Бела Люгожи жив!

Кулаков Николай
                Бела Люгожи жив!


Концерт Питера Мёрфи 06 ноября 2018 года в концерт-холле «Аврора» посвящённый 40-летию группы Bauhaus.

В самом конце института, кажется, это было на майских праздниках,  знакомый забыл у меня кассету. Кассета была фирменная, студийная, записана там была совершенно неизвестная мне группа Bauhaus, альбом 1982 года The sky’s gone out. Я попытался послушать запись, но к третьей песне решил, что это муть какая-то и забыл про эту кассету где-то на полгода. Потом ко мне в гости заглянул мой приятель Дима Коваленко по прозвищу Ковальман, раскопал в куче барахла студийку, пришёл в неописуемый восторг, заявив, что Bauhaus это круто, и тут же начал переписывать тексты из буклета. Ковальман отличался редкостной способностью находить интересную музыку в условиях почти полного отсутствия информации, поэтому я решил послушать кассету ещё раз. Вероятно, за прошедшее время моё душевное состояние претерпело некоторые изменения, и в этот раз успех был полный. Нервная и достаточно примитивная музыка захватывала и поражала своей изысканной нуаристичностью, а бестелесно призрачный вокал пронизывал до мозга костей, что вместе создавало совершенно неподражаемую атмосферу тревожных снов о чём-то большем. Тогда никто из нас ничего не знал о  готик-роке, но Bauhaus являл собой это понятие в рафинированном виде. В спешном порядке были найдены и отслушаны остальные альбомы группы, а потом куплены CD аж по 20 долларов за штуку. С тех пор на протяжении уже многих лет Bauhaus неизменно входит в десятку моих любимых групп. Тщетные попытки найти похожую музыку, отсутствие чего-либо интересного в творчестве участников группы после её распада, совершенная несостоятельность  альбома 2008 года выпущенного в результате недолгого реюниона, убедили меня в уникальности и неповторимости Bauhaus-а как по составу, так и по времени. Судя по периодически появляющимся в Сети записям, изредка проходили выступления группы. Вопрос почему Питер Мёрфи со товарищи решил отметиться  концертом в Санкт-Петербурге рационального и тем более материального объяснения скорее всего не имеет, вероятно просто так, на радость всем, сошлись звёзды. Концерт-холл «Аврора» где должен был состояться концерт, отличается интересным репертуаром, неплохой акустикой и демократичными ценами на билеты, для меня же возможность побывать на концерте горячо любимой и уважаемой мною группы была по истине уникальной. Из оригинального состава обещались быть фронтмен Питер Мёрфи и басист Дэвид Джей, что внушало некоторые сомнения, но, в конце концов, за сорок лет редко какая группа оставалась в неизменном виде. Кроме того, были опасения, что народ просто не придёт, как это было с великолепным концертом Royal hunt всё в том же концерт-холле «Аврора». Группа хоть и культовая, но довольно специфическая и в ротациях по радио я её ни разу не слышал. Однако же мои беспокойства по этому поводу были напрасны, зал оказался полон, за полчаса до начала к сцене было не пробиться и VIP-места наверху тоже не пустовали. Состав публики тоже радовал – от видавших ещё виниловые пластинки группы до молодёжи лет 20-25. Слышал разговор двух солидных джентльменов у барной стойки: «Позвольте поинтересоваться, вы с какого года Bauhaus слушаете?... Где-то с 88-го…А я с 91-го…». Разогрева по счастью не было, вообще трудно представить себе группу которая смогла бы адекватно предварять концерт Bauhaus. Да, именно Bauhaus, потому что хотя на афишах и значился Питер Мёрфи, но каждый в зале не на пустом месте рассчитывал услышать концерт в духе Press the eject and give me the tape, с которого началась широкая известность группы. Действо началось как-то незаметно, многие, вероятно, подумали, что музыканты ещё раз проверяют звучание инструментов, и тусовка у бара в зал не спешила. Потом мелькнул свет и на сцене незаметно образовался Питер Мёрфи. Для меня это был шок. Вместо вампирически прекрасного юноши с альбомных разворотов, по которому  сходило с ума не одно поколение романтически настроенных барышень, теперь был суровый дядька, которому в пору играть Мефистофеля без грима. Конечно же время беспощадно ко всему, но контраст образов был разительный, особенно на фоне Дэвида Джея, который практически не изменился с тех пор. Первые две песни оказались смазаны из-за неуверенной работы звукорежиссёра – Питера Мёрфи было практически не слышно, дальше положение постепенно выправилось, и тут я испытал второй шок. Голос фронтмена за прошедшие годы нисколько не утратил кондиций. Он призрачно витал по залу, метался из угла в угол, без труда переходя с речитатива на высокий баритон,  его инфернальная потусторонность просто ошеломляла. Сценический образ – весь в чёрном и красный шарф сверху – очень гармонировал и с музыкой и со скупым освещением сцены. Музыка группы, прежде всего, основана на жестком ритме и плотных басах, и в этом музыканты преуспели – звучание было почти студийное. Группа лихо отыграла от начала до конца дебютный альбом и к финальной Nerves зал неистовствовал. Публика не только знала репертуар группы, многие знали и тексты, что по нынешним временам большая редкость.  Дальше последовали Silent hedges, burning from the inside и Shi’s in party плавно переходящая в Here’s the dub. К концу последней песни зал просто плавился от восторга, но самое потрясающее было дальше. Одна из самых известных композиций группы Bela Lugosi’s dead никогда не входила ни в один студийный альбом, появившись лишь однажды на каком-то юбилейном сборнике, но каждый раз исполнялась на концертах. Подобное отношение группы к беспроигрышному хиту стало понятно после того, как я услышал эту песню вживую. Студийный вариант, да и все концертные записи этой песни просто подслеповатые и затёртые копии потрясающего концертного номера поражающего воображение величественностью звучания, сравнится с которым может разве что ещё одна композиция группы – The three shadows, part II. Потом были стопроцентные боевики Passion of lovers, Dark entries и terror couple kill colonel (как заметил мой друг, с которым я ходил на концерт, песня, вероятно, посвящена полковнику Скрипалю). На этом концерт внезапно кончился. Полтора часа пролетели совершенно незаметно. Публика взревела и бурнопродолжительными аплодисментами заработала ещё два выхода на «бис» и три песни – Severens и два хита от Дэвида Боуи – Telegram Sam и Zyggy Stardust. По итогам концерта можно уверенно сказать, что слухи о смерти Белы Люгожи явное преувеличение. Бела Люгожи жив, и выступление Питера Мёрфи в концерт-холле «Аврора» несомненное тому подтверждение. Жаль, что мы вряд ли увидим их  ещё раз – группа нечасто даёт концерты и практически не бывает в России. Жаль, что Ковальман познакомивший меня с музыкой Bauhaus не дожил до их концерта – уж он бы порадовался…


                СПб             Ноябрь 2018