Мистика, случайность? ч. 8 Добро, вымаранное злом

Виктор Комосов
                «Мистика, случайность? ч. 8 Добро, вымаранное злом»

 (Размышления о превратности различных авторских стилей и рецензия на рассказ «Дожить до снегирей», Владимир Суд)

«Поэта кто летать учил?
По вере той, что Бог отмерил,
он дарованье получил.
В мечтах летать всех научил,
его читая, в сказки верят».

(замечательный мудрый стих «Ещё о полётах»,
Владимир Суд)

   С мудрой возрастной высоты «заметок с завалинки» бывалый морской лётчик Владимир Суд, видавший жизнь, пишет свои откровенные рассказы и стихи.  Слово мощное оружие, если оно в талантливых руках сверкнёт своим острым «клинком». Ещё  А. С. Грибоедов, в своей знаменитой комедии  "Горе от ума", говаривал: «злые языки страшнее пистолета». «Клинок» Владимира «заточен» для того, чтобы бережно донести до читательского стола тепло впечатлений, пропущенных через «призму» житейской мудрости. Судя по его произведениям, он хорошо умеет "...разглядеть на чистом листе бумаги..." живительный текстовый ручеёк.


    Взять, хотя бы, его замечательный рассказ о важном с названием "Дожить до снегирей". Тут плавно легла строка в текст. Ни одного слова не убрать, ни добавить, так он выверено точно и лаконично написан. Душевным теплом веет от всего текста. Сколько книжек не читай, а только с возрастом дано понять весь "горизонт" словосочетания "Дожить до снегирей".

    Мне, правда, пришлось в молодости немного постичь глубину этого термина, только тогда он звучал для меня и моего компаньона Петьки, как «Дожить до Коломбо». Шёл такой детективный теле-сериал в буйные 90-е годы. Назывался он «Коломбо» и демонстрировался только по пятницам. После напряжённой трудовой недели, его просмотр для меня и Петьки был в качестве награды за стойкость. Для нас это означало, что ещё одна опасная неделя позади и мы, каким-то чудом, остались живыми после неравного боя, навязанного «братками».

    Когда мы с ними схлестнулись, у нас появился ещё один термин – «мундир королевского стрелка». Ассоциация пришла из другого сериала - «Приключения королевского стрелка Шарпа». В нём запомнился ответ капитана Шарпа, который он дал, в качестве последнего желания перед казнью. Вместо традиционных атрибутов: трубки табака или бокала вина, он попросил позволить ему надеть свой мундир королевского стрелка. В те буйные годы предпринимательской жизни, был и у меня такой мундир «королевского стрелка» - короткая чёрная кожаная куртка. Я, практически, из неё не вылезал, скитаясь по командировкам, заключая договора и обеспечивая охрану наших грузов. Эта чёрная кожаная «кольчуга» была мне одеждой и постелью в дальних поездках.

   "Дожить до снегирей" – это более миролюбивый термин, от которого веет теплом и мудростью жизни. В давние времена, родители Владимира разбили сад себе и потомкам на радость. Шло неумолимое время, менялись садовые декорации. Что-то возрождалось, что-то уступало место новой поросли, на этом маленьком клочке планеты происходили естественные природные процессы, подправляемые умелой рукой садовода. Одна, любимая всеми, яблонька простояла тридцать лет на садовом посту, щедро угощая своих хозяев вкусными плодами, но пришёл и её срок.

    Если писать злым «пером», то можно было бы сказать, что пенсии у деревьев не бывает. Они совсем недолгое время стоят без плодов, доживая свой век. Вместо морщин – трещины и грибок на коре. Вместо седины – «залысины» засохших веток.
 
   Если взять в руки доброе «перо», то автор, согрев его своим дыханием, написал бы, что судьбой деревьям подарена счастливая возможность плодоносить, практически, всю свою жизнь. Мало того, в деревья заложена неуёмная жажда к жизни и возрождению. Есть такое старинное выражение, доставшееся от наших славянских предков: «деревья идут». И правда, их молодая поросль, неутомимыми изумрудными ручейками растекается вокруг своего древесного родителя. Не каждому садоводу такая напористая прыть в радость – попробуй, останови эту зелёную «реку» жизни или направь её в нужном направлении.

