Нравственное развитие и научный прогресс

Гульмира Жамантикова
Большинство людей не видят никакой связи между этими двумя явлениями, считая, что они существуют параллельно, совершенно независимо друг от друга. Но на самом деле они очень тесно взаимосвязаны, и отставание в нравственном развитии неизбежно тормозит научное. И наоборот.

Наука – это наши знания о мире и взаимосвязи явлений в нем, степень развития нашего сознания. Но наше сознание неразрывно связано с нашим телом, потому что мысль – это продолжение чувств. Умная мысль – это хорошо осознанные и правильно сформулированные чувства. А чувства зарождаются в нашем теле как реакция на мир.

И если мы неправильно понимаем свои чувства, если неадекватно воспринимаем мир, то наше мировоззрение искажается. А человек с искаженным восприятием не может быть объективным. И это отражается на логике мышления, на том, как он формулирует свои вопросы, и КАКИЕ вопросы он формулирует.

Приведу небольшой пример. В своей книге «ДНК-генеалогия от А до Т» биохимик Анатолий Клёсов пишет:

«В связи с этим возникает вопрос – а когда жил общий предок Homo sapiens, общий предок современных людей? …

Чисто концептуально, «общий предок» всех людей на сегодняшней планете – это тот, потомство которого выжило, в отличие от множества его современников, и продолжилось в потомках до настоящего времени».

Итак, рассуждения ученого базируются на следующих допущениях:

1. Причину происхождения надо искать в ПРОШЛОМ.

2. Эта причина была воплощена в конкретном человеке (самце) – общем предке.

А то, что этот человек (самец) был одним из множества таких же самцов и самок, происхождение которых опять же под вопросом, ученый предлагает обойти вниманием:

«Во все времена было множество мужчин и множество женщин, а до них было множество самцов и самок, предшественников тех самых мужчин и женщин, и переход одних в других занял миллионы лет, и никто не может дать четких определений, в чем выражался этот переход, это все вопросы определений, которых, в общем-то, нет. Да, наверное, никого это отсутствие четких определений особенно и не беспокоит».

Но с точки зрения здравого смысла, именно отсутствие четких определений больше всего и должно беспокоить. Это означает, что мы в принципе неправильно ставим вопросы и неправильно мыслим. И это приводит к таким выводам, как необходимость существования общего предка всех современных людей, общего предка всех современных млекопитающих, и даже первой клетки – прародительницы всех живых организмов.

Такое представление о происхождении жизни не дает ответов ни на один важнейший вопрос, и вообще противоречит здравому смыслу.

Объективные знания мы можем получить, только опираясь на факты, а не предположения и модели. Когда речь идет о событиях, происходивших сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды лет, у нас нет достоверных данных, а полностью доверять своему воображению и даже мышлению было бы неправильно, потому что они сформировались в условиях настоящего.

Во всех наших рассуждениях и исследованиях мы должны отталкиваться от настоящего – ОТ СЕБЯ. Мы не знаем, что было тысячи и миллионы лет назад, но мы точно знаем, кто есть мы, наши родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – двоюродные и троюродные, их супруги и дети… Если хорошенько поискать, всегда можно найти общих родственников, друзей, сватов. И в этом мы смысле мы все едины и родственны.

Если вы не осознаете этого единства на уровне чувств, то вы не сможете правильно интерпретировать события прошлого. Чем глубже мы погружаемся в изучение прошлого, в изучение материи, тем шире должно быть наше мировоззрение, тем величественнее и свободнее должен быть наш дух. Иначе наша узость и ограниченность приведет нас к ложным выводам.

Таким образом, допущение о том, что причину происхождения надо искать в прошлом, является ложным. Истинная причина всегда в настоящем, в нас.

Перенося, таким образом, вопрос о происхождении из прошлого в ОБОЗРИМОЕ НАСТОЯЩЕЕ (именно так – нет прошлого и будущего, есть единое обозримое настоящее), мы начинаем изучать непосредственно объективную реальность – целостно, всесторонне. И центр этой реальности – в нашем сознании.

Мы не только продукт эволюции, но и её живая движущая сила. И мы ответственны за неё. И вот это понимание лежит в основе нравственного закона вселенной. Без знания и соблюдения этого закона любые научные достижения бессмысленны и в конечном итоге, разрушительны.