Добрая услуга и благодарность

Олег Ксюк
               

    Чувство признательности к кому-нибудь, за оказанное ему добро или особое внимание не всегда присуще людям. Берем в руки Библию. И со «Второй Книги Мойсеевой» узнаем, об одном из моментов в жизни израильтян, когда они забыли все хорошее, что сделал для них Бог, и создали себе золотого тельца, которому начали поклоняться.
    Месть Моисея своим соотечественникам за такое преступление оказалась жестокой. «…Моисей …сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левины. И сказал он им:…возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего». Все правильно – нужно быть благодарным Богу.
    Перейдем теперь к жизни земной, но на самом высоком уровне. И посмотрим, как там иногда проявляется чувство признательности людей, творящих историю, за оказанные им благодеяния.
    Юлий Цезарь, кроме других добрых дел своему внучатому племяннику Августу, в своем завещании еще и усыновил его, дав свое имя. Это помогло молодому человеку стать вторым императором древнего Рыма. Придя к власти, он «отблагодарил» своего благодетеля тем, что убил его сына от Клеопатры – Цезариона.
    Тохтамыш был сыном правителя Мангышлака, которого казнил «за непослушание», его повелитель – хан Синей орды . Опасаясь за свою жизнь, юноша удрал в Самарканд к Тимуру. Грозный хромец благосклонно отнесся к беглецу и помог ему стать ханом Золотой Орды. Для этого он трижды давал в его распоряжение часть своих войск и дважды сам  совершал походы в Поволжье. В «благодарность» за это новый властитель огромной страны, основанной ханом Батыем, начал войну со своим благодетелем.
    Иван Мазепа, прогнанный польским королем с Варшавы за половое распутство, поехал на службу к гетману правобережной Украины, Петру  Дорошенко, который находился тогда под покровительством Турции. Выполняя приказ своего нового босса, недавний изгнанник с Польши, однажды,  сопровождал пятнадцать, закованных в кандалы, своих соотечественников в Крым. Туда их отправлял гетман в качестве дара хану. Бывают и такие подарки. Но в степи караван с невольниками задержали запорожские казаки, и решили растерзать Мазепу. И тут за него вступился кошевой Сирко, после продолжительной беседы с ним. По-видимому, Иван умел говорить не менее убедительно, чем некоторые современные кандидаты в депутаты. Потому что, выслушав преступника, атаман обратился к своим побратимам с такой речью: «Паны братья, прошу вас, не убивайте этого человека, может, он нам и отчизне нашей впредь пригодится». Запорожцы послушались, и Мазепа был спасен. После этого, попав, в качестве пленника, в Москву, он сумел и там оправдаться, обвинив своего спасителя в сговоре с Дорошенко.
    По предложению известных революционеров Зиновьева и Каменева, Сталин превратился в Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза. Сосредоточив, таким образом, в своих руки огромную власть, он отблагодарил друзей тем, что объявил их «врагами народа» и физически уничтожил.
    Маршал Жуков когда-то сделал очень существенные одолжения двум, значительным в Советском обществе, особам. Первым с них был генерал Конев. Фронт, которым он командовал осенью 1941 года, потерпел одно из тяжелейших поражений за всю войну с немцами. Сталин хотел его расстрелять, но за него вступился Жуков, и взял генерала-неудачника к себе в помощники. Вторым был первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Никита Сергеевич Хрущев. Летом 1957 года члены Президиума Центрального Комитета партии, на своем собрании, решили освободить Никиту Сергеевича от, занимаемой им, должности. Но благодаря вмешательству маршала он остался на своем высоком посту. А четыре месяца спустя «благодарный» Хрущев освободил своего благодетеля от должности министра обороны. А еще пять дней спустя в центральной газете «Правда» появилась статья Конева, в которой утверждалось, что «Жуков не оправдал доверия партии, оказался политически несостоятельным деятелем, склонным к авантюризму в понимании важнейших задач внешней политики СССР».
    Вообще-то, Никита Сергеевич не лучшим образом отблагодарил еще и одного «товарища по партии». Каганович был тем человеком, который помог Хрущеву начать карьеру государственного деятеля. За это, со временем, благодетель лишился своей карьеры государственного деятеля, будучи причисленным к «антипартийной группе». И таких примеров много.
    На уровне жизни «простых» граждан оказание друг другу мелких услуг – явление обычное и за них никто благодарности не требует. Мы помогаем соседям (особенно соседкам) поднести тяжелый груз, одалживаем им небольшие суммы денег, делимся продуктами питания, присматриваем за маленькими детьми и так далее.
    Ожидание благодарности начинаются тогда, когда услуги другому человеку требуют риска для здоровья, значительных финансовых затрат или больших неудобств для жизни.  И нередко люди с душой нараспашку ошибаются в своих ожиданиях.
    Неблагодарными бывают не только типы с низкими помыслами, но и личности, вызывающие уважение в обществе. Как известно, украинский художник Сошенко, увидев молодого Шевченко за срисовыванием в Летнем саду скульптур, познакомился с ним и потом содействовал выкупу одаренного земляка из крепостного состояния. Став свободным человеком, юный Тарас сманил в своего благодетеля невесту. Начал он ухаживать за девушкой не для того, чтоб жениться на ней, а ради развлечения. И это притом, что молодой поэт в одном из своих произведений написал красивые слова: «Раз добром нагретое сердце век не охолонет».
