Гунны

Равиль Байбурин
 Гунны – тюркоязычные кочевники из Центральной Азии.
По описаниям современников, гунны были малорослы, но широки костью. Мясистая шея уходила в плечи, голова была большой и круглой. Лоб узкий, нос расплющенный, лицо широкое и плоское, борода редкая. Глаза были маленькие, но зоркие.
Современники описывали свойственную гуннам дикую ярость, отсутствие моральных принципов, коварство и ненадёжность в качестве союзников.
 Все окружающие народы их боялись и ненавидели…

* * *

Гунны были кочевниками-язычниками.
 Характерные признаки их культуры:
 -   культ предков,
-   гадания,
-   предсказания,
-   специальные служители культа: жрецы (шаманы), колдуны, чародеи и знахари,
-   ритуалы с хмельными напитками, которые варили, видимо, в своих знаменитых ритуальных котлах.
 Гунны верили в потустороннюю жизнь.
 Существовала практика человеческих жертвоприношений.
Главным божеством у них был Тенгри-хан. Другое его название - «Вечное небо».
В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов).
У гуннов были капища и идолы (литые из серебра).

* * *

Гунны не знали ни изб, ни плуга.
Единственным промыслом их было скотоводство.
Стада, которые они гнали по степным районам Южной России (Украины), состояли из всех видов одомашненных животных - коров, быков, лошадей, коз и, прежде всего, овец.
Верным другом гунна был его конь.
 На малорослых и некрасивых с виду, но быстрых, неутомимых конях гунны ели, пили и спали. На них же сражались и рыскали по степям.
Одежда кочевников была сделана из полотна или шкурок сурков. Они носили одежду до тех пор, пока она не истлевала и расползалась прямо на них.
Гунны обматывали ноги козьими шкурами, а на головах носили круглые шапки.
Они добывали себе пропитание, в частности, и охотой.
Ели полусырое мясо. Пили же молоко, из которого приготовляли хмельной напиток.
Кроме того, от того же Аммиана известно, что они собирали корни дикорастущих растений, добавляя их в пищу.

* * *

 Сражались гунны только верхом, бросаясь в бой с арканом, мечом и диким рёвом.

• Вот как описывал римский историк Аммиан Марцеллин военную тактику гуннов:

«В бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Лёгкие и подвижные, они вдруг специально рассеиваются и, не выстраиваясь в боевую линию, нападают то там, то здесь, производят страшное убийство… Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями потому, что издали ведут бой стрелами, снабжёнными искусно сработанными наконечниками из кости, а сойдясь в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами, и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком».

 Во время битвы воин-гунн выпускал за минуту до 15 стрел.
Причём мчался во весь опор, как вихрь, сквозь ряды вражеской пехоты. 
Он демонстрировал потрясающее искусство верховой езды: оказавшись рядом с врагом, воин-гунн мог соскользнуть с чепрака и съехать на бок своему коню, удерживаясь только бёдрами, и при этом по-прежнему скакать галопом и стрелять. Он мог наклониться так низко, чтобы стрелять из-под шеи лошади, пользуясь её телом как прикрытием.

• Н. В. Гоголь писал о тактике гуннского воинства:

«Многочисленная масса их летела так густо, и с такою силою на лошадях бешеных, почти диких, как будто бы была сброшена с крутого утёса, и не в состоянии была сама удержать бега… в одно мгновенье они давали столько изменений ходу битвы, так быстро могли рассыпаться и исчезнуть из виду, так скоро собраться в кучи, так метко высылать летящий лес стрел, даже убегая, так ловко они умели отстреливаться, и всё это сопровождали таким диким, оглушительным криком, что вряд ли мог сыскаться предводитель, чей глаз не разбежался бы, и голова не закружилась в битве с ними».

 Современники, при всей своей неприязни к гуннам, не могли не отметить их отвагу и воинское мастерство.
 Построение клином, умелое использование рассыпного строя, действия отдельными отрядами, необходимая смена тактики боя и вида оружия – всё это требовало достаточно высокой военной организации и выучки.
 Войско сопровождал весь народ – семьи на повозках тянулись вслед за отрядами конных воинов.