   Так и у Владимира вышло. Он взял в руки доброе «перо» и описал красоту таинства возрождения древесной жизни, вокруг оставленного живописного пня бывшей яблоньки. Его ростки сейчас превратились в четыре стройных дерева, радующих глаз людей своим буйным весенним цветением, прохладной тенью летом, а «осенью малыми красными яблочками».

  Всё это время, не сидели «сложа руки» и потомки основателей сада. Процесс созидания множился. Владимир со своей женой построили новый дом, позволяющий своим хозяевам уютно находиться в его радушных стенах «до настоящих холодов и снега». Это даёт им счастливую возможность продлить летний период пенсионных деньков и подсмотреть таинство вступления зимы в свои права. И, как наградой, за терпение и летний труд, любоваться прилётом нарядных снегирей, весело облепивших садовый «бермудский» треугольник, образованный яблонькой, черёмухой и соседской рябиной. Человеческому глазу радость, а птицам сытный пир. Тут и место для юмора нашлось. Автору, для этого, подвернулось под руку ещё одно «перо», и из под него следующая задорная строка вышла  в свет: «Три-четыре местных воробья сидят рядом на ветках, наблюдают (за снегирями), словно увидели «иномарку» в своих краях».

    Затем Владимир взял в руку ещё и мудрое «перо». Приладил его к доброму, и написал этим мощным арсеналом, замечательное своей мудростью, резюме: «Удивительная вещь судьба. Я описал цепь случайных событий, в результате которых оказался свидетелем красоты не случайной».

     Здорово «бродить» по такому качественному чтиву, но бывают и другие экземпляры творчества писателей, когда автор, специально или нечаянно, хватается за «перо» с очень чёрными «чернилами». И в конце своего рассказа даже не пытается «отмыть» выверенным заключением текстовые «кляксы» впечатлений. Тут уж держись, душевное здоровье читателя!

      Мне тут недавно попался рассказ с хлёстким зазывающим названием, который своей текстовой тропинкой неотвратимо вёл читателей к негативным выводам, оставляя неприятный осадок и сетование на несправедливости жизни. Цепочка из слов, словно гибкая змея, уверенно вела читателя к мысли о том, что добро может быть тоже наказуемым. Вот уж, где нужно быть начеку литературному путнику. Это тот случай, когда можно с уверенностью сказать, что невдумчивое чтение – это вредная привычка.

   И правда, неотвратимая цепь событий, сочно «припудренная» мистикой или странной случайностью, вела сюжетный путь в другую сторону от желания продолжать, в дальнейшем, делать добрые дела. Автор рассказа пишет, что они встретили на дороге двух старух, плетущихся вдоль обочины. Дочь автора, почувствовав женской интуицией, что-то неладное, просила отца не подвозить этих женщин, но он остановил свой автомобиль, несмотря на это. Новые попутчицы оказались  очень неряшливыми старухами, одетыми в грязные обноски, но водитель не поменял своего решения подвезти их до ближайшего населённого пункта. Им руководило веление совести сделать доброе дело. Накануне, он принял эстафету добрых поступков от своего товарища, который радушно пригласил его семью бесплатно прожить время летнего отпуска в пустующей половине дома, расположенного в живописном загородном месте.

   Дорога с новыми попутчицами оказалась короткой, но долгой по времени, развития дальнейших событий. Автомобиль внезапно заглох, и сделал это так основательно, что дальше можно было ехать только на буксире. На безлюдной трассе это оказалось проблемой потому, что редкий проезжий люд не решался оказать свою техническую помощь. К счастью, попалась машина сотрудников полиции. Они помогли остановить попутное транспортное средство для буксировки. Но маховик цепи мистически случайных событий был уже, кем-то умело, раскручен – тягач сорвал своё сцепление и тоже заглох, уверенно встав «на прикол» возле первого сломанного автомобиля. Его «прикол» продлился недолго – эту машину подцепил на буксир, проезжавший грузовик. Время неумолимо клонилось к ночи и тут, совершенно неожиданно, появился роскошный спасатель, от которого веяло невероятно сильной надёжностью. Мало того, что этот водитель вызвался отбуксировать машину, он ещё и оказался мастером по ремонту таких автомобилей, к этому было присовокуплено, радушное предложение переночевать у него дома, пока будет произведён ремонт карданного вала. Вот уж, где силы добра постарались на славу!

   Но маховик зла не погасил на этом свою энергию. В обессилевшей агонии, он умудрился вымарать «пятнами зла» добрые поступки участников этих событий. Подлые «пятна зла» проявились утром, в покинутых путниками постелях. В благодарность за помощь и радушное гостеприимство, они оставили в доме хозяев вшей, полученных от двух неряшливых старух-попутчиц. Захочешь после этих всех событий помогать людям?

  Сложная ситуация-распутье. Как после этого урока жизни, радушному отзывчивому хозяину продолжать делать добрые дела, а водителю подвозить путников. Да и читатель задумается над этим примером жёсткой прозы повседневных будней. В такой момент, у человека с непрочным «внутренним стержнем» силы духа, слабо подпираемым совестью, могут и «руки опуститься», чтобы, без оглядки,  продолжать делать добрые дела в дальнейшем. На то и расчёт был у тёмных сил, которые подкинули писателю злое «перо» с очень чёрными «чернилами», украв из его творческой «палитры» цветные краски, для созидания ёмкости читательской души. Да и не секрет, что злые дела легче делать. Тут, порой, и труда никакого не требуется. А над добрыми поступками ещё «попотеть» нужно изрядно, чтобы их совершить, да и самопожертвование здесь в ходу. В общем, трудно быть добрым человеком. Злым людям проще «вертеться» в своей «профессии».

   Вот только, к счастью, не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд. Внешне силы зла мощнее выглядят, их много, они повсюду, играют мускулами и бряцают оружием, устраивая кровавые бойни. Но рано или поздно, мир людей находит в себе силы потушить, разгулявшийся «пожар» и обуздать силы зла. В вечной борьбе за жизнь на нашей планете, какие-то неведомые силы добра протягивают человеку руку помощи, щедро вливая в него созидательную энергию. Остаётся надеяться, что и впредь так будет.

   А, что касается героев рассказа, то думаю, что они все пойдут и дальше своим путём, реализуя своё предназначение в жизни. Автомобильный мастер будет продолжать оказывать помощь в дороге, и, если опять потребуется, то и ночлег предоставит. Только впредь, он будет осмотрительнее и уставшим путникам, баньку сперва организует, а их постель сразу в стирку отправит после ночёвки. Водитель и дальше будет подбирать путников на дороге, только теперь внимательнее к их выбору будет относиться. Тщательнее прислушиваясь к, не изученному учёными, голосу женской интуиции, раз уж есть такой феномен.

   Живёт в народе хорошее крылатое выражение: «Делай, что должно и будь, что будет.» («Fais ce que dois, advienne, que pourra» - старинный девиз рыцарей). Как руководство к действию в повседневной борьбе за нравственное право оставаться самим собой, быть верным себе, голосу совести и своей стране.  Любовь и добро пока удерживают наш мир от полного разрушения.



PS:
"Проза.ру" и читатели потеряли ещё одного замечательного автора - Владимир Суд
Военный лётчик-пенсионер (Судаков Владимир Николаевич). http://proza.ru/avtor/prozaru21 

Он не дожил до своих очередных снегирей. Но страничка его продолжает жить, и можно тут услышать голос его мысли.

По просьбе своей дочери, Владимир удалил один свой неудачный рассказ, который слишком зло звучал и сеял безнадёгу. Но я, с ведома Владимира, успел прочесть его текст и подлечить своей рецензией. Так замечательный рассказ получил вторую жизнь, в моей рецензии "Мистика, случайность? ч. 8 Добро, вымаранное злом" http://proza.ru/2018/11/09/817 

Чтобы убрать тень подозрений в плагиате, приведу выдержки из нашей с ним переписки:

"Виктор Комосов 9 ноября 2018 года в 15:07
Владимир, здравствуйте.
В своём отзыве на ваш рассказ я сбросил ссылку на мой второй нестандартный текст.
http://www.proza.ru/2018/11/09/817
Там две темы затронуты. Один из источников темы был удалён её автором, поэтому я на него не ссылался.
Если сочтёте нужным, то можно будет ввести ссылку с названием рассказа и указанием его авторства.

С уважением, Виктор

Владимир Суд 9 ноября 2018 года в 19:06
Ну, удивил, Виктор! Предлагаю в личке общаться на "ты". Такого глубокого прочтения и прочувствования этой миниатюры не ожидал. Ты попал во все яблочки! Оказывается, ты настоящий прятался за самоиронией. Хорошо, что ты есть.
Второй рассказ не могу вернуть, во-первых, удалить его просила дочь, второе, я не смог поднять тему. Тема очень серьёзная для миниатюры, согласись. Я же не Акутагава,...."

Виктор Комосов 9 ноября 2018 года в 21:55
Сам удивлён не меньше:)) смеюсь Думаю, что тут без Твоей качественной подачи дела не было бы. Мне тут всё было знакомо. Да и материал этот я проходил в школе жизни. Правда, ещё не на всех уроках побывал, но стараюсь, расту:))
Спасибо за высокую оценку. Она обязывает ответственнее относиться к своим текстам. Сам дорожу встречами с реальными живыми людьми. Их сейчас большой дефицит, да так, наверное, во все времена было. Эка невидаль:)))

Моей жене все Твои стихи и рассказы, которые я успел ей прочесть, очень понравились. Это большая редкость, но она меня просила перечитать ей несколько раз, понравившиеся места из стихов "Мысли на завалинке".

Удалённый рассказ, правда, был очень сложен. Я видел, что его пишет нормальный человек, но текст вывернулся и пошёл по чужим бездушным рельсам. Хотя, к нему по моим "шпалам" можно вернуться и правильно его причесать - под нужным углом, но это дело хозяйское.

С уважением, Виктор

Владимир Суд 9 ноября 2018 года в 22:28
Ох, уж эти рецензии! Иногда они бывают лучше, чем сам рассказ или стих.
http://www.stihi.ru/2018/09/15/5299......"

Вечная память этому замечательному автору.

С уважением, Виктор

Лётчик Чечель написал: "...Да, я тоже иногда вспоминаю коллегу по штурвалу и перу и отдаю должное его опусам... Земля пухом и светлая память...";
"...Что касается капли дёгтя в бочке мёда - однажды мы с сыном по погоде не упели подняться к шоссе Ялта-Симферополь и 100 % опоздали на свой поезд. Один мужик в пос. Лазурном предложил переночевать у него на веранде, хотя я его предупредил, что денег у нас нет. Через пару дней уже в Николаеве, обнаружили, что у сына клопы...".

С уважением, полковник Чечель 04.04.2020

В.К.: Досадно терять таких замечательных авторов, как Владимир Суд. Светлая ему память и земной поклон. Рад, что успел заочно пообщаться с этим интересным человеком и доставить ему радость своими рецензиями. Мне приятно сознавать, что частица моего душевного тепла успела немного обогреть стариковское сердце этого бывшего лётчика, который щедро отдал своё здоровье любимой авиации.

Ваш рассказ про клопов в гостеприимном жилище неожиданно дополнил (статистически) тему "Добра, вымаранного злом". Кстати, у меня был похожий случай в горном жилище Бекетово, радушно предоставленном хозяйкой для ночлега. Ели избавились мы тогда от навязчивого гостеприимства местных клопов: )))

В.К. (23.04.2020): Одному самокритичному читателю-писателю пришлось ответить:
"...Будем считать мой литературный манёвр - неудачной и навязчивой попыткой затеять внеплановую посевную добра. : ))..."