    Подобные явления происходили, происходят и будут происходить всегда  потому, что мы, в своей основной массе, живем сиюминутными проблемами, желаниями и намерениями, когда нашими действиями руководят, любовь, ненависть, финансовые интересы, стремление к достижению поставленной перед собой цели и так далее, и тому подобное. Но это совсем не значит, что все люди всегда забывают доброе к ним отношение. Просто, в каждого с них своя память на это счет. В кого-то она недолгая, а в кого-то такая память очень уж настырная. Я знал мужчину, который стеснялся встречаться с человеком, выделившим ему деньги для излечения тяжело больной матери. Ему было стыдно, за себя. Этот индивид ухитрялся работать сразу на двух работах, чтоб накопить деньги для возврата доброму знакомому его подарок. И когда он достиг своей цели, перестал избегать встреч с дарителем. Мне была знакома женщина, добровольно взявшая на себя долг своего непутевого брата. Как каждый, отдельно взятый, человек реагирует на, оказанное ему, добро зависит от его воспитания, характера и сложившихся обстоятельств.
    В любом обществе есть люди, считающие смыслом всей жизни – оказание помощи тем ближним своим, кто в ней нуждается, не надеясь на благодарность за свои старания. Это разного рода меценаты и волонтеры. Их труд делает жизнь краше, что не может не вызывать нашего восхищения. Слава таким людям! Но плохо другое: общество, нуждающееся в самоотверженной деятельности меценатов и волонтеров, - больное. И это печалит.   
    В семье, все заботы о маленьких детях под определение – «доброе дело», не попадает. Но, с взрослением  «цветов нашей жизни», вопрос – кто кому сделал одолжение, и кто оказался «неблагодарной скотиной»? – приобретает все более острый характер, особенно в постсоветских странах. В Соединенных Штатах Америки, например, молодые люди имеют возможность купить себе в рассрочку жилье, и начать вести собственное хозяйство. Тогда отношение: «родители – дети» приобретает деловой характер, а не форму - благодарности или неблагодарности.
    Жизнь семейной пары обычно протекает как тесное сообщество двух людей, когда об одолжении друг другу говорить не приходится. Но нередко бывают случаи, когда все наличные ресурсы семьи всецело переключаются на улаживание проблем только мужа или жены. Такой проблемой может быть или болезнь, или учеба, или занятие рискованным бизнесом, или сложности с работой, или что-то другое. Сами по себе подобные нелегкие моменты в жизни супругов воспринимаются как общие временные трудности. Но когда мужчина или женщина, вынужденно требовавший к себе повышенное внимание, находит другую пару, это воспринимается нами как неблагодарность (или предательство). А что делать такому человеку, полюбившему соседку (соседа)? На этот вопрос ответа нет.
    Добрая услуга и неблагодарность на бытовом уровне, это далеко не то же самое, что добрая услуга и неблагодарность в среде людей, стремящихся к власти. В последнем случае добрая услуга не всегда делается с добрых побуждений, и неблагодарность за нее более жестокая, потому что борьба за возможность - подчинять других своей воле не знает проявлений излишней чувствительности. Если Сирко проявил великодушие по отношению к Мазепе, то Зиновьев и Каменев, ходатайствуя о возведение Сталина на должность Генерального секретаря партии, надеялись укрепить и свое положение в правительстве. Но и в первом и во втором случае неблагодарность за услугу была жестокой.
    Политики находятся в большей зависимости от своего окружения, чем «простые люди». И поэтому оно беспощадней определяет им глубину их нравственного падения. Внешняя среда  способна человеческие пороки умножить многократно. Мазепа поносил, перед выше стоящими инстанциями, своих покровителей не только потому, что был плохим человеком. Он поступал так, в первую очередь, потому, что жил в такое время, когда все казацкие атаманы писали друг на друга кляузы русскому царю, польскому королю, крымскому хану, турецкому султану, своим многочисленным (тоже кляузникам) гетманам и низовому казачеству.
    Сталин жил во время становления новой идеологии и жестокой борьбы за власть. Был бы на месте Иосифа Виссарионовича другой человек – результат был бы тот же, только с другими жертвами. Нельзя говорить о преступлениях тиранов (и людей вообще) вне времени, в котором они имели честь «творить». 
    Хрущев правил Советским Союзом тогда, когда в стране идеологических врагов не было и борьба за власть не носила уже такую острую форму, как во время становления Советской власти. Поэтому  Никита Сергеевич попал в историю менее кровожадным правителем, чем его предшественник. Человека, который выдвинул его в партийную элиту, он отправил в отставку, а не расстрелял.
    По-моему, нам необходимо такое человеческое сообщество, где бы в добрых услугах, в виде милосердия, не нуждался никто - ни миллионеры, ни политики, ни «простое население», ни дети, ни родители. Где было бы налажено взаимовыгодное существование - людей с людьми и людей с обществом. В добрых услугах друг другу всегда есть потребность, но хорошо, когда они оказываются не в качестве подачки, а в качестве услуги за услугу. Тогда такая помощь делает человека и добрей, и вселяют в него чувство собственного достоинства. Подаяния не делают нас духовно свободными личностями. Не делает страна духовно свободными личностями бомжей, калек и пенсионеры, когда воспринимает их как обузу для себя. И первые, и вторые, и третьи могут приносить пользу среде своего обитания и быть при этом обеспеченными гражданами. Свалки (канализация) вокруг больших и малых населенных пунктов (услуга людям по избавлении от бытовых отходов) нельзя представлять государству, как свою головную боль. Оно обязано превращать их в источник  доходов. И обязательно умные существа (а мы себя такими считаем) не должны создавать условия для деятельности политиков-авантюристов.