* * *

В 370-е годы началось мощное нашествие гуннов на Восточную Европу.
Выйдя из Забайкалья, они двинулись на Запад. При этом они втягивали в орбиту своего движения и другие племена.
В своём движении гунны затронули и южные области восточных славян.
Они увлекли за собой часть угро-финских и сарматских племён.
Это было поистине масштабное и ужасное по своей жестокости нашествие народов.
Покорив аланов на Северном Кавказе, в 370 году гунны ворвались в Крым.
И, разгромив войска Боспорского царства, стёрли с лица земли это государство вместе с его столицей Пантикапей.
После этого гунны во главе со своим вождём Баламбером (Валамиром) перешли Дон.
И в 375 году сокрушили многоплеменную державу остготского короля Германариха. Причём союзниками гуннов в борьбе с готами выступили тогда анты.
 Сначала были разгромлены остготы.
 А потом – вестготы.
 Останки разгромленных готов перешли за Дунай в римские провинции.
А в Северном Причерноморье образовалось огромное воинственное государство – Гуннская держава.
Гунны неоднократно нападали на балканские провинции.
В 395-397 годах они вторглись в Сирию, Каппадокию и Месопотамию.
А затем во Фракию и Иллирию.
К 420 году они обосновались в Паннонии.
Отаборившись в Придунайский равнине, гунны длительное время вели опустошительные войны с соседними государствами.
И образовали огромную державу - Гуниланд.

* * *

В V веке это государство достигло наивысшего могущества и расцвета при Аттиле, прозванном за свои ужасные погромы «Бич Божий». Люди считали, что Бог избрал Аттилу бичом для наказания людей за грехи их. 
Это был энергичный и умный, но вместе с тем, и коварный и жестокий правитель, одарённый полководец, искусный дипломат.
Он был мал ростом, но имел железное телосложение и железную волю.
Осанка его была надменна и величава.
Перед взглядом его маленьких огненных глаз трепетали самые смелые люди.

• Как писал Иордан:

«Был он мужем, рождённым на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет…»

Стихией Аттилы была война: подданные его, любившие всего более грабёж и разбой, чрезвычайно уважали и даже почти боготворили храброго Аттилу.
Там, где проходили конные полчища «Бича Божьего», оставались пожарища и развалины.
Гунны под руководством Аттилы распространили свою власть на востоке до Кавказа, на западе до Рейна. На севере до датских островов, на юге по правый берег Дуная.

В 443-м и 447-448 годах Аттила обрушился на Восточную Римскую империю, совершив два удачных похода.
Он разорил имперские провинции: Нижнюю Мизию, Фракию, Иллирию.
То есть всю северную часть Балканского полуострова.
Войско гуннов дошло даже до столицы империи – Константинополя, угрожая взять его штурмом.
Восточно-римский император Феодосий «купил» мир у вождя гуннов ценой годовой дани в 2100 фунтов золота и уступкой нижнедунайских земель – Дакии Прибрежной.
После этого Аттила обратил свой взор уже на Западную Римскую империю.
Стремительно пройдя через всю Германию, гунны и их союзники обрушились на Галлию. Грабили и сжигали всё на своём пути...

* * *

Лишь ценой неимоверных усилий тогдашней Европе удалось остановить гуннские полчища.
В 451 году произошла «Битва народов» на Каталаунских полях (Восточная Франция). 
21 июня здесь сошлись в беспощадном поединке 2 силы:
-  воинство Аттилы (500 000!), и
-  войско римлян под предводительством великого римского полководца Аэция.
В армии Аттилы кроме гуннов были также аланы, славяне, гепиды, остготы.
Последний великий римлянин Аэций вместе с вестготским королём Теодорихом I, погибшим в той битве, франками и бургундами спас Европу от гуннских орд. От этой «Конницы Армагеддона», всадников Апокалипсиса, как их называли современники.
С этого момента начинается закат «звезды» гуннов.

• Как писал Олесь Бузина:

«Аттила вынужден был отступить и ушёл в Паннонию, где нынче Венгрия. На следующий год он повторил поход, вторгнувшись в Италию, но Рим так и не взял. Одни утверждают, что его остановила чума. Другие – что страх перед карой богов. Аларих – готский король, захвативший Рим в 410 году, умер сразу после своего подвига, и Аттила будто бы боялся повторить его судьбу».

* * *

Аттила оставил этот мир 15 марта 453 года. Тогда, по преданию, в ночь после свадьбы невеста поразила его в сердце кинжалом из-за кровной мести.
 
После смерти своего величайшего вождя, империя гуннов погрязла в междоусобных распрях и раздорах, раскололась на несколько самостоятельных улусов.
Часть гуннов обосновалась в степях Причерноморья и Приазовья, где со временем они основали Булгарское царство и стали называться булгарами.
 Часть смешалась с германскими или славянскими племенами и перестала существовать как независимая сила.
В таких условиях племена антов и склавенов на территории нынешней Украины выступают как независимая сила, с которой многим приходилось считаться
 
 Аттила «жаждал порабощённой вселенной», но оставил потомкам лишь угрюмый и таинственный образ:

В сталь закован по безлюдью
Нем и мрачен как могила,
Едет гуннов царь – Аттила…