Мешлеева, сведений о которой весьма мало.

     Авторитетный кавказовед Иван Попко в своей работе "Терские казаки со стародавних времён" изданной в 1880 году в С.-Петербурге в описании казачьих постов, сделанных штабс-капитаном Калбергом в 1834 году упоминает:"Станица Парабочевская (новоприписанная), будучи поселена на землях помещика из армян Калустова, вовсе земли не имеет".
     В обнаруженных нами архивных бумагах Щедринского станичного правления за 1827 год содержались данные «об измерении дачи помещика Калустова в   селении Парбучеве», где указывались:
 «…господский дом, строения разного звания, сады помещика Калустова». В северной части от усадьбы располагался армянский молитвенный дом и армянское кладбище, которое сохранялось вплоть до 90-х годов ХХ века.   
     В качестве подтверждения факта принадлежности барского дома  Гавриилу Павловичу Калустову нами опубликованы документы в монографии «Кавказский фронтир» (с. 126) и статье «О местонахождении земельного надела и усадьбы «авангардных» помещиков Хастатовых на реке Терек XVII –XIX вв.» в журнале «Chronos» № 15 2017 г.- Москва.В архивах есть имя Агафьи Калустовой - вдовы Гавриила Павловича (1880 г), которая пожертвовала в церковь деньги на приобретение паникадило.
     Калустовы владели наделом в Паробоче вплоть до революционных событий 1917 года и Гражданской войны.

     Очень короткое время жители селения были приписаны в казачье сословие. Было это так.
     В 1832 году специальным Сенатским указом «…признав нужным усилить оборону Кавказской линии посредством обращения в сословие линейных казаков жителей некоторых ближайших казенных селений: Парабочево, Шелкозаводское… передать…в военное ведомство», т.е. были образованы новые станицы. И если Шелкозаводская стала казачьей станицей, то иная судьба была у соседнего селения Паробочево.
     В бумагах «Канцелярии наказного атамана Линейного казачьего войска» нами были обнаружены документы «Посемейный список жителей селения Парубочево, которое переведено в казачье сословие Гребенского полка и переписка по данному вопросу» с 22 марта 1840 – 19 января 1845 гг.  Дело в том, что в данной новоприписанной станице, население было малочисленно и в основном состояло из армянских семей. Мужской части в большей мере нравились торговля и виноделие, Тяготы же казачьей жизни им были не по душе. И после жалоб жителей и последующих разбирательств в Канцелярии Войска было принято решение об обратном переводе жителей в мещанское и крестьянское сословие.
     Данное решение свидетельствовало о гибкости, избирательности администрации и учете всех обстоятельств для удержания населения в данном регионе.

    Калустовы же остаются владельцами земли в Паробоче и к 1866 году Гавриил Павлович Калустов строит НОВУЮ КИРПИЧНУЮ УСАДЬБУ, т.е. двухэтажный особняк.
    В 1880 году вдова-помещица Агафья Калустова пожертвовала на паникадило для Храма станицы Шелковской 150 рублей Это засвидетельствовал священник Иаков (Астреин)
   
    В начале ХХ века его наследник имения В.Г. Калустов живет уже во Владикавказе, занимаясь торговыми делами,  и в Паробоче бывает лишь наездами. Землю и сады виноградные сдает в аренду крестьянам села Шелкозаводского.
    В 1915 году в Паробоче проживало русских 39 мужчин и 34 женщины, армян 23 мужчины и 10 женщин. Фамилии семей были такие Яловацкие, Ковтун, Логвиненко, Редько, Амировы, Михайленко.
    Неподалеку находилась Войсковая  школа виноделия, называвшаяся Паробочевская, заведовал которой Николай Петрович Жаворонков.

    В 1918 году в архивных документах появляется название  "Народный Совет поселка Паробоч".
    С установлением советской власти в окружающем хутор лесном массиве создается заповедник, а в бывшем барском доме  организуют контору лесного хозяйства.  В этом здании в разные годы побывали нарком К.Е.Ворошилов, полярник Дмитрий Папанин, поэт Сергей Михалков.
      Созданный  Мехлесхоз был довольно крупным предприятием, поставлявшим не только дрова и древесный уголь для отопления населения, но и осуществлявшим обработку ценных древесных пород для промышленного производства. Велась санитарная вырубка леса и в то же время осуществлялась посадка новых деревьев.

     В поселке Паробоч была открыта неполная средняя школа называвшаяся ЛЕСХОЗОВСКАЯ. Автору довелось работать в ней в 1973-74 учебном году. Учительский коллектив, который возглавлял ветеран Великой Отечественной войны Суров Владимир Павлович был сплоченным и интернациональным. Моим другом был ногаец Халит Шапович Шамашев, запомнились ученики  Кубаханов Арсанбек, Харина Нина, сестры Еловацкие, Лида Чуро, Коканаев Руслан, Исаев Ибрагим…

   Всех, кто тогда приезжал в Паробоч, привлекало необычное двухэтажное с огромными подвалами здание. Тем более, что на нем красовалась мемориальная доска с надписью, что М.Ю. Лермонтов трижды посещал имение родственников Хастатов на Тереке.

    Как вспоминал доцент Чечено-Ингушского университета Юрий Борисович Верольский(автор был лично с ним знаком) в 1964 году к 150-летию поэта М. Лермонтова на здании, единственного в Шелковском районе и возможно даже республики, барского особняка была установлена в связи с этим событием мемориальная доска, где упоминалось о Хастатовых. Тогда не вникли в историческую принадлежность здания. И автор данной статьи первоначально тоже не владел подлинными фактами истории особняка, когда в 1986 году начал организовывать первый народный музей поэта на Тереке. Впоследствии, работая в архивах городов Северного Кавказа,  в тесном сотрудничестве с коллективом Республиканского Чечено-Ингушского краеведческого музея была установлена принадлежность этого дома помещикам  Калустовым. Это подтвердил и 93 летний Артуш Амиров, потомок первых поселенцев Паробоча.  В год 175 летия М.Ю.Лермонтова на берегах Терека был организован первый лермонтовский праздник. Такова историческая правда.
      В конце 1989 года были начаты реконструкционные работы и подготовка к созданию республиканского музея поэта Лермонтова, прерванные «смутным» временем…

    Создание и открытие при активной поддержке Рамзаном Ахматовичем Кадыровым в 2006 году музея федерального значения на хуторе Паробоч имеет огромное значение для воспитания не только молодежи, сплочению в единой семье народов Северного Кавказа, но и является, прежде всего, объектом литературного поклонения творